Когда поют цыгане
Когда поют цыгане
Национальная экзотика как бизнес-проект При том спросе на ретро и экзотику, который существует в сфере ресторанного бизнеса, кажется просто невероятным полное отсутствие в Минске цыганских ресторанов, столь популярных уже в России. Впрочем, проект их создания имеется. Рассказывает руководитель молодежной цыганской ассоциации ЮНЕСКО “Романипэ” Тахир КОВАЛЕВСКИЙ, сегодняшний гость “БР”. Юрий БЕХТЕРЕВ — Тахир, в Беларуси есть китайские, грузинские, украинские рестораны. И только цыгане до сих пор почему-то не используют такую возможность участия в бизнесе. — Пока у нас есть только свой клуб, участники которого собираются в кафе “Круиз”. Но он работает по пятницам и выходным и предназначен только для своих. Ведь цыгане — очень замкнутый народ. По будням кафе работает как обычное заведение общепита, сюда может прийти любой желающий. — И послушать цыганское пение, заказать блюда цыганской кухни? — Музыкальные программы пока бывают только тогда, когда здесь собираются цыгане. Кухня в кафе всю неделю белорусская. — Разве открытие цыганского ресторана — плохой бизнес-проект? — Думаю, что это был бы великолепный проект, способный обеспечить и 200, и 300% прибыли. Но кто им будет заниматься? Наш клуб создан всего два года назад, как коммерческое предприятие мы еще не успели по-настоящему развернуться. А предпринимателей со стороны такая тематика почему-то не интересует. — То есть проблема цыганского шоу-бизнеса — в отсутствии инвестиций? — Инвестиций — да, а главное, если иметь в виду цыган, — людей, готовых таким бизнесом заниматься. У цыган замечательная музыкальная культура, а вот менеджерами, продюсерами, даже просто бухгалтерами мы, как правило, работать не любим — не наша это специфика. Поэтому инициатива сотрудничества должна исходить от второй стороны. — Неужели предложения о сотрудничестве цыганским ансамблям никогда не поступали? — В минских ресторанах работает одна группа, где поют две цыганские девушки, а еще две русские девушки заняты на подтанцовке. Других примеров регулярных коммерческих выступлений белорусских цыганских коллективов я не знаю. К слову, в Москве успешно работают не менее десятка только дорогих цыганских ресторанов — с национальной кухней, интерьером, музыкой. Ресторанов и баров, где постоянно или периодически выступают цыганские коллективы, вообще не сосчитать. Хозяева их, как правило, русские, украинцы, грузины. Пример Николая Сличенко в этом отношении — скорее исключение. Интересно и вот что. Активно открываться цыганские рестораны в российской столице стали буквально 5-6 лет назад, хотя спрос на их услуги, безусловно, существовал и прежде. Видимо, потребовалось время на установление деловых связей, доверительных отношений между экономически наиболее активными представителями цыганской общины и теми людьми, которые профессионально занимались ресторанным бизнесом. Если говорить о Минске, то уже сегодня один-два из числа дорогих ресторанов вполне могли бы пригласить цыганский ансамбль, но они хотели бы работать с уже известными исполнителями, на рекламную раскрутку которых не надо тратить больших средств. Таких ансамблей в Беларуси сегодня нет. Поэтому, я думаю, интерес к сотрудничеству с самодеятельными цыганскими ансамблями проявится скорее у владельцев демократичных ресторанов и баров. Пока даже в Минске ощущается дефицит таких заведений, но число их быстро увеличивается, конкуренция нарастает и посетителей все труднее привлечь, не имея своей изюминки, каких-то отличительных черт. Цыганский акцент в этом отношении может быть просто находкой. — Вы говорите о цыганской песне или и о цыганской кухне тоже? — Прежде всего о песне, музыке, танцах. Как я уже говорил, есть довольно много людей, готовых хоть сегодня выйти на сцену с интересной программой. Их надо только пригласить. Конечно, есть среди цыган и повара, хорошо знающие национальную кухню, но вряд ли они смогут сразу самостоятельно работать в ресторане. Тут все же нужна специальная подготовка. — Тахир, а как вы сами пришли в бизнес? — После окончания, причем с довольно неплохим дипломом, одной из средних школ Минска я начал заниматься торговлей. Потом передал это дело жене, а сам ушел в культуру и общественную деятельность. Недавно меня избрали председателем молодежной цыганской ассоциации ЮНЕСКО “Романипэ”, при которой действует цыганский клуб, на сегодня, кстати, единственный в республике. Располагает клуб и некоторыми средствами для инвестирования, накопленными в ходе коммерческой деятельности. Вполне возможно, скоро мы примем участие в проекте создания бара, где будет выступать цыганский ансамбль и посетители смогут попробовать некоторые блюда нашей национальной кухни. — Вы отмечали замкнутость цыганского общества. Она не будет мешать сотрудничеству цыганских коллективов с предпринимателями других национальностей? — Ни религия, ни обычаи не запрещают цыгану работать там, где он считает нужным. Цыганская девушка или парень могут петь в белорусском ресторане. Но они не должны там отдыхать, общаться с посторонними. Выполнил свою программу — и уходи домой, тогда никаких проблем не будет. Думаю, такой вариант вполне устроит и любого работодателя. А делают то, что любят, — знаю это по опыту нашего клуба — цыгане прекрасно. Конечно, национальные особенности накладывают на цыганский бизнес свою специфику. По нашим традициям, стороной в сделках могут быть исключительно мужчины. Случаи, когда переговоры ведут женщины, редкие и связаны обычно с тем, что у собственницы имущества нет мужа или сына. Даже делая бизнес с представителями другой национальности, — а такое в последнее время случается все чаще, — цыгане стремятся иметь дело с мужчинами, а не с женщинами. В остальном предприниматели-цыгане принимают условия ведения бизнеса другой стороны и во всех случаях стараются быть законопослушными. А вот если сделка была удачной, будут всегда рады — по цыганскому обычаю — шумно ее отпраздновать, пригласив делового партнера в свой дом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
При том спросе на ретро и экзотику, который существует в сфере ресторанного бизнеса, кажется просто невероятным полное отсутствие в Минске цыганских р |
|