21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Выгодное вложение средств

25.08.2009 21:35 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Выгодное вложение средств
или гуманитарная помощь?
Государственная поддержка предприятий, получившая название "мягких бюджетных ограничений", характеризуется недостаточно жесткой финансовой дисциплиной, объясняемой слабой угрозой банкротства (или отсутствием ее), субсидиями, налоговыми послаблениями, льготными кредитами и соответствующей ценовой политикой и является одним из актуальных вопросов политики развития государств с переходной экономикой.
Предоставление привилегий может служить как эффективным инструментом промышленной политики, так и источником поддержки неэффективных субъектов. Стандартные рекомендации международных организаций, ориентированные на полную отмену льгот и привилегий для предприятий рыночного сектора, базируются на основе результатов исследований, свидетельствующих об отрицательном влиянии господдержки, поскольку ее основная цель при этом- сохранение занятости для достижения политической стабильности. В результате образуется популистская ловушка: ни менеджеры, ни политики уже не заинтересованы в реальной реструктуризации, субъекты хозяйствования продолжают оставаться неэффективными. Так было и в Беларуси, и в России, Казахстане, Болгарии, Румынии и даже в Литве.
В то же время именно льготы для экспортоориентированных предприятий позволили странам Юго-Восточной Азии достичь высочайших темпов роста при низкой рентабельности и завоевать рынки развитых стран. Кроме того, государственная помощь в этих странах способствовала преодолению болезни краткосрочных инвестиций, характерных для жестких бюджетных ограничений на микроуровне (англосаксонская модель), что дало возможность осуществления крупномасштабных эффективных проектов с отдаленным сроком окупаемости. По этому же пути идет и Китай, сохраняющий высокую долю госсектора в ведущих высокотехнологических отраслях.
В Беларуси экономический рост наблюдается также на фоне реализуемой политики поддержки госпредприятий и предприятий с долей государства в уставном капитале. При том что доля промышленных предприятий, получающих прямые государственные субсидии, бюджетные ссуды и займы невелика (в 2004 году - около 1%), значения других показателей уровня мягких бюджетных ограничений более высоки. Так, льготное кредитование было предоставлено почти 10% предприятий, а налоговыми льготами пользовались более 20% субъектов промышленности (в виде освобождения от уплаты налогов, налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки погашения задолженности по налогам и т.п.). Всего господдержкой в различной форме пользовались около 25% промышленных предприятий. Логично предположить, что рост выпуска продукции, объема экспорта, производительности и других показателей, наблюдаемый в последние годы, является следствием проводимой экономической политики вообще и государственной поддержки в частности. Однако некоторые факты заставляют внимательнее анализировать ситуацию на микроэкономическом уровне.
Доля убыточных предприятий в промышленности остается достаточно высокой: в 2005 году - 24%. Кроме того, показатель рентабельности не является исчерпывающим при определении финансового положения, только 27% потенциальных предприятий-банкротов являются убыточными. По признанию экспертов, результаты финансово-хозяйственной деятельности 50% белорусских государственных предприятий в 2004 году давали формальное основание для возбуждения в их отношении процедуры банкротства, а более 60% госпредприятий и предприятий с долей госсобственности являются устойчиво неплатежеспособными. И хотя большинство из них - небольшие, встречаются все же в этой категории и крупные, с численностью занятых более 1000 чел. И это при том, что критерии отнесения субъекта хозяйствования к неплатежеспособным у нас "щадящие": если должник не оплачивает обязательства в течение календарного года и их сумма равна или превышает балансовую стоимость имущества (в Германии этот срок равен двум неделям, в России - три месяца).
Еще один тревожный факт - относительно низкая эффективность инвестиций в стране. Расчеты на основе данных обследования Всемирного банка (BEEPS - Среда развития бизнеса и функционирование предприятий) показали, что эффективность инвестиций на белорусских предприятиях на порядок ниже, чем в целом по выборке из 25 стран с транзитивной экономикой.
Чтобы определить, насколько эффективна государственная помощь отечественным промышленным предприятиям, были проанализированы основные показатели работы почти 1500 субъектов различных отраслей и форм собственности за последние 3 года, 300 из которых были объектом мягких бюджетных ограничений в той или иной форме. Вопреки мнению о том, что государственная помощь оказывается лишь госпредприятиям, в выборке присутствовали не только приватизированные, но и совместные предприятия, которые пользовались поддержкой государства в той или иной форме. Результаты проведенного анализа позволяют сделать вполне определенные выводы.
Во-первых, предоставление налоговых льгот, отсрочки возврата кредитов и освобождения от уплаты процентов по ним не только не оказывает существенного влияния на рост производства, экспорта и инвестиций, но и отрицательно влияет на ряд показателей эффективности (производительность, доля новой продукции). Это объясняется тем, что помощь, как правило, оказывается предприятиям уже неблагополучным по финансовым и другим критериям. При этом размер помощи настолько мал, что не может существенно повлиять на деятельность и лишь дает возможность "держаться на плаву". Очевидно, что часть этой группы должна быть ликвидирована, остальные, в зависимости от социальной значимости, реструктуризованы. Отрадно, что государство уже принимает определенные шаги в этом направлении. Так, проведено объединение многих мелких государственных субъектов, находящихся в критическом положении, однако о реальной реструктуризации речь пока не идет.
Во-вторых, предоставление краткосрочных банковских кредитов и займов тоже практически не оказывает влияния на основные показатели эффективности (рентабельность, изменение доли новой продукции и запасов продукции на складах). В то же время предоставление льготных краткосрочных кредитов дало возможность предприятиям не только сохранять существующий уровень занятости и пополнять оборотные средства, но и увеличить выпуск продукции. Тем не менее субъекты этой группы нуждаются в реструктуризации для повышения эффективности и конкурентоспособности. Следует отметить, что это как государственные, так и приватизированные и даже совместные предприятия, причем форма собственности практически не влияет на показатели их работы: гораздо большее значение имеют отраслевая принадлежность и размер предприятия.
И наконец, особую, хотя и незначительную по величине, группу составляют предприятия, получившие крупные долгосрочные кредиты под гарантии правительства от белорусских банков и внешних инвесторов, а также бюджетные субсидии и займы. Эти предприятия демонстрируют стабильный рост производства, занятости и экспорта, в т.ч. на рынки Запада. Более того, здесь увеличилась доля новой продукции, снизились запасы готовой продукции на складах и выросла производительность. Все это свидетельствует о том, что благодаря государственной помощи на предприятиях была проведена реальная реструктуризация, стоившая значительных инвестиций.
Тем не менее следует признать, что абсолютное большинство субъектов, подпадающих под мягкие бюджетные ограничения, характеризуется более низкими показателями эффективности (производительность труда, рентабельность, доля новой продукции). Как уже говорилось, это предприятия, переживающие острый кризис, и небольшой объем помощи не может существенно повлиять на их эффективность. Однако последнее не означает, что государство напрочь должно отказаться от поддержки отдельных субъектов: некоторые виды преференций стали не только фактором роста продаж и экспорта, но и способствовали реальной реструктуризации, повлекшей рост эффективности. В целом же господдержка становится стимулом роста только в случае, если преференции предоставляются строго на цели инвестирования в производство, на основе бизнеспланов, исключающих финансирование неэффективных проектов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
или гуманитарная помощь?...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика