Есть билет — нет проблем
Есть билет — нет проблем
Виктория РОМАНОВА – Терпеть не могу хамов! – фыркнула моя подруга, когда в автобус зашли контролеры Агентства КУП «Минсктранс» и попросили предъявить проездные. – Ваш билет, – улыбаясь, обратилась ревизор к парню лет шестнадцати. – Почему не оплатили? – Не твое дело! – выпучив глаза, огрызнулся недоросль. – А ты кого имела в виду, говоря о хамах? – поинтересовалась я у своей спутницы. Хоть одна история о том, как нетактично поступают с нами, пассажирами, ревизоры есть в арсенале почти каждого «зайца». А вот что думают и рассказывают о пассажирах контролеры?…И журналисты туда же В комнату, где проводится инструктаж ревизоров Агентства КУП «Минсктранс» перед началом работы, я вошла в некотором напряжении. Меня уже ждали будущие собеседники – контролеры. Одни женщины. Ну, думаю, попала, сейчас столько выслушаю в адрес пассажиров! И мои опасения чуть не подтвердились, когда завязалась беседа. – Мы журналистов уже хорошо знаем, – начала без злости Тамара Феодосовна Мелешкевич. – И «корочки» ваши почти все наизусть выучили. Они, как практика показывает, вместо проездного билета у пишущей братии служат! Несолидно. Работники пера должны бы нас поддерживать, а они туда же – в «зайцы». Я в некотором замешательстве. Начинаю оправдываться. Как тут дальше разговор продолжать? Но женщины сами подхватили беседу. Мне и вопросов-то задавать не пришлось. Контролерские байки посыпались как из рога изобилия. Спасите контролера! Ни одного дурного слова в адрес пассажиров я не услышала. Пожаловались контролеры только на то, что «зайцы» стали наглее. Особенно трудно с молодежью. От них больше всего и достается. – Когда только повесили листовки с изображением нашей новой формы и подробными комментариями, у меня был случай, – подхватывает тему Валентина Татур. – Парень категорически отказался предъявить билет. «Написано, – говорит, – что полоса на жилете должна быть желтого цвета, а у вас зеленая!» И опять слышишь в свой адрес: «Не имеете права!» Поинтересовалась, часто ли среди пассажиров попадаются забияки и драчуны. Ревизоры зашумели – у каждой своя история. Кого-то толкнули, кого-то ударили, а Елене Конош и вовсе «повезло». – На остановке «Универсам «Фрунзенский» только успела ступить на первую ступеньку автобуса и попросить предъявить проездные документы, как меня подхватил амбал и в прямом смысле слова выбросил на улицу, а сам – ходу. Сижу возле заднего колеса и плачу. Думаю, нет уж, за второй порцией в автобус не полезу! А когда к врачу попала, оказалось что палец сломан! Зима, мороз, руки онемели, поэтому не почувствовала сразу. Контролеры рассказали, что после того, как их облачили в форменную одежду, им сложнее стало работать. Пассажиры, особенно в переполненном транспорте, как их завидят, такой стеной станут, что можно и не пытаться попасть в салон. А одна женщина по поводу формы так и сказала: «Руководству «Минсктранса» надо благодарность выписать за то, что они вас так нарядили. Я теперь никогда заранее талон не пробиваю. Вас же за километр видно, пока суть да дело, успеваю пробить дежурный билет!» «…И не надо ломать компостер, граждане!» Про компостирование талонов байки, как оказалось, можно коллекционировать – одна другой веселее! Как только водитель объявит о проверке, сразу выстраивается очередь к компостеру. Ополоумевшие от страха «зайцы» давят друг друга – кто первый дотянется. Без смеха смотреть невозможно. Ревизоры в этот момент юморят: «Уважаемые пассажиры, осторожненько! Не ломаем компостер, соблюдаем очередь!» А пробивают порой что ни попадя: и билеты в театр, и документы, и фантики от конфет… – Мужчина, видно, всегда в кармашке дежурный проездной билетик держал, – рассказывает одна из женщин-ревизоров. – Завидел нас, бегом к компостеру, пробил и, довольный, крутит у меня перед носом – успел! «Молодец, – говорю. – Только первый раз вижу, чтобы вместо талончика месячный проездной компостировали!» Он, оказывается, для жены его купил и в карманчик к талону положил, а второпях перепутал. – Попросила у пассажирки билет, – перехватывает инициативу у своей коллеги ревизор Татьяна Николаевна. – Она мне подает талон, пробитый не в этом автобусе. «Девушка, вы в 51-м едете», – напоминаю. «А я его сегодня утром пробила в 13-м, – невозмутимо отвечает пассажирка. – Я больше не могу». А иногда нашим героям попадаются и очень рачительные горожане. Татьяна Шилова как-то сделала женщине замечание, что она компостирует уже использованный талон. «А у меня есть удостоверение на право льготного проезда, – парирует нарушительница. – Билет полный, значит, могу пробить два раза». Логика железная! Навеселе «Зайцев» подшофе, конечно, больше всего перед праздниками. Но, как сообщили ревизоры, они чаще всего безобидные. Раскланиваться и прощения просить полчаса будут, а некоторые так и вовсе расцеловать норовят. «Штраф платить не буду, но вот за шампанским сейчас сбегаю», – заявил один из новогодних «зайцев» нашим контролерам. – Наш начальник инструктирует всегда: «Улыбайтесь пассажирам на все тридцать два», – рассказывает Валентина Татур. – Доулыбалась как-то: одному поклоннику талончик за свой счет давала, только чтобы уехал! Не знала, как от такого счастья избавиться. Благодарностей, кстати, в последнее время в свой адрес ревизоры слышат намного больше, чем ругани. За хорошее и снисходительное отношение многие возвращаются с подарками, еще и штраф обязательно оплатят. – Парнишка ехал с девушкой, – рассказывает случай Татьяна Николаевна. – Может, заговорился, забыл, не успел. Но как меня увидел, зарделся и руками развел. Ну, думаю, ладно, что ж я его перед дамой-то позорить буду. Пошла дальше. Он проехал остановку (девушку, наверное, провел), вернулся и заплатил штраф. – А помните, на площади Независимости в сотых автобусах проверяли проездные, когда еще кондукторов не было, – подхватила историю Елена. – Молодой человек, безбилетник, готов был штраф заплатить, только у него кроме стодолларовой купюры ничего не было. «Ну иди, меняй где-нибудь, потом принесешь», – отпустили мы его, сами не веря в то, что вернется. А он и впрямь сбегал в гостиницу «Минск» поменял валюту и вернулся, чтобы оплатить штраф. Завидная сознательность! Печально, но факт – Пару лет назад наш коллега скончался прямо на рабочем месте, – стали вспоминать печальные случаи ревизоры. – Была конфликтная ситуация с безбилетником, переволновался, сердце не выдержало. Когда скорая помощь его забирала, кто-то из пассажиров в нашу сторону бросил: «Довели контролеры человека!» В сознании многих людей почему-то укоренилось, что мы можем кого-то довести, нас – никто. После следующей истории и беседу продолжать не очень-то хотелось. Год-полтора назад Ольга Брониславовна выполняла свою работу. Подошла к пассажиру, сидящему прислонившись к стеклу (подумала, дремлет). Тронула за плечо: «Ваш проездной». Молчит и не шелохнется. Оказалось, умер. Ревизоры сообщили, что хоть и утро было, но несколько часов он «покатался». – Мы тогда, слава Богу, с милицией в тандеме работали. Когда попросили людей покинуть салон, они еще возмущаться стали. Так разозлили, что я в сердцах крикнула: «Кому нравится с покойником кататься, можете оставаться!» Кто больше всех препирался, первым выскочил из автобуса. – Как-то в Боровлянах работали, – вспоминает Татьяна Шилова. – Людей почти не было. Девушка не пробила вовремя проездной билет, без возражений стала оплачивать штраф. Совершенно незнакомый ей парень приставил нож к горлу моей напарницы и заставил ее отдать обратно девушке деньги. После такого вообще пропадает желание работать. В противовес этой истории контролеры вспомнили другую, достойную сюжета фильма «Брат». Ревизоры пытались выдворить из транспорта очередного «зайца». Тот ни в какую не соглашался. Перепалка длилась несколько минут. Сидящий неподалеку пассажир, оплативший, кстати, проезд, не выдержал, достал из внутреннего кармана пистолет и направил на обезумевшего «зайца». «Или ты сейчас покинешь автобус, или тебе не жить!» – скомандовал «блюститель порядка». Ревизоры сами бросились врассыпную. Как видите, грустных и веселых историй в запасе у моих собеседниц оказалось пятьдесят на пятьдесят. Но вывод напрашивается один. Конфликт между пассажиром и ревизором может возникнуть только в том случае, когда первый нарушил правила пользования общественным транспортом и не оплатил проезд. Есть билет – нет проблем! А раз уж вы по своей вине или стечению обстоятельств оказались в роли пресловутого «косого», ведите себя с ревизором так, как он, по-вашему, должен вести себя с вами. Авось пронесет! Кто не любит платить за проезд? Педагоги, медработники и юристы. Именно они чаще всего попадают в руки ревизоров. Им составляют компанию студенты-первокурсники в основном с юридических и правовых факультетов – самые «подкованные» в области законов, обязанностей и прав! Особенно контролеры «любят» студентов факультета правоведения Минского института управления. Один такой «правовед», отказавшись платить, позвонил отцу по мобильному телефону с призывом о спасении. Папа действительно приехал через 15 минут – заплатил штраф и надавал подзатыльников своему «авторитетному» сыну. «Зайцы» в цифрах Недобросовестных пассажиров становится меньше. С начала этого года за безбилетный проезд по факту было оштрафовано около 26 тысяч безбилетников. В прошлом году за такой же период их было на 10 тысяч больше. Выходит, что у трети «зайцев» появилась либо совесть, либо личный автомобиль! Помимо штрафов в этом году ревизоры составили две тысячи протоколов: пять процентов виноватых пришли отдать долг общественному транспорту самостоятельно, остальные – по месту работы и через суд. Цена «заячьих» слез – 330 миллионов рублей. Оплатить проезд было бы дешевле! Кто на что горазд Самая частая отговорка – заговорился по мобильному телефону. А некоторые и вовсе могут по две – три остановки разговаривать, не обращая внимания на стоящего радом контролера. И денег не жалко на переговоры! Самое небывалое объяснение выслушала Ольга Таланова, ревизор со стажем. В переполненном транспорте: – Ваш проездной? – обращается Ольга Брониславовна к одной из пассажирок. – Посмотрите на мои руки, – отвечает женщина. В каждой – по авоське с фруктами, овощами и прочей снедью. – А теперь посмотрите между ног! Контролер оторопела, со страхом подумав, что дело кончится скандалом. А потом увидела здоровенный арбуз в сетке, зажатый между ногами пассажирки. В салоне раздался неудержимый хохот. Сами себя ставят в неловкое положение пассажиры, когда, стараясь казаться осведомленными и умными, начинают требовать у контролеров «путепроводный лист» или «накладную». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
– Терпеть не могу хамов! – фыркнула моя подруга, когда в автобус зашли контролеры Агентства КУП «Минсктранс» и попросили предъявить проездные. – Ваш
|
|