БУМАЖНЫЙ ПОТОК
Бумажный поток
поступательного движения Александр СТУДЕНЦОВ http://www.belgazeta.by/20060213.6/010060531 Новые правила поступления в вузы и ССУЗы не отличаются свежестью мысли. Произошел откат к устаревшим методам и принципам, выхолощен и без того чахлый экспериментаторский дух последних лет, не появилось новаторских идей, в отсутствие которых невозможен прогресс. За заявленной долгосрочностью этих правил скрываются не только обнадеживающая стабильность, но и нездоровый консерватизм. Например, не просматривается непрерывность процесса на стыках между различными уровнями образования: базовым и общим средним - профтех- и средним специальным - и высшим. По-прежнему вступительные испытания обособлены от выпускных. Может, следовало бы ввести систему «интегрированного экзамена»: скажем, включать школьную итоговую оценку по математике в проходной балл абитуриентов наряду с их экзаменационными достижениями непосредственно в этом статусе, не привлекая к повторной проверке по этому предмету. Тем самым удалось бы уменьшить психо-эмоциональную нагрузку за счет сокращения числа экзаменов, снизить трудозатраты членов «оценочных» комиссий. Однако такой эксперимент невозможен, поскольку потребует реального улучшения школьного преподавания, а также из-за повсеместной подозрительности. Кто поверит, что учитель способен на объективность в отношении многолетних подопечных, когда ограничивается возможность профессорско-преподавательского состава проводить выборочную экспертизу их пригодности к дальнейшему повышению своего образовательного уровня? Правда, элементы преемственности имеются благодаря восстановленному критерию «средний балл аттестата или другого документа об образовании» (каково-то будет иностранным гражданам соблюсти этот ценз?). И произошло это, по уверениям министра образования Александра Радькова, именно в соответствии с пожеланиями учителей, обеспокоенных снижением интереса детишек к повышению своего общеобразовательного кругозора. Но этот усредненный показатель необязательно свидетельствует в целом о разносторонней подготовленности «абитуры». В былые времена медалисты тоже не зубрили все дисциплины, по которым экзаменовались остальные желающие встать в очередь за дипломом. Явное предпочтение отдавалось профилирующему предмету, при получении по которому высшей оценки открывалась прямая дорога в студиозусы. Но успешное преодоление этого препятствия не гарантировало в будущем высоких качеств профессионала. К тому же, есть вундеркинды, которые в силу своего менталитета неодинаково хорошо осваивают разные отрасли знаний, отчего их принудительно подтягивают до уровня круглых отличников. А это искажает чистоту эксперимента в вопросах ранней профориентации, морально довлеет над участниками всей этой кампанейщины. Так что если и обращаться ностальгически к советской системе, то надо было хотя бы модернизировать ее. Допустим, исключать пару худших результатов, что дает в итоге одну-две десятые доли единицы к проходному баллу. Обидно ведь, если выдающиеся плоды интеллектуальных усилий обесцениваются не столь убедительными результатами по физподготовке. Тем более когда государство отдает должное атлетам, подающим спортивные надежды: они могут быть зачислены на учебу сверх разрешенной вузу численности обучающихся, хотя и на платной основе, если несколько отстали в конкурсе умов. Согласно ч.4 ст.10 закона «Об образовании», программа вступительных испытаний в вузах основана на стандартах общего среднего образования. Как ни странно, тем самым при кажущемся равенстве шансов кто-то оказывается в предпочтительном положении. Все должны пройти по три вступительных испытания (включая два ЦТ). Однако обучавшиеся до этого в ССУЗах по своим опыту и образовательному развитию обыгрывают вчерашних школьников, объективно менее подготовленных. Это как если бы в тяжелоатлетических единоборствах рывок, толчок и жим с одинаковым весом обязали выполнять спортсменов разных весовых категорий. Нужно же применять какие-то корректирующие коэффициенты - скажем, снимать «автоматом» десятую долю балла с тех, кто успел ранее вырваться вперед и «технически» лучше оснащен (как в Формуле I). Понятно, что высшая школа заинтересована в притоке более подготовленных слушателей. Но тогда не нужно вещать о создании равных условий всем желающим, среди которых «первых нет и отстающих». Но у нас принято отрабатывать даже сомнительные льготы. Для закрепления кадров на селе и территориях радиоактивного загрязнения предусматривается щадящая формула приема на обучение - по целевому назначению. Тем не менее, если на вакантное место не более одного претендента, целевики должны поступать на общих основаниях. Нужно их сразу к трудностям приучать, чтобы потом жизнь медом не казалась. И сходить с дистанции тоже не рекомендуется. Есть любители, которые для экономии сил отказываются от продолжения борьбы при поступлении на стационар, не удовлетворившись первым результатом. Таким малодушным заказан путь и на заочное или вечернее отделение. Нужно пройти все испытания, чтобы потом быть допущенным к участию в других конкурсах в данном вузе. И желательно со школьной скамьи «определиться с профессией глубинно», как рекомендует министр. Теперь независимо от результата первой попытки в ходе вступительной кампании невозможно поменять специальность (специализацию), влившись во второй поток на бюджетное обучение. Если же позволяют средства, в выборе профессионального пристрастия можно привередничать, повторно участвуя в конкурсе на получение платного образования. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новые правила поступления в вузы и ССУЗы не отличаются свежестью мысли. Произошел откат к устаревшим методам и принципам, выхолощен и без того чахлый
|
|