Кусты за лесом
Кусты за лесом
Премьер-министр Сергей Сидорский 15 февраля держал ответ перед президентом за три невыполненных основных показателя социально-экономического развития по итогам 2005 года, а также за рост цен в январе и недостаточное развитие регионов. Ирина КРЫЛОВИЧ С момента обсуждения правительством итогов социально-экономического развития за 2005 год, которое состоялось на заседании президиума Совмина 31 января, “набежал” еще один невыполненный показатель — по внешней торговле, статистика по которому всегда приходит с опозданием. Напомним, не дотянули до прогноза также показатели по производству сельхозпродукции и непродовольственных товаров народного потребления (подробнее см. стр. 17). Но вовсе не эти показатели стали темой “разборок” во время отчета премьер-министра президенту на прошлой неделе. Главным вопросом, волнующим А. Лукашенко, стал рост цен, причем не по итогам 2005 года, а по итогам января. Как подчеркнул А. Лукашенко, белорусский народ сегодня наиболее волнует рост цен. Вероятно, просмотрев данные соцопросов, которые перед выборами активно проводят государственные социологические службы, президент заинтересовался причинами “народных волнений”, заглянул в данные Минстата и увидел, что за январь 2006 года картофель подорожал на 3,5%, овощи — почти на 8%, фрукты — более чем на 8%, стоимость услуг ЖКХ выросла на 5%, здравоохранения — на 8,5%, бытовых услуг — на 2%. “Я не собираюсь даже перед выборами прятать эти проблемы, которые влияют на настроение людей каждый день”, — заявил А. Лукашенко, явно пытаясь защититься от возможной народной критики способом превентивного “нападения”. Ведь даже если бы президент очень хотел спрятать проблему роста цен, сделать это невозможно — каждый человек без всякого Минстата ощущает эту проблему в своем кошельке, потому что, в отличие от президента, ходит в магазин, и эти походы очень сильно влияют на его настроение как избирателя. Интересно отметить, что С. Сидорский 3 февраля уже отчитывался перед президентом как раз-таки о работе по итогам января. Тогда президент эффектно поручил правительству компенсировать населению плату за сверхиспользованное во время морозов тепло, а также разобраться в санаторно-курортной сфере. И ни слова о ценах, хотя уже тогда было очевидно, что инфляция за январь будет аномально высокой, — Минстат проводит мониторинг цен еженедельно. Но зачем же накануне выборов валить различные информационные поводы в одну кучу — каждую неделю должна быть своя, чувствительная для населения тема. К тому же текущий политический момент подразумевает четкое разграничение ветвей власти на творцов всего хорошего и ответственных за все плохое. Поэтому, не углубляясь в макроэкономические причины роста цен, президент в очередной раз использовал многократно озвученный ранее тезис: цены поднимает само правительство, ведь именно оно их контролирует. “Это контролируемые позиции. Это же вы повышаете цены на эти группы товаров. Я хотел бы услышать: способно правительство исправить ситуацию? Делает ли правительство что-то в этом плане...” — вопрошал А. Лукашенко. Правительство что-то в этом плане делает, пытаясь, правда, сдерживать цены чисто административными методами — еще 20 января было принято Постановление Совмина № 70 “О некоторых мерах по сдерживанию цен”, в котором указывалось, что в 2005 году были приняты исчерпывающие меры по заготовке плодоовощной продукции на текущий сезон, и это создало предпосылки для стабилизации цен на данную продукцию, но, несмотря на это и постоянные поручения по контролю за этими ценами, они все равно выросли в декабре 2005 г. и в январе 2006 г. Постановлением были вынесены взыскания, вплоть до увольнения, конкретным работникам и дано очередное поручение всем заместителям премьер-министра принимать и в будущем меры к должностным лицам, допустившим рост цен. А что, собственно, еще может сделать правительство? Снизить давление излишней денежной массы на рынок за счет более медленных темпов роста доходов населения? Так за это получили бы от президента не меньше, а больше, если бы не выполнили обещания по доведению среднего заработка до 250 USD. Заставить предприятия выпускать больше дешевых, хороших товаров? Пока не получается, во многом, опять-таки, из-за того, что в затратах на производство этих товаров “сидит” все та же зарплата, причем зачастую выплачиваемая “лишним людям” из-за жесткого требования недопущения роста безработицы. Или, может, стоило завалить страну дешевым импортом? Как же сделать так, чтобы все показатели выполнялись стройным хором? Ответ многим очевиден: надо что-то в экономической модели подправить, но пока об этом вслух сказать никто не решается, оставляя за президентом право не только озвучивать достижения, но и такие “экономические открытия”: “Вы понимаете, что сегодня из больших предприятий мы выжали практически все”. Конечно, правительство понимает. Сам С. Сидорский на заседании Совмина две недели назад говорил об убыточности трети валообразующих предприятий, но президент, вероятно, материалы того заседания не читал. “Я хочу услышать ответ на вопрос: за лесом мы видим кусты? За такими гигантами, как ”БелавтоМАЗ", БелАЗ, МТЗ, БМЗ, “Беларуськалий”, мы видим средние и малые предприятия и что там творится?" — задал правительству вопрос А. Лукашенко и со знанием дела рассказал, что творится “там”. “Анализ в регионах дел по таким социально чувствительным показателям, как уровень цен, денежные доходы, качество услуг, занятость, финансовое положение расположенных там предприятий, показывает, что правительство и облисполкомы не занимаются в должной мере решением этих важных вопросов. Бывая в регионах, я вижу эти недостатки, и люди об этом говорят”, — подчеркнул А. Лукашенко. Действительно, президент часто бывает в регионах, как правило, чтобы торжественно провести в глубинку газ и поговорить с народом о том, как Европа пляшет под дудку Америки. За что его и поддерживает народ, а за недостатки в регионах — пусть ругают правительство: “...Или же вы отдали на откуп эти предприятия, малые города, население, которое в подавляющем большинстве, если не все, поддерживает президента”. Тут же он привел пример того, как надо работать: вот стеклозавод “Елизово” вместе со всем поселком вытянул именно он. “Но это же стало после того, как президент туда три раза ездил? Не занялся — было бы, как в Залесье, Гуте, Глуше, где закрыли стекольные предприятия”, — сказал А. Лукашенко. Чтобы приблизить ответственных за промахи к самому народу, теперь по регионам будут ездить вице-премьеры и министры. “Кабинетный стиль должен уйти в прошлое. Высшие должностные лица, члены правительства должны бывать на заседаниях облисполкомов, а по возможности — и горисполкомов”, — заявил А. Лукашенко. Правильно, пусть там на уровне города и области на закрытом заседании министры и расскажут о выполненных показателях. А здесь, перед всей страной, нечего мелькать. Как сообщила пресс-служба президента, ежегодный отчет по итогам года прошел в “нетрадиционном формате” — отчитывался только премьер-министр (хотя формат встречи был расширенным). Вице-премьеров и министров президент слушать не стал, потому что отчет по итогам года прозвучит на Всебелорусском собрании. И, конечно, о достижениях расскажет сам А. Лукашенко, а пока — небольшая трепка, но узконаправленная, чтобы ошибки не выглядели системно, как целого государственного органа управления. “Не хочу делать выводы, ведь отчитывалось не правительство, а премьер-министр. Он не был готов к серьезному разговору”, — подытожил “нетрадиционную” встречу А. Лукашенко и поручил главе своей администрации Геннадию Невыгласу, своему помощнику Сергею Ткачеву и председателю Комитета госконтроля Анатолию Тозику в ближайшее время проверить итоги исполнения поручений главы государства, касающихся наиболее важных вопросов социально-экономического развития страны. Вероятно, чтобы самому лучше подготовиться к серьезным разговорам в будущем и при случае назвать конкретных виновников допущенных ошибок и выявленных недостатков. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Премьер-министр Сергей Сидорский 15 февраля держал ответ перед президентом за три невыполненных основных показателя социально-экономического развития |
|