ОТ ХУХ-ХОТО ДО ДУЙСБУРГА
От Хух-хото до Дуйсбурга
БЖД развивает контейнерные перевозки Ольга МИКША http://www.belgazeta.by/20060116.2/040111511 В прошлом году Белорусская железная дорога (БЖД) добилась заметного роста транзитных перевозок грузов, однако после реализации намеченной Россией переориентации экспортных грузов на российские порты этот поток сократится. Как сообщила пресс-служба БЖД, в 2005г. перевезено 125,1 млн. т грузов, рост к прошлому году составил 12,5%. На транзит пришлось более трети от перевезенных объемов. «Наблюдается устойчивая тенденция роста объемов транзитных перевозок и доходов от них», - сказал «БелГазете» начальник БЖД Владимир Жерело. СПРАВКА «БелГазеты». Наибольшие объемы транзитных перевозок в 2005г. осуществлялись в Россию - 34,3 млн. т (136% к 2004г.), в т.ч. в Калининградскую область - 15,4 млн. т (103%); Латвию - 15,6 млн. т (222%); Литву - 5,9 млн. т (132%); на Украину - 4,9 млн. т (99%); в Казахстан - 1,6 млн. т (108%). Скоро Россия, основной получатель следующих через нашу страну грузов, переориентирует свои экспортные грузопотоки на собственные порты. Такая задача заложена в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-10гг.)». В течение 10 лет РФ намерена вдвое сократить экспортный грузопоток в направлении балтийских портов. В этом случае БЖД от российского экспорта останутся лишь грузы, направляемые в Калининградский порт. Поэтому Беларусь намерена приложить особые усилия для развития транспортных перевозок в калининградском направлении. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» потенциал этого направления увеличивался, достигнув в 2005г. 36% общего объема транзита БЖД - при том, что в 2000г. этот показатель не превышал 15%. Реализация Россией программы, а также переключение в перспективе значительной части грузопотоков с балтийских портов на порты Дальнего Востока и сухопутные приграничные переходы с Китаем и Монголией приведет к сокращению транзитных перевозок через Беларусь. Компенсацию потерь БЖД видит в развитии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами - прежде всего контейнерными по второму и девятому трансъевропейским транспортным коридорам. В прошлом году к уже имеющимся маршрутам добавились новые. В марте 2005г. организованы перевозки грузов в контейнерах из Китая и Монголии в страны Западной Европы. Первый контейнерный поезд по маршруту Китай (Хух-Хото) - Монголия - Россия - Беларусь - Польша - Германия (Дуйсбург) был в пути 14 суток с учетом всех операций на пограничное и таможенное оформление. Это вдвое быстрее, чем морским транспортом. Как сообщил начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД Александр Станкевич, дорога старается удерживать свои тарифы на уровне, сопоставимом с морскими. Летом 2005г. началось регулярное курсирование контейнерного поезда «Меркурий» по маршруту Калининград/Клайпеда - Минск - Москва, а в ноябре состоялся демонстрационный проезд по маршруту Берлин - Варшава - Брест - Москва с начальниками железных дорог этих стран в качестве пассажиров. В результате объемы перевозки транзитных грузов контейнерными поездами с 2000г. выросли более чем в 7 раз - с 4,5 тыс. ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте) до 34,3 тыс. ДФЭ в 2005г. При перевозке значительных объемов транзитных грузов весьма важна тарифная политика транзитного государства. По словам Жерело, Беларусь не собирается снижать тарифы на железнодорожные перевозки:«Расходы дороги растут - в прошлом году подорожало дизтопливо, рельсы - на 58%, даже шпалы деревянные - почти на 50%». В отличие от соседней Литвы, которая сделала транзитные железнодорожные тарифы намного ниже, чем внутри страны, Беларусь транзитом покрывает расходы по обеспечению внутренних перевозок. Пригородные перевозки покрываются на 38% себестоимости, внутренние пассажирские - на 48%, внутренние грузовые - на 80%: «У нас недобор по внутренним перевозкам приблизительно на Br377 млрд.» В рамках Тарифного соглашения стран СНГ согласованы единые принципы формирования тарифов. Так, для наиболее массовых грузов (более 80% транзита) БЖД предоставляет стабильные фиксированные ставки по конкретным маршрутам. По оценкам экспертов БЖД, эти тарифы являются достаточно конкурентными и обеспечивают баланс интересов железной дороги и грузовладельцев. Однако выступая на прошлой неделе на совещании по вопросам политики Беларуси в многосторонних интеграционных объединениях на пространстве СНГ, президент Лукашенко высказал недовольство высокими железнодорожными тарифами России: «Высокий уровень российского транзитного тарифа во многих случаях превращает нашу продукцию в неконкурентоспособный товар. Надо доказать нашим партнерам, что в интересах всех государств ЕврАзЭС, включая Россию, формирование внятной ценовой политики по выработке единого железнодорожного тарифа, который сделает транзит экономически выгодным». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В прошлом году Белорусская железная дорога (БЖД) добилась заметного роста транзитных перевозок грузов, однако после реализации намеченной Россией пере |
|