Людей в аппарате сельского Совета — минимум, а задач у него — максимумОТКРЫТЫЙ ФОРУМ Взял свое начало очередной 2006 год, оставив позади годы становления, экономической стабилизации нашего молодого государства, годы развития системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.Десятилетний опыт работы в должности председателя городского, а затем районного Совета депутатов дает мне возможность высказать свои мысли по ряду позиций системы местного самоуправления. Десять лет — это вроде бы мало и вроде бы много. Первые годы как сейчас помню: хаос и беспорядок, до этого царившие в государстве, начинают вытесняться укреплением позиции, авторитета исполнительной власти на всех уровнях, налаживанием дисциплины, порядка, а главное — ответственности на всех участках государственного переустройства. Во главу угла ставится человек с его проб-лемами, нуждами, заботами. Сегодня наша Беларусь — это развитое независимое государство с крепкой системой местного управления. Настал момент обратить более пристальное внимание на такой институт власти, как местное самоуправление, в частности на поселковые, сельские советы депутатов. С развитием агропромышленного комплекса, в том числе у нас, на Гродненщине, растет материальное благосостояние, развивается социальная сфера, и вместе с тем возрастает уровень потребностей населения. Руководитель хозяйства, который раньше держал на своем балансе и обслуживал социальные объекты села, сегодня занимается развитием, усовершенствованием производственной базы, созданием высокой культуры производства, надлежащих условий труда сельских тружеников, а за решением вопросов социального развития на селе несут ответственность власти сельского и районного уровней. А кто ближе к крестья-нину с его проблемами, нуждами, заботами? Поселковые, сельские советы депутатов. Чего греха таить, сельское население стареет все больше и больше, идет процесс отмирания отдельных деревень. Сельский Совет должен держать в поле зрения каждую сельскую семью, встречаться с людьми, быть в курсе их проблем, запросов, держать на контроле одиноких, одинокопроживающих. На совести председателя Совета — обеспеченность стариков топливом, продуктами питания, кормами для скота. Весенняя, осенняя пора — это решение вопросов посадки, уборки урожая, а если нет у стариков желания обрабатывать приусадебные участки — бесплатное обеспечение их картофелем, овощами. На особом контроле сельского Совета — правопорядок на данной территории. Это постоянный контроль за неблагополучными семьями, особенно имеющими детей, многочисленные рейды совместно с участковыми по пресечению негативных явлений в жизни сельчан — ибо данный фактор влияет на морально-психологический климат на территории Совета. редседатель сельского Со-вета, являясь в одном лице и председателем исполкома, несет полную ответственность перед населением за работу социальных объектов на селе и выполнение социальных стандартов, а это: освещение деревень, транспортное сообщение, функционирование на должном уровне объектов торговли, медицины, бытового обслуживания, культуры, образования, почтового обеспечения с обсуждением данных вопросов на сельских сходах. И это только часть вопросов, которые держат в поле зрения сельские советы. Но при этом аппарат Совета сокращен до минимума: председатель, секретарь и специалист по воинскому учету. В результате выполнение всех вопросов ложится на плечи одного человека — председателя. Меня поддержат мои коллеги: сегодня необходимо укрепить низовое звено власти, очень нужное нашему крестьянству, путем расширения аппарата сельского Совета — это первое. Второе — сельские, поселковые советы насчитывают на своей территории одно или несколько сельскохозяйственных предприятий, до 20 и более деревень. В связи с их разбросанностью и вопрос обеспечения транспортом председателя Совета в наше время должен быть исключен с повестки дня. Не к лицу местной власти идти на поклон и просить машину для выполнения своих служебных обязанностей. Руководитель сельского, поселкового Совета — это представитель районной власти, и хотелось бы, чтобы их уровень соответствовал уровню, которого достигла наша вертикальная власть, ибо это только на пользу людям. уществуют спорные вопросы в плане формирования бюджета поселковых, сельских советов. Сегодня сельские, поселковые советы зависимы от центрального финансирования. Бюджет сельского Совета не дает возможности решать вопрос благоустройства населенных пунктов, включая поддержание в надлежащем состоянии дорог, заборов, кладбищ, спиливание старых деревьев, снос ветхих построек, озеленение населенных пунктов, ремонт, чистку колодцев и т.д. Не говоря о ремонте административных зданий. А может, стоит изначально заложить деньги в бюджет сельских, поселковых советов на эти цели, дать возможность председателям поселковых, сельских советов, учитывая местные условия, самим принимать решения по распределению денежных средств, и при этом чувствовать себя хозяевами на данной территории, способными и решать конкретные вопросы, и нести за это ответственность перед людьми и вышестоящими структурами власти. Я себя считаю счастливым человеком, ибо судьбой мне уготовано заниматься любимым делом, видеть отдачу, радоваться успехам, огорчаться неудачам. Выборность советов на всех уровнях накладывает особую ответственность перед теми, кто тебе оказывает доверие. Позвольте остановиться еще на одном вопросе, который не оставляет равнодушным — это подбор кадров в системе местного самоуправления. Отдельные мои коллеги сетуют на то, что законодательная система местного самоуправления несовершенна. Я с этим не согласна. Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь четко определяет функциональные обязанности, права всех структур власти, в том числе и местных советов депутатов. А может, многое зависит и от нас? От нашего желания заявлять о себе, о своей работе, от нашего профессионального умения заставить считаться с собой как с руководителем того или иного уровня власти, чтобы окружающие видели твое конкретное решение вопросов на территории того или иного региона, твое неравнодушие к окружающей тебя жизни, твой творческий подход к решению любого, даже самого незначительного вопроса. Не секрет, что порой в местные советы приходят к руководству те, кто уже свой творческий потенциал отработал, и потому «отбывают» свой избирательный срок, никому не мешая. А из этого складывается и отношение окружающих к советам, и авторитет этой структуры власти. Уважаемые коллеги, я не хочу никого обидеть высказанной позицией, но я уверена, что в душе большинство из вас — а это именно те, кто достойно, по совести трудится — согласятся со мной. Еще одним из важных аспектов деятельности Совета является взаимодействие местных советов с исполнительными органами власти. Нам, гродненцам, в этом плане повезло. С исполнительной властью сотрудничество строится на взаимодоверии, взаимоуважении. Власть нам делить не приходится, так как люди мы государственные и осознаем всю ответственность, возложенную на нас. А задачи у нас одни — и направлены они на повышение благосостояния наших людей. Близится к концу очередной созыв. Именно сейчас нам необходимо оценить свои возможности, дать принципиальную оценку работы председателей поселковых, сельских советов, чтобы не допустить избрание в местные советы случайных людей, людей, не пользующихся уважением и авторитетом у окружающих. Светлана ПРЕДКО, председатель Волковысского районного Совета депутатов Гродненской области.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Взял свое начало очередной 2006 год, оставив позади годы становления, экономической стабилизации нашего молодого государства, годы развития системы ме |
|