SAMAND АКБАР
Samand акбар
для белорусского рынка Александр ПАВЛОВ http://www.belgazeta.by/20060123.3/470234601 Идея создания в Беларуси сборочного предприятия по выпуску легковых автомобилей витала давно. Доходило до того, что собирались создать эдакий белорусский народный автомобиль. Для всех. Для каждого. Разговоры разговорами, но первым «отверточным» производством стал завод «Юнион Моторс», занявшийся сборкой легковых автомобилей Ford Escort и микроавтобусов Ford Transit. Естественно, отбить вложенные в производство деньги можно было только при условии, что в год будет продаваться несколько тысяч автомобилей. Слабенький белорусский рынок едва ли мог принять столько автомобилей, поэтому основной расчет делался на Россию. Но, как известно, проект заглох с введением таможенных пошлин между Россией и Беларусью, оставив после себя буквально сотню-другую собранных автомобилей. Конечно, это дела давно минувших дней. И вот еще до Нового года было объявлено о том, что на мощностях ЗАО «Юнисон», которое сейчас занимается сборкой коммерческих микроавтобусов Lublin- 3, будут собираться иранские легковые автомобили Samand. Соглашение с компанией Iran Khodro может быть подписано уже 25 января. Не исключено, что собираться будет даже несколько моделей, но основную ставку сделают на Samand. Оценят ли белорусы иранскую экзотику? Вопрос! Samand - плод сотрудничества компании Iran Khodro и Peugeot. Конструктивно Samand повторяет давно снятую с производства модель Peugeot 405 - 1,8-литровый бензиновый двигатель мощностью 100 л.с., коробка передач, подвески, некоторые детали интерьера без изменений взяты с «француза». Самостоятельной разработкой является только дизайн, причем весьма посредственный. Автомобиль может быть оборудован АБС, кондиционером, электроприводами зеркал и стекол. По предварительным оценкам, в такой комплектации он будет стоить $10-12 тыс. Но ведь столько же сейчас стоит растаможенный автомобиль иранской сборки. В чем тогда смысл? Сразу возникает вопрос: не наступает ли ЗАО «Юнисон» на те же грабли? Имеет ли смысл сейчас налаживать в республике мелкосерийную сборку легковых автомобилей? ЗАО «Юнисон» полно оптимизма. Правда, непонятно, на чем этот оптимизм основывается. Со сборкой автомобилей Ford ничего не получилось. Lublin- 3 лишь изредка мелькает на наших улицах, хотя планы при открытии производства были если не наполеоновские, то уж точно самые радужные. В России он не продается: не признан товаром белорусского производства, соответственно, на него распространяются таможенные пошлины. Теперь вот Samand. Конечно, идея посадить белоруса на недорогой автомобиль хороша. Но разве $10 тыс. за иранскую экзотику - это недорого? Еще как дорого. Уже только заявленная стоимость автомобиля делает его бесперспективным на рынке. Хотя сам по себе автомобиль неплох и прекрасно подходит для дорог Беларуси. Высокий дорожный просвет - это несомненный плюс. Производитель утверждает, что он равен 19 см. Так что ездить в деревню за картошкой будет очень даже удобно. Конструкция подвески тоже проверена временем: сзади - компактные торсионы, спереди - Мак-Ферсон. Такая схема отличается неплохим комфортом, надежностью и выносливостью. Да и большинство запчастей по ходовой части должны подходить от Peugeot 405, что не может не радовать простого автолюбителя: рынок «Малиновка» пока еще завален бэушными запчастями. У автомобиля просторный салон и вместительный багажник. С качеством материалов и подгонкой панелей в салоне нет особых проблем. Не современный европейский автомобиль, но вполне пристойно. Французский двигатель хоть и старой конструкции, но для условий Беларуси это только благо - к качеству топлива требования не такие жесткие, проще конструкция - дешевле ремонт. Его сотни лошадиных сил вполне достаточно даже для относительно динамичного передвижения. Зато так любимого белорусами дизеля не будет, а жаль. Французские дизели славятся своей надежностью, так что для Samand он очень хорошо подошел бы. В общем, выглядит, как мечта рабочего человека, обремененного семьей, дачей и урожаем картошки. Можно оставить в стороне сам автомобиль. Вопрос в другом. Емкость рынка новых автомобилей Беларуси составляет порядка 4500-5000 штук в год. Чтобы окупить производство, нужно собирать и (важно!) продавать не менее 10 тыс. автомобилей в год. Но надежд на белорусский рынок нет. Покупать больше белорусы не смогут. Тем более за $10-12 тыс. За такие деньги продается или очень хороший трех-пятилетний автомобиль, или новый малолитражный «европеец»/«кореец». Остается опять надеяться на Россию, как и в случае с «Фордом»? И снова вопрос: а россиянам-то зачем иранский автомобиль белорусской сборки? У них есть Hyundai Accent, Ford Focus. К тому же, Iran Khodro планирует построить сборочное производство в России. Пожалуй, судьба иранской марки в России будет выглядеть перспективнее. Что же получается? Россиянам, на которых основная надежда, белорусский Samand не нужен. На белорусском рынке вряд ли будет продаваться более 1000 автомобилей в год (да и эта цифра невероятно завышена: дилеры о таком уровне продаж и мечтать не смеют). К чему тогда городить огород со сборочным производством? На практике получается, что по всем экономическим раскладам заниматься организацией сборочного производства невыгодно и бесперспективно. Но ЗАО «Юнисон» в очередной раз радует новой идеей. Пока нам рассказывают о скором начале производства, но ни разу не обмолвились о том, кто эти автомобили будет обслуживать, поддерживать гарантию. А ведь делать нужно параллельно с открытием производства. Так что пока идея выглядит слишком утопической. Даже если сборка автомобилей Samand и начнется, вряд ли это продолжится слишком долго и успешно. Так уж исторически сложилось… С помпой откроют ворота, перережут ленточку, скажут много слов. Потом соберут первую партию товарных автомобилей и тихо закроют. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Идея создания в Беларуси сборочного предприятия по выпуску легковых автомобилей витала давно. Доходило до того, что собирались создать эдакий белорусс |
|