Выше мирового минимума
Выше мирового минимума
На лечение каждого белоруса бюджет выделяет более 100 USD в год Наступивший 2006 год для здравоохранения станет годом подавляющего переоснащения районных больниц новым оборудованием, повсеместного создания государственных платных лечебно-профилактических учреждений, а также последним годом, когда врачи смогут одновременно работать в госучереждениях и частных медицинских центрах. Ирина КРЫЛОВИЧ Как сообщил на пресс-конференции 10 января начальник управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Александр Цыбин, к 2007 году для врачей Беларуси станет невозможным совмещение работы в государственных и частных медицинских организациях. “Мы приняли принципиальное решение, и альтернативы быть не может — или работаешь в государственной структуре, или в частной”, — заявил А. Цыбин. Люди в “серых” халатах Объясняет это решение представитель Минздрава существованием своеобразного “серого рынка” предоставления медицинских услуг, когда врач, принимая больного в поликлинике, рекомендует ему обратиться в частный медицинский центр, где сам же и подрабатывает. О том, что врачи недовольны условиями работы в государственной системе здравоохранения, говорит приведенный А. Цыбиным на пресс-конференции факт: за 2005 год только 700 участковых терапевтов ушли в частные структуры. Поэтому Минздрав заготовил для врачей, желающих все же получить дополнительный заработок, альтернативу — хозрасчетные унитарные (государственные) лечебно-профилактические центры, к созданию которых Министерство собирается активно приступить в 2006 году. “Вот альтернатива тому, что на сегодня носит характер ”серого рынка", когда государственный врач после работы подрабатывает в частных структурах, — сказал А. Цыбин. — Если не устраивают условия труда в частной структуре, пожалуйста, работайте в нашей государственной, но на хозрасчетной основе. Выбор за пациентом, за счет уровня услуг и цен". Впрочем, не совсем понятно, что при такой схеме помешает врачу направить пациента из поликлиники уже в государственный хозрасчетный центр, где он же сам вечером и подрабатывает. Так что у пациента выбор останется прежним. Именно поэтому многие воспринимают запрет на совмещение работы в государственных и частных медучреждениях как прямую угрозу дальнейшему развитию частной медицины. Но А. Цыбин эти упреки отвергает. По его словам, Минздрав рассматривает систему здравоохранения Беларуси как “единую — государственный сектор занимает свою нишу, но есть место и для частного сектора”. Все по стандарту А. Цыбин считает, что в будущем частная медицина в Беларуси продолжит развиваться, так как рост благосостояния населения оставляет перспективы частному сектору. Довольно странный тезис. Трудно себе представить, что сегодня люди идут в частные центры просто потому, что им не на что потратить лишние деньги. Как правило, туда обращаются, рассчитывая, во-первых, на более качественное обслуживание, а во-вторых — на более понятные и прозрачные отношения между врачом и пациентом: пациент платит и понимает, за что. В существующей же в нашем государстве системе бюджетного финансирования, которое хоть и выделяется в расчете на каждого гражданина, сам человек не понимает, что он может потребовать от государства на выделенные на него деньги. Как заявил А. Цыбин, сумма расходов из бюджета на охрану здоровья и медицинское обслуживание населения Беларуси в 2006 году составит по 285 тыс. BYR на одного человека, это на 35 тыс. BYR больше, чем в 2005 году. При этом было отмечено, что уже не первый год эта сумма превышает минимальный мировой стандарт государственных трат на охрану здоровья одного человека — 100 USD. Ориентацией же на количество и качество предоставляемых услуг у нас являются уже не мировые, а отечественные минимальные социальные стандарты. На данный момент в стране в области здравоохранения действуют пять соцстандартов: бюджетные расходы на одного жителя; обеспеченность врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами (один врач на 1,3 тыс. жителей); количество койко-мест (9 койко-мест на 1 тыс. жителей); обеспеченность аптеками (1 аптека на 8 тыс. жителей); количество бригад скорой медицинской помощи (1 бригада на 12,5 тыс. жителей). При этом норма обеспеченности врачами первичного звена была в 2005 году следующей: 1 врач на 1.265 жителей, койко-местами — 9,74 на 1 тыс. жителей, аптеками — 1 аптека на 7.147 жителей, бригадами скорой медпомощи — 1 бригада на 12.045 жителей. Казалось бы, все замечательно. Средние показатели укладываются в стандарты, но у многих пациентов, наверное, есть подозрения, что, в частности, в каждой отдельной поликлинике со стандартами что-то не так: врачей как общей практики, так и узких специалистов, — не хватает. Впрочем, к стандартам и у самого Минздрава есть претензии. Например, оказалось, что учет по показателю обеспеченности врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами осуществляется по занятым должностям, а не по физическим лицам. Вероятно “по лицам” будет хуже. А сколько еще бывает ситуаций, когда врач на больничном, в отпуске, на повышении квалификации и его некем заменить. И именно в этот момент вы и пришли в поликлинику и не смогли попасть к своему участковому. Есть вопросы и по стандартному нормативу на количество аптек — Минздрав считает, что он не учитывает разную плотность населения в городах и сельской местности. Обсуждается также обоснованность существующего норматива по количеству бригад скорой помощи. “Скорая помощь у нас слишком дорогая услуга, и мы ее сохраняем как завоевание в социальной сфере, но вместе с тем все должны понимать, что скорая помощь должна быть в нужное время в нужном месте, а не отвлекаться по пустякам”, — подчеркнул А. Цыбин. В настоящее время министерство также озабочено внедрением нового стандарта — по обеспеченности медицинских учреждений коммуникациями, который предполагает наличие у фельдшерско-акушерских пунктов, сельских и городских больниц необходимого минимума: централизованное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, бесперебойное энергоснабжение. Оказывается, несмотря на превышение мирового минимального бюджетного финансирования, в стране есть еще медучреждения с печным отоплением и прочими неудобствами. “Сейчас нам стыдно за некоторые наши участковые и районные больницы, врачебные амбулатории, где нет канализации, теплой воды, достаточного освещения”, — сказал А. Цыбин. Принятие нового стандарта, по мнению Минздрава, позволит более быстро привести все больницы и ФАПы в соответствие с современными понятиями о медицинском учреждении. После чего их можно будет так же быстро переоснастить более современным оборудованием. Задачу “подавляющего переоснащения районных больниц новым оборудованием” поставил для себя Минздрав уже на 2006 год. По словам А. Цыбина, эта инициатива нашла поддержку у местных властей и они выделили средства. Сначала рецепт Еще одним важным нововведением 2006 года стали изменения в порядке отпуска лекарственных средств по рецептам и без них. По словам А. Цыбина, накануне нового года Минздрав утвердил перечень безрецептурных лекарств, в который вошло более 400 наименований. Остальные лекарства, в основном спиртосодержащие настойки, будут отпускаться только по рецепту врача. При ужесточении правил отпуска лекарств Минздрав руководствовался мировой практикой и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения — подчеркнул А. Цыбин. “Требуется выписка рецепта, иначе мы превратимся в нацию хронически больных людей, принимая самостоятельно без назначения врача лекарство... Мы придерживаемся стандарта, который есть в мировой и европейской медицине: рецепт — а потом лекарство”, — сказал представитель министерства. Впрочем, А. Цыбин не исключил, что безрецептурный список может быть расширен после анализа итогов первого полугодия. Он также сообщил, что в аптеке любой формы собственности должен существовать информационный стенд с безрецептурным и рецептурным перечнями лекарств. Чтобы избежать очередей и лишних трат времени при получении таких популярных лекарственных средств, как настойки боярышника и пустырника, Министерство намерено внедрять “элементы научной организации труда — штампы, клише и заготовки”. “Чтобы врач не сидел и чернильной ручкой долго не выписывал, чтобы уже в доврачебном кабинете фельдшер мог выписать лекарство”, — пояснил А. Цыбин. Добавим, что в 2006 году лекарства, которые не попали в безрецептурный перечень, может оказаться сложно не только выписать, но и купить. С июля 2006 года лекарства, которые выдаются по рецептам, будет запрещено продавать в аптечных киосках, их продажа разрешена только в аптеках. Планировалось, что это требование вступит в силу с начала нынешнего года. Но учитывая, что субъектам хозяйствования всех форм собственности требуется время для приведения ассортимента аптечных киосков в соответствие с новыми правилами, срок вступления в силу решения Минздрава изменен на июль 2006 года, сообщило БЕЛТА со ссылкой на министерство в конце прошлой недели. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наступивший 2006 год для здравоохранения станет годом подавляющего переоснащения районных больниц новым оборудованием, повсеместного создания государс |
|