Министр образования Александр Радьков: «Мы должны создать единую систему стандартизации образования»
Министр образования Александр Радьков: «Мы должны создать единую систему стандартизации образования»
Подводя итоги работы системы образования Беларуси за 2005 год, министр отметил, что год был напряженный, но результативный «Важнейшие параметры социально-экономического развития, в частности, по росту заработной платы, строительству и энергосбережению, — пояснил он, — были выполнены». Главные усилия в отчетный период, по словам докладчика, были направлены на решение поставленных главой государства задач по обеспечению доступности и высокого качества образования на всех его уровнях, формированию действенной системы идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью, созданию необходимых финансовых, правовых условий для обеспечения функционирования и развития системы образования. Если говорить о системе дошкольного образования, ее популярность растет. В этом году учреждения этого типа посещает 81% детей (самый высокий показатель в СНГ!). За последние пять лет он увеличился на 10%, что свидетельствует о доверии родителей. На почти 600 единиц выросло число дошкольных учреждений нового типа – детских садов-школ, центров развития ребенка и т.д. Сегодня это более 20% от общего количества учреждений дошкольного образования. Но есть здесь и недоработки. Несмотря на проводимую работу по удешевлению детского питания, сохраняется несоответствие денежных норм натуральным. Одним из важнейших направлений деятельности в сфере дошкольного обучения в отчетном году стало повышение качества воспитания и обучения. Только на Гродненщине более 85 таких учреждений работает в инновационном режиме. Активизировалась работа педколлективов по патриотическому воспитанию детей, приобщению их к историческому прошлому страны. Вместе с тем, по словам министра, требует решения вопрос обеспечения дошкольных учреждений «умными игрушками», физкультурным инвентарем и оборудованием, наглядно-дидактическими и техническими средствами. Не удалось решить вопрос повышения статуса работников этих учреждений, что в свою очередь сдерживает рост профессионального уровня педагогических кадров. Тревогу вызывает и низкий процент охвата детей дошкольными учреждениями в сельской местности (в минувшем году этот показатель вырос всего на 1% и достиг 50,5%). Последовательно осуществляется школьная реформа. В текущем учебном году по программе 12-летней общеобразовательной средней школы обучается около 800 тысяч учащихся 1—8-х классов (66% общего контингента школьников), во 2-х и 5-х классах введен Типовой учебный план, разработанный с учетом пятидневной учебной недели. Продолжается апробация новых учебных планов и программ, учебных пособий для старшей ступени реформируемой школы. «Проблемы, конечно, есть, — признается Александр Михайлович, — но особую озабоченность вызывает запаздывание в решении организационных вопросов. В частности, необходимо уже сейчас в каждом районе иметь детальный план по профильному обучению, четкое видение вводимых профилей». В целях проверки качества общего среднего образования третий год по ряду предметов проводится монито-ринг уровня знаний 4, 9 и 11-х классов по математике, белорусскому и русскому языкам. «Его итоги, — комментирует Александр Михайлович, — свидетельствуют о высоком уровне общеобразовательной подготовки школьников. Мы не теряем качество обучения при переходе на новое содержание образования». Эти выводы подтверждают высокие награды, полученные нашими учащимися на международных олимпиадах. Только в прошлом году из 23 человек, принявших в них участие, 19 отмечены медалями. Впервые во всех регионах в полном объеме выполнен норматив по обеспеченности школ компьютерной техникой. Но еще остро стоят вопросы ее эффективного использования и программного обеспечения. По словам А. Радькова, в минувшем году загруженность компьютерной техники в среднем по стране составила лишь 26 часов в неделю. Только 38% общеобразовательных учреждений имели программное обеспечение для поддержки преподавания предметов с использованием компьютерных технологий. «Мы не только нашли силы и средства по-новому взглянуть на проблему обучения детей с особенностями психофизического развития, — заявил министр, — но и обеспечить последовательную реализацию планов по трансформации специального образования в открытую образовательную систему». В общеобразовательных учреждениях по месту жительства сейчас обучается 53% таких ребят. Реализуется новое направление в работе учреждений специального образования – психолого-педагогическое сопровождение выпускников в первые годы их самостоятельной жизни. Активно встраивается в новые экономические условия система профтехобразования. Прием в эти учебные заведения по договорам о подготовке рабочих и заявкам в 2005 году составил около 80% от общего количества. Число трудоустроенных выпускников увеличилось почти на 10%. Сделан трудный, но очень важный шаг по формированию комплексного подхода к развитию системы среднего специального образования. В апреле 2006 года в правительство будет внесена на рассмотрение программа развития этой сферы образования до 2010 года. В ней будут определены стратегические направления совершенствования ССО и пути его интеграции с высшим образованием. Кстати, в республике изучена потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием на период до 2015 года (готовится до 2020 года). Разработан план мероприятий на 2006—2008 годы по приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства. Вместе с тем министр выступил с критикой по целевому приему, который не был реализован в полном объеме. Например, Барановичский госуниверситет выполнил этот план лишь на 28%. Минувший год, по словам Александра Михайловича, стал годом принятия концептуальных решений по развитию высшей школы. На совещании с участием главы государства были определены основные подходы к введению двухступенчатой структуры высшего образования. С 1 сентября 2005 года открыта магистратура, ориентированная на подготовку к обучению в аспирантуре. Утверждена программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием. Завершена работа по созданию долговременных правил приема в вузы, которые сейчас находятся на рассмотрении у главы государства. Впереди – большая и ответственная работа по созданию образовательных стандартов по всем специальностям 1-й и 2-й ступеней высшего образования. «Мы должны, — убежден министр, — создать единую систему стандартизации образовательной системы: от детского сада до системы переподготовки специалистов». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Министр образования Александр Радьков: «Мы должны создать единую систему стандартизации образования» Подводя итоги работы системы образования Беларуси за 2005 год, министр отметил, что год был напряженный, но результативный
|
|