Интересы творца нуждаются в защите
Интересы творца нуждаются в защите
Наталья ЛАЗАРЕВА Проблемы охраны авторских прав и совершенствования законодательства в этой сфере рассмотрели участники семинара «Практические аспекты реализации авторского и смежных прав (отечественный и международный опыт)», который провели в столице Национальный центр интеллектуальной собственности и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь при участии Департамента коллективного управления авторским и смежными правами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)Торговля контрафактной продукцией и бесстыдное использование чужой интеллектуальной собственности стали сегодня настоящей проблемой. Публикация книг и съемки фильмов без согласования с авторами и разрешения, использование произведений искусства и науки без выплаты вознаграждения создателям и даже упоминания их имен, появление на рынке контрафактных компьютерных программ, игр, энциклопедий, исполнение чужих произведений – все это подрывает авторитет государства и способствует развитию теневой экономики. Республика Беларусь присоединилась к большинству международных договоров о защите интеллектуальной собственности и обязалась принять необходимые меры для их выполнения. Законодательство нашей страны соответствует сегодня не только международным договорам, участником которых является Беларусь, но и Соглашению по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), соблюдение условий которого является непременным требованием при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). В республике действует Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров, которая работает в соответствии с Концепцией развития системы охраны интеллектуальной собственности. Аналогичная комиссия, которая способствует пресечению нарушений авторских прав на территории стран содружества, создана и на уровне СНГ. Все это – достижения нашего государства за последние десять лет, признанные мировым сообществом и оцененные по достоинству. Присутствие на семинаре таких именитых гостей, как исполняющий обязанности директора Департамента коллективного управления авторским правом и смежными правами ВТО Патрик Мазуйе и председатель Союза по авторскому праву стран Центральной и Восточной Европы (СЕЕСА), авторитетный ученый и практик Михал Фичор – тому подтверждение. И хотя Беларусь защищает права творцов в соответствии с международными стандартами, что отмечено в выступлениях наших гостей, нарушения международного и национального авторского права в нашей стране, к сожалению, еще есть. Более того, с каждым годом они приобретают все более изощренные формы, особенно трудно выявляемые в связи с бурным развитием цифровых технологий и Интернета. Именно поэтому мировое сообщество стремится создать такую систему охраны прав авторов, которая позволит защитить каждого из них от произвола и воровства их интеллектуальной собственности. Но есть области, где авторское право не может быть реализовано индивидуально. В подобных ситуациях рекомендуется коллективное управление. В основном это касается случаев воспроизведения и ретрансляции авторских произведений. Например, передача или песня, прозвучавшие в эфире, выходят на основании контракта, заключенного с автором. Когда же кабельное телевидение ретранслирует их, защитить права автора возможно только через коллективное управление. В частности, это касается создания фонограммы и ее воспроизведения, любых форм ретрографического воспроизведения (ксерокопирования) книг, статей, публикаций. Пользователь может использовать их без разрешения автора, но все равно обязан заплатить ему. Без выплаты гонораров можно использовать чужие произведения только в личных целях. Кроме того, без разрешения автора и выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени создавшего и источника заимствования, допускается цитирование отрывков из правомерно опубликованных произведений в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях, а также их использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера. Все эти уточнения важны для защиты не только прав творцов, но и тех, кто использует чужие произведения правомерно. Например, в США понимание закона было доведено до абсурда, когда требовали уплатить гонорары авторам музыкальных произведений, исполняемых в магазине в качестве фона, что на самом деле приравнивается к использованию в личных целях. Хотя, например, воспроизведение тех же произведений на дискотеках и в ресторанах обязывает владельцев этих заведений выплачивать авторское вознаграждение. Отслеживать все случаи неправомерного использования произведений, понятное дело, очень сложно, тем более – самому автору. Орган коллективного управления позволяет это делать максимально эффективно. В Беларуси этим занимается только одна организация – Белорусское авторское общество (БелАТ). БелАТ является также членом СИЗАК – Международной конфедерации обществ авторов и композиторов, которая объединяет 210 обществ по коллективному управлению имущественными правами авторов из 109 стран. В рамках своей деятельности Белорусское авторское общество заключило договоры с 1.190 авторами и другими правообладателями на коллективное управление их имущественными правами. И более 1.200 лицензионных соглашений – с организациями, использующими объекты авторского права. Кроме того, БелАТ представляет интересы более 500 белорусских авторов научных статей при их переводе и издании за рубежом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проблемы охраны авторских прав и совершенствования законодательства в этой сфере рассмотрели участники семинара «Практические аспекты реализации авто |
|