"Национальные" черные кошки
"Национальные" черные кошки
Однажды в студенческой юности мы преподнесли преподавателю коньяк. Не в качестве взятки, а как дань уважения к какому-то празднику. И вместо слов благодарности нарвались на холодное молчание. Нет, юбиляр не был ни трезвенником, ни язвенником. Проблема крылась в производителе злосчастного напитка. Азербайджанский марочный розлив никак не вязался с армянским окончанием фамилии презентуемого. Вроде бы мелочь, но человек оскорбился. И недаром говорят художники: даже второстепенные детали влияют на стилистику пейзажа. И сей студенческий казус – лакмусовая бумажка новейшей истории некоторых постсоветских стран, где зычной трубой рвется наружу национальный вопрос. О «Времена», о нравы! На стажировку в Москву Российское информационное агентство «Новости» пригласило представителей всех стран – участниц Организации договора о коллективной безопасности. Поэтому делегация получилась многонациональной: белорусы, россияне, казахи, армяне, таджики, киргизы. Уживались отлично, хотя для меня и были в диковинку некоторые мусульманские традиции. Скажем, таджик Ильхум минут сорок в тишине своего номера просил у Аллаха разрешения продегустировать рюмочку «Беловежской», к тому же перед праздником Ураза-байрама у мусульман строгий пост. Но все сводилось к взаимным шуткам. Полный мир царил в делегации только неделю, пока жили во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в Подмосковье. Проблемы начались, когда перебрались в Первопрестольную. И источником национального недоверия стали коллеги с российского телевидения. Для повышения уровня общей эрудиции нас повели на запись передачи Познера «Времена». Честно признаюсь, на экране программа кажется более жизненной. Изнутри – спектакль с жестким распределением ролей. Режиссер, властная старушка в кроссовках, рассадила нас на лавках трибун, выверяя расположение тела буквально до сантиметров. — Чуть правее, чуть левее, — руководила по-армейски безапелляционно. Понятно: говорить «декорациям» не положено. Разрешено только хлопать и только по команде. Заранее озвучили нам и тему ток-шоу: «Проблема национальной розни». Надо отдать должное организаторам передачи: расстановку гостей они продумали. Пригласили в основном представителей общественности. Благо в России предостаточно различных независимых институтов, лабораторий, центров и других организаций, которые непонятно чем занимаются и какой части народа интересы представляют, но всегда готовы высказаться по любому поводу, причем громко и «сочно». После миролюбивого вступления Познер профессионально и ненавязчиво «разогрел» гостей. Особенно отлично сыграла демонстрация интервью со скинхедами – радикальными националистами, на счету которых не один погром рынков и избиение представителей неславянских национальностей. После такого сюжета не стыдно было откровенно высказаться и гостям. Некоторые прямо заявляли в прямом эфире: мол, никто узбеков в Москву не звал, чего они на дискриминацию обижаются? А что таджикам «за дело» достается, так ведь торгуют наркотиками. Правда, аргументировать национальную преступность никто не смог. Некоторые оперировали якобы официальными данными МВД, но цифры разительно отличались. Один сказал, что на долю иностранцев приходится 2 процента всех московских преступлений, его оппонент заявил, что добрая половина. Даже Познер удивился: неужели в России два милицейских министерства? Несомненно, шоу удалось. Вот только проблема обсуждалась серьезная, весьма щепетильная, рейтинговая, но для шоу явно не подходящая. Ведь легкость высказываний обратно пропорциональна тяжести последствий. Познер-то покрасовался час вместе со своими респондентами перед камерами, а потом вышел из студии и отправился на поиск новых «модных» тем. А в нашей делегации после «развлекательно»-политической программы забегали черные кошки. Буря в стакане воды? На Познера, «общественников» и в их лице москвичей вообще страшно обиделись таджикские и армянские журналисты. В некоторой степени их понимаю: каково, когда на тебя списывают все российские криминальные проблемы и другие грехи! А потом показывают бритоголовых бойцов, которые клянутся «истреблять инородцев». Ильхум сразу потребовал билет на самолет и сказал: после таких «телеслов» он в Москву больше ни ногой. У армянской делегации тема не сходила с уст последующие две недели. И на каждой пресс-конференции они упорно задавали один и тот же вопрос: почему такой национализм в России? Россия — страна многонациональная, и криминал такой же. Другое дело, что скинхеды не выражают мнения большинства россиян, как думают некоторые. С тремя представителями такой «идейной» молодежи столкнулись в метро. Подростки ехали на эскалаторе, неестественно «ржали», вдыхали какой-то коричневый порошок… Несмотря на свою славянскую внешность, от них постарались быть подальше. Обычное хулиганье — с одинаковым успехом могут избить и коренных москвичей. Такая шпана во все времена шаталась по подворотням, просто сегодня кто-то научил их кричать: «Бей черных!». Подсказал, сами бы до этого не додумались. — Каждый день в России убивают сотни русских, — на встрече с нашей группой Владимир Жириновский мысли выражал оригинально, — но стоит среди них попасться одному таджику или узбеку, как сразу начинаются разговоры о национализме… Впрочем, в Беларуси тоже «водились» бритоголовые: ежевечерне собирались пьянствовать в сквере на площади Свободы. Иногда делали «боевые» вылазки: и на негров, и на белорусов – били и чистили карманы. Руководил шпаной, по слухам, некий Миша-художник лет 40, который угощал водкой и помогал сбывать украденные вещи. Но, скажем, зачем 16—18-летним подросткам диссертация, которую они отобрали у аспиранта из Бангладеш? Слава Богу, в Беларуси не стали делать шоу на тему национальной розни. Хулиганская идеология при любых обстоятельствах не имеет права на жизнь. И со скинами разобрались быстро: поставили патруль ОМОНа в сквере, и весь «национализм» прекратился в считаные недели. Одни попали за решетку за хулиганство, другие – в ЛТП — лечиться от алкоголизма, третьи перестали ходить на подобные тусовки, от греха подальше… По крайней мере, интервью у них никто не брал. Историческая чувствительность Многие ищут корни вражды в глубине веков и десятилетий. Мол, Кавказ мстит Москве за порабощение и войны времен Шамиля, прибалты вспоминают походы Ивана Грозного и Петра Великого… Хорошим тоном становится упомянуть сталинские перегибы в национальном вопросе. Хотя железная рука вождя прошлась в равной степени по спинам всех народов. Про это забывают. Зато не проходит месяца, чтобы не показали документальный фильм про притеснения крымских татар, переселение чеченцев или репрессии против казаков. И если в начале 90-х эти ленты дышали откровением, то сейчас перешли в разряд будничных сюжетов с налетом, простите, пошлости в стремлении привлечь внимание телезрителей к заезженным фактам. А может, дело и не в рейтингах?! Не кажутся ли странными и совпадения: ФСБ и МВД который год стараются навести порядок на юге России, а «исторические публицисты» упорно вспоминают прошлые времена и обиды «малых народов». Да, из истории страниц не вычеркнешь. Но, поштучно вытягивая старые «цитаты», можно исподволь будоражить былые несправедливости, оправдывая претензии современные. Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Если упорно пропагандируется «историческая» чувствительность, значит, это тоже кому-то выгодно. И особый интерес обычно у третьих стран. Вспомнить хотя бы сербо-албанский конфликт в Югославии. Когда пожар разгорелся, тут же нашлось немало желающих помочь «навести порядок». Предлог благовидный. Скажем, в Германии тоже в некоторых кругах сильны стремления реванша за Вторую мировую. Но молодцев со свастикой приглашают не на телевидение, а в полицейские участки. Увы, в России средства массовой информации несколько свободней смотрят на проблему. А дружба народов – субстанция неустойчивая и, я бы сказал, горючая. Хватит всего спички, искры, чтобы вспыхнул конфликт. Тем не менее проблема есть. Правда, не столько «национальная», сколько миграционная. По различным данным, в Москве каждый пятый житель – нелегальный. Приезжают гастарбайтеры из всех уголков бывшего Союза, в том числе и из южных республик. И сколько бы ни говорили про засилье иностранцев на рынках, биржах труда и так далее, но обойтись без сторонней рабочей силы мегаполис не может. Скажем, узбеки, таджики, молдаване устраиваются на низкооплачиваемые должности, от которых презрительно отворачиваются коренные москвичи. — Я склонен даже поставить вопрос о миграционной амнистии, — заявил Владимир Васильев, председатель комитета по обороне Госдумы России. – Если есть жилье, работа, не связан человек с криминалом, пускай живет себе на здоровье. Но требуется ужесточать миграционное законодательство. Экс-генерал здраво смотрит на вещи, ибо пресловутая московская регистрация фактически фикция. Свою специально оставил на память: клочок обычной бумажки с отксерокопированным бланком, заполненным неразборчивым почерком: ни штампа, ни печати, только какая-то закорючка-подпись. Такой «документ» грешно не подделывать. Сами милиционеры в открытую говорят: в метро висят сотни объявлений «фирм», которые предоставляют такую «услугу». Другой вопрос, что у законодателей не доходят руки до миграционной политики. Национальный вопрос и проблема иностранцев — хороший политический козырь. Владимир Жириновский, политик, несомненно, неглупый, и тот перед выборами в Моссовет использовал миграционный вопрос: мол, ЛДПР за то, чтобы на московских стройках работали россияне. Пускай приезжают бригады из Воронежа или Тулы, а не из Бишкека или Душанбе. Увы, национальные неурядицы в современной России активно складывают в свой политический багаж борцы за власть. Да и списать на приезжих можно многое, не вдаваясь в подробности: и низкие зарплаты, и нехватку жилья, и преступность, и наркотики… А в итоге эти предвыборные заявления перекочевывают в идеологию парней с бритыми затылками. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Однажды в студенческой юности мы преподнесли преподавателю коньяк. Не в качестве взятки, а как дань уважения к какому-то празднику. И вместо слов благ
|
|