Киотский протокол
Киотский протокол
Последняя надежда и новые возможности Глобальное потепление и постоянные природные аномалии уже не оставляют сомнения в том, что в природе произошли необратимые изменения, и случилось это по вине человека. Выбросы парниковых газов за минувшее столетие привели к повышению средней температуры на Земле на 0,6°C. Можно ли остановить этот процесс с помощью Киотского протокола? Ответа пока нет, хотя ясно, что он его способен замедлить. Но есть у этого документа другой аспект, открывающий перед рядом государств новые возможности привлечения инвестиций для реализации природоохранных программ. Для Беларуси Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата вступил в силу 24 ноября 2005 г. Возможность проводить масштабную торговлю свободными квотами на выбросы парниковых газов у страны появится с 2008 г., но уже в 2006 г. страна приступит к реализации 3 проектов через механизмы торговли квотами. Среди возможных партнеров Беларуси называются Япония, Голландия, Дания. Прогнозы - удручающие Последние исследования ученых, проведенные под эгидой ООН, показали удручающую картину климатических изменений практически во всех странах мира. Прогнозы ведущих университетов Великобритании, Германии, США и других авторитетных научных центров неутешительны: от глобального потепления в первую очередь пострадают развивающиеся страны. Результатом явится рост смертности (почти в два раза) от инфекционных болезней, голода и недоедания к 2030 году. Ранее ВОЗ заявлял, что изменение климата уже сегодня приводит, как минимум, к 5 млн. случаев заболеваний в год, более 150 тыс. из которых - с летальным исходом. Прогнозы также показали, что потепление вызовет спонтанные и ранее несвойственные процессы в природе, что только еще более усугубит проблему голода. До сих пор существовала надежда, что всего этого удастся избежать, сократив промышленные выбросы в атмосферу. Новая компьютерная модель, сделанная специалистами по защите окружающей среды Европейского союза, показала, что глобальное потепление уже в этом столетии может превысить критический порог в 2% и стать стремительным и необратимым процессом. Изменения произойдут в любом случае, даже если все страны (включая США) последуют принципам Киотского соглашения и будут придерживаться их до конца века. Таким образом, цель Протокола, скорее всего, недостижима. В то же время стоимость мер по предотвращению катастрофы составит, по оценкам ученых, около 150 млрд. USD в год, и здесь раскрывается другая сторона вопроса Киотских соглашений. Возможности Протокола, или Нечаянная выгода Несмотря на большие расхождения в оценке Киотского протокола и нежелание развитых стран нести убытки от сокращения производств, соглашение подписали сегодня более 150 государств. Напомним, согласно документу промышленно развитые страны - основные загрязнители окружающей среды - должны сократить выбросы парниковых газов в 2008-2012гг. не менее чем на 5%. Кроме того, каждому государству выделена квота загрязнения, т.е. установленное взвешенное количество выбросов. Основные обязательства по сокращению взяли на себя индустриальные страны (Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада - на 6%). Страны Восточной Европы и Прибалтики обязались сократить выбросы в среднем на 8%, Россия, Украина и присоединившаяся в августе 2005г. к Протоколу Беларусь - сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 гг. на уровне 1990г. Документ предполагает, что если уровень выбросов промышленных производств в стране меньше уровня 1990 г., то эту разницу можно продать. "Покупать воздух" станут в большей мере развитые индустриальные государства. Поэтому у стран с переходной экономикой появится больше возможностей в получении средств от продажи неиспользованных квот, а также больших зарубежных инвестиций в энергосберегающие технологии. На это и рассчитывают страны Восточной Европы и прежде всего Россия и Украина, имеющие большую долю неиспользованных квот. В Беларуси при ратификации Киотского протокола особо подчеркивалась возможность получения больших средств от торговли квотами. Назывались цифры от 300 млн. до 1 млрд. USD - в зависимости от цен на квоты, которые колеблются от 5 до 25USD за тонну парниковых газов (в эквиваленте СО2). В 1990 г. суммарный выхлоп отечественной индустрии составил около 120 млн. т, сегодня он практически в два раза меньше. Ресурс порядка 55 млн. т дает уверенность в получении прибыли от продаж неиспользованных квот, которые также могут использоваться для собственного промышленного развития с привлечением инвестиций. Таким образом, участие Беларуси в Протоколе открывает новые возможности в реализации совместных проектов с ведущими странами мира. Торговле воздухом предстоит учиться В настоящее время предложение "чистого воздуха" в несколько раз превышает спрос на него из-за того, что страны СНГ и Восточной Европы в 90-х годах испытали спад производств. США, Китай, Индия, основные загрязнители окружающей среды, могли бы стать главными покупателями квот. Но они-то как раз и проигнорировали соглашения Киотского протокола. Нежелание присоединиться к документу они аргументируют недостаточностью доказательств глобального потепления. В результате основными покупателями квот остаются западные страны. А на их выбор будет влиять политический аспект: предпочтение получат страны, вступившие в ЕС (страны Прибалтики, Чехия и др.), а также намеревающиеся сделать это, как, например, Украина. Сдерживать продажу квот будет холодный климат стран, вынужденных отапливаться зимой (известно, что в процессе горения образуются парниковые газы). Например, расходы финской промышленности, по самым оптимистическим прогнозам, вырастут на 400 млн. EUR ежегодно. Беларусь - также страна с холодным климатом, и здесь структура источников выброса парниковых газов такова: доля промышленного производства - менее 2 млн. т, энергетики - около 55млн. т, сельского хозяйства - примерно 13 млн. т. В настоящее время в стране прорабатывается программа увеличения использования местных и альтернативных видов топлива (в основном древесины), что может повлечь увеличение выбросов. Сколько реально выбрасывается в атмосферу вредных веществ, подсчитать довольно сложно, а это как раз является основным условием продажи квот. Да и потом, чтобы продать квоту, нужно пройти экспертизу, что является в принципе дорогим удовольствием. Наднациональный надзорный орган, которым является Международная экологическая экспертиза, постепенно приобретает черты жесткой и беспристрастной структуры и ненамного уступает знаменитой FATF, которая борется с отмыванием грязных денег. Если официальные данные выбросов в атмосферу окажутся заниженными, это будет грозить крупным коррупционным скандалом международного уровня. Следовательно, к продажам квот нужно относиться осторожно. Кроме всего прочего, нельзя не предположить, что проданные квоты могут дорого обойтись экономике страны, вплоть до закрытия со временем стратегических предприятий. 14 проектов для стран-инвесторов Проекты совместного осуществления - один из механизмов Протокола, при котором одна страна финансирует проекты по сокращению выбросов либо увеличению поглощения парниковых газов на территории другой страны, а результат таких мероприятий полностью или частично идет в зачет финансирующей стороне. Таким образом, государство-донор выполняет свои обязательства в рамках международного соглашения, а другая сторона получает инвестиции, передовые технологии, улучшает экологическую ситуацию на своей территории. По официальным данным, Беларусь подготовила 14 предложений для государств-инвесторов, подписавших Киотский протокол. Среди них - проекты, направленные на повышение эффективности производства тепла и электроэнергии, использование возобновляемых источников энергии, перевод котельных на более чистое топливо, применение биотоплива, совершенствование систем теплоснабжения и комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Сейчас Беларусь может рассчитывать на получение дополнительной международной финансовой помощи на реализацию проектов, связанных с энергосбережением и переводом энергетики на местные виды топлива. В частности, ЕЭК намерена создать два международных фонда с общим объемом средств от 250 до 300млн. USD, которые будут финансировать энергосберегающие программы. Кроме того, выполнение принятых обязательств позволит Беларуси более эффективно отстаивать свои интересы при вступлении в ВТО. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Последняя надежда и новые возможности...
|
|