Ценам опять командуют "стоять!"
Ценам опять командуют "стоять!"
Создан прецедент лишения иностранных инвесторов важнейшей льготы После январского всплеска цен и крутых разборок президента с правительством появление Указа № 110 от 21 февраля 2006 г.* было легко прогнозируемым. Дмитрий СЕМЕНОВ Дать ценам команду "стоять!" требовала и логика действий госаппарата, охотнее всего оперирующего административными методами управления, и потребности президентской предвыборной кампании — для имиджа действующего главы государства аргумент "дешевой колбасы" имеет едва ли не первостепенное значение. В указе, правда, речь идет не о колбасе, но и, например, цены на медицинские услуги — тема не менее актуальная. Согласно указу, порядок утверждения Советом министров предельных индексов изменения отпускных цен на товары, работы и услуги распространен на коммерческие организации с иностранными инвестициями, занимающиеся оказанием платных медицинских услуг, а также на индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги, если они являются плательщиками единого налога. В отношении ценообразования "небелорусских" медицинских организаций в данном случае, по мнению экспертов, имеет место правовой прецедент, который может повлиять на инвестиционный климат страны так же негативно, как, допустим, институт "золотой акции" или только недавно отмененная возможность внесудебной конфискации имущества юридических лиц. "В ценообразование на предприятиях с иностранными инвестициями государство до последнего времени предпочитало не вмешиваться, — отмечает юрист юридической компании "Михель и партнеры" Денис Осмоловский. — Определенные основания для этого давала статья 94 Инвестиционного кодекса РБ, прямо закрепляющая свободу ценообразования для предприятий с иностранными инвестициями. Кроме того, в ст. 72 этого кодекса говорится о том, что если акты законодательства, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают условия их деятельности, то в течение 5 лет такие нормативные акты не должны применяться". Указ № 110 лишает организации, занимающиеся оказанием медуслуг, едва ли не важнейшей из тех немногих льгот, которыми еще пользуются в Беларуси иностранные инвесторы. А это очень опасный прецедент, считает Д. Осмоловский. Вместе с тем независимый юрист Денис Алейников в оценке указа не столь пессимистичен. Он отмечает, что в данном случае государство лишь уравняло условия хозяйствования отечественных и зарубежных инвесторов. Поэтому с точки зрения практики толкования государственными органами норм ст. 79 ИК ухудшения правового положения организаций с иностранными инвестициями не произошло. Более того, в последней части ст. 79 ИК прямо указано, что 5-летний мораторий не распространяется на случаи изменения актов законодательства в области охраны здоровья граждан. Думаю, законодатель скажет, что это как раз тот случай. Со статьей 94 ИК указ, безусловно, вступает в конфликт, но в определенных законодательством случаях нормы указа имеют большую юридическую силу, чем нормы кодекса или иного закона. Поэтому попытки инвесторов отстаивать свои права, ссылаясь на ее нормы, вряд ли приведут к положительному результату, отмечает юрист. Зададимся, однако, вопросом: зачем вообще государству понадобилось прибегать к административному регулированию цен на медицинских предприятиях с иностранными инвестициями? Да, стоимость услуг здесь высокая. Однако не само ли государство сделало все возможное, чтобы в стране так и не появился нормальный рынок медицинских услуг и, соответственно, немногие работающие в этой сфере субъекты хозяйствования могли диктовать клиентам свои условия? В прошлом году ведущие негосударственные медицинские центры под сомнительными предлогами лишали лицензий, для деятельности частных медицинских структур созданы весьма сложные условия, а теперь врачам госмедучреждений собираются запретить совместительство в частных клиниках. Вполне ожидаемые результаты собственной антирыночной политики правительство пытается компенсировать административным регулированием цен. Кроме уже названных медицинских услуг, новая волна регулирования коснется также цен на землеустроительные и геодезические работы, на электроэнергию и лесоматериалы круглые. Что касается последних, то здесь власти, похоже, опять наступили на грабли все того же госрегулирования: после того как с января текущего года торговля лесоматериалами была фактически монополизирована, цены подскочили в полтора раза и более, и с этим действительно надо было что-то делать. Выбор же вариантов действий для таких случаев в белорусской экономической модели до предела ограничен. Нарушителей установленных правил ценообразования, разумеется, ждут экономические санкции. Причем по части их суровости и так не склонные к либерализму белорусские чиновники на этот раз превзошли самих себя. Согласно указу, нарушение установленного порядка регистрации цен или отсутствие экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат или расчета отпускных цен на импортируемые товары) влечет наложение на субъект хозяйствования штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров и услуг, а при повторном в течение года нарушении штраф возрастет до 50% стоимости. На должностных лиц и индивидуальных предпринимателей за отсутствие экономических расчетов при определении уровня отпускных цен на товары и услуги может быть наложен штраф до 40 базовых величин. При повторном нарушении в течение года штраф возрастает до 80 б. в. Ранее при "повторности" штраф не увеличивался. Понятно, что применение таких мер во многих случаях будет равносильно ликвидации субъекта хозяйствования. А чем меньше предложение услуг и товаров, тем выше цены на них. Словом, за что боролись... ________________ * Указ президента РБ от 21 февраля 2006 г. № 110 "О внесении дополнений и изменений в Указ президента РБ от 19 мая 1999 г. № 285". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После январского всплеска цен и крутых разборок президента с правительством появление Указа № 110 от 21 февраля 2006 г.* было легко прогнозируемым.
|
|