21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

БЮДЖЕТ: СОКРАЩАТЬ ИЛИ УПРОЩАТЬ?

25.08.2009 21:23 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бюджет: сокращать или упрощать?
Чтобы факт совпал с прогнозом

Ярослав РОМАНЧУК

http://www.belgazeta.by/20060116.2/040120241

Утверждение закона о бюджете на 2006г. в ПП НС прошло в плановом режиме: без открытых споров лоббистских групп, представления позиций предпринимателей, учета обострившейся конкуренции налоговых и административных систем регионов. Правительство вновь пообещало сокращать налоги и упрощать систему администрирования.

КАЧЕСТВО ПРОГНОЗА

При сравнении прогнозов и факта выполнения основных макроэкономических показателей можно отметить ряд любопытных особенностей. В 2003-05гг. правительство всегда имело более консервативный прогноз, чем фактическое его исполнение. В 2003г. ВВП оказался больше запланированного на $2,4 млрд. (13,6% фактического ВВП), в 2004г. - на $3,12 млрд. (13,6%), в 2005г. превышение ожидается в $2,2 млрд. (7,7%). Это серьезные просчеты в бюджетном планировании. Изначально расходы планируются под доходы. Если последние значительно превышают поступления в бюджет, логично сокращать налоговую нагрузку или - при дополнительных доходах бюджета - начинать системную реструктуризацию реального сектора. Ни первого, ни второго мы не увидели.

Второй фактор - обменный курс белорусского рубля. В законе о бюджете на 2003г. среднегодовой обменный курс планировался на уровне Br2110 за $1. Факт оказался почти рядом - Br2051. В 2004-05гг. власти по инерции девальвировали курс рубля к доллару и соответственным образом считали бюджет. Курсовой прогноз по доллару на 2004г. составлял Br2280-2390, а по факту вышло Br2160. На 2005г. бюджет верстался под среднегодовой курс $1/Br2240, получилось - Br2165.

В ситуации, когда бюджет сильно зависит от поступления налогов по внешнеторговым операциям, такие курсовые просчеты выливаются в перераспределение еще большего объема денег в пользу государства. Вместо сокращения фискального бремени на реальный сектор в полную силу жмут на административные рычаги ради выполнения прогнозных показателей. Особенно отчетливо это видно по динамике среднемесячной зарплаты в долларовом эквиваленте (без учета девальвации доллара). В 2003г. превышение факта над прогнозом составило всего $3, в 2004г. - уже $16, в 2005г. составит примерно $15.

ГОРЯЧКА СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА

Правительство впало в горячку стимулирования спроса, в первую очередь за счет административного повышения доходов населения и выдачи кредитов предприятиям. По сравнению с 2003г. фактическая среднемесячная зарплата в 2004г. увеличилась на $41. В 2004-05гг. - рост на $62. Скачкообразный рост на фоне замедления роста ВВП и заметного осложнения финансового положения предприятий, особенно малых и средних, ничего хорошего не сулит. В 2006г. зарплата должна вырасти на $42. Без иностранных инвестиций и дебюрократизации экономики выполнить этот показатель очень трудно.

Самым неожиданным в прогнозе Минфина на нынешний год стал показатель дефицита бюджета. В 2003г. прогноз и факт практически совпали. В 2004г. правительство сработало в ноль, т.е. сбалансировало доходы и расходы консолидированного бюджета. И тут вдруг при не меняющемся уже три года подряд прогнозе дефицита (1,5%) закон о бюджете на 2006г. верстается, исходя из того, что дефицит в 2005г. составит необычно высокую для Беларуси величину - минус 2,4% ВВП. В денежном эквиваленте это Br1,48 трлн. (около $684 млн.). Планируется профинансировать дефицит на 52% из внутренних источников и на 48% из внешних. Что это, перестраховка или сигнал о нарастающих в бюджетной сфере проблемах?

При верстке бюджета на 2005г. правительство исходило из дефицита в 1,9% ВВП за 2004г. В то время профицит (за 10 месяцев 2004г.) составлял 1,7% ВВП. Сегодня разница еще более внушительная. По данным Минфина, за 10 месяцев 2005г. консолидированный бюджет исполнен с профицитом в 2,7% ВВП. Откуда дефицит в 2,4% ВВП? Как за два месяца можно потратить 5,1% ВВП, или около $1,46 млрд.? Потратить, конечно, можно сколько угодно, но как быть с качеством таких инвестиций и оценкой важности такого потребления?

Можно предположить, что Минфин не собирается расходовать столько сразу. При существующих жестких требованиях к использованию бюджетных средств никто не рискнет заниматься подобным расточительством. Вполне возможно, что эти ресурсы припасены на случай административного повышения зарплат или пенсии, создания нужной экономической картинки во время политической кампании. Поскольку замедление темпов экономического роста стало очевидным фактом, с учетом растущих требований к бюджету и слабеющему реальному сектору экономика может не выдержать фискальных и монетарных перегрузок.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДОХОДАХ

В 2006г. налоговая нагрузка на экономику не только не уменьшится, но может даже увеличиться. В бюджете декларируется снижение с 3,9% до 3% совокупной ставки платежей от выручки с продаж (на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инновационных фондов - 0,4%, на содержание и ремонт жилищного фонда - 0,5%). Планируется также снизить ставки местных целевых сборов (транспортного сбора) с 4% до 3% от прибыли. Вместо трех налогов с оборота автомобильного топлива оставлен один - акцизы. Однако ставки этого налога увеличены в 2,5 раза. Минфину хорошо, а вот местные органы власти будут испытывать еще больше проблем с финансированием своих программ, чем в 2005г.

Отменен явно неконституционный сбор с физлиц при пересечении госграницы. При остром дефиците средств местные исполкомы вынуждены будут воспользоваться предоставленным правом увеличения в 2 раза ставок земельного и экологического налогов, а также налога на недвижимость. С учетом всех этих факторов в 2006г. едва ли стоит ждать сокращения налоговой нагрузки: сохраняется 13 республиканских налогов и сборов, 10 областных и 13 местных.

Доля НДС в формировании консолидированного бюджета увеличится до 26%. Налоги на доходы и прибыль будут формировать уже 12,5% бюджета (в 2005г. - 11,1%). Резко вырастет доля акцизов - с 5,7% в 2005г. до 8,9% в 2006г. Неизменными останутся поступления от внешнеэкономической деятельности. Увеличатся неналоговые платежи (как доля к ВВП и как доля в доходах консолидированного бюджета).

Так что в текущем году не стоит ждать ни снижения налоговой нагрузки, ни упрощения системы администрирования, ни либерализации учетной политики. Правительство продолжит жестко нормировать все производственные затраты. Иначе оно не планировало бы столь смелое повышение поступлений от налога на прибыль и доходы.

Таблица

ОСОБЕННОСТИ РАСХОДОВ

С умом тратить более $16 млрд. в год - почти половину ВВП - задача для профессионалов. Эти деньги могут разбалансировать любой рынок, заблокировать инвестиционные стимулы и создать атмосферу иждивенчества в любом секторе. Складывается впечатление, что Минфин и Минналогов до конца не знают, зачем им столько ресурсов. Приятно получать премии за выполнение планов, но как быть с чрезмерной налоговой нагрузкой?

В бюджете-2006 проблема структурных и финансовых искажений вообще не рассматривается. Опять вся надежда на 178 бюджетообразующих предприятий, на высокие цены на нефтепродукты, калийные удобрения и металлы. При сужении налоговой базы в 2005г. изыскать $16 млрд. весьма непросто. Тем более, что большая доля госрасходов - это чистое потребление и проедание капитала без инвестиционной составляющей. В 2005г. на выплату пенсий потрачено чуть более $3 млрд.; в 2006г. планируется рост до $3,7 млрд. Удельный вес этой статьи расходов в бюджете постоянно увеличивается: в 2006г. - до 23,3%. Общегосударственные расходы, оборона, правоохранительная деятельность - это еще 19,3% консолидированного бюджета. Практически столько же тратится по статье «национальная экономика»: $3 млрд. на поддержку приоритетов изъяты у обычных налогоплательщиков и более прибыльных предприятий.

В 2006г. на 21% увеличатся расходы на госорганы общего назначения (до Br487,9 млрд.); из них на органы, обеспечивающие работу президента, Беларусь потратит Br21,6 млрд. без учета расходов на службу безопасности президента. Ее бюджет составляет Br21,96 млрд. Бюджет Нацсобрания скромнее - Br19 млрд. Резервный фонд президента повышен до Br265,5 млрд. На Минсельхозпрод будет направлено Br2434,9 млрд. ($93 млн. в месяц). В целом же сельское и рыбное хозяйство получат Br2959,1 млрд. ($113 млн. в месяц). Добавим сюда Br1906,1 млрд. ($72,9 млн. в месяц) средств из республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции, многочисленные бюджетные программы. Инвестиции в агросектор составляют более $2,2 млрд. в год - и потребитель часто должен покупать белорусское продовольствие по ценам, которые нередко выше мировых. Расходы на сельское хозяйство составляют 43,9% бюджетных ресурсов, которые направляются на поддержку реального сектора.

Таким образом, бюджет-2006 должен быть вполне по нраву силовикам, чиновникам, хозяйственной номенклатуре, коммерческим структурам, обслуживающим село и снабжающим сырьем и комплектующими крупные предприятия. Безбедно будут чувствовать себя идеологические и контрольные структуры, сотрудники министерств и концернов. Явный аутсайдер бюджета на этот год - частный бизнес, без которого развитие страны и выполнение бюджетных показателей весьма проблематично.

 
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Утверждение закона о бюджете на 2006г. в ПП НС прошло в плановом режиме: без открытых споров лоббистских групп, представления позиций предпринимателей
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика