Георгий БАДЕЙ: “Предпринимателям нужно самим лоббировать свои интересы”
Георгий БАДЕЙ: “Предпринимателям нужно самим лоббировать свои интересы”
Никакие “крыши” и особые отношения с госструктурами выжить не помогут В конце апреля состоялся 16-й съезд БСПН им. Кунявского. Об итогах работы союза за прошедший год корр. “БР” рассказал его председатель Георгий БАДЕЙ. Татьяна МАНЕНОК — Георгий Петрович, что бы вы отнесли к наиболее заметным результатам работы союза? — В сфере законотворческих работ — подготовленные совместно с Советом по развитию предпринимательства предложения в проект Закона “О поддержке малого и среднего предпринимательства”. Замечаний у нас было так много, что в итоге пришлось написать новую редакцию проекта. В нее вошло 17 новых статей (в том числе такие, как “субъекты семейного предпринимательства” и “субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве”), остальные были существенно переработаны. Поскольку в проекте были нечетко сформулированы гарантии защиты прав и интересов субъектов малого предпринимательства, эти вопросы были выделены в отдельную главу из 8 статей. Новое содержание получили также статьи, касающиеся поддержки предпринимательства, системы налогообложения, пределов правового регулирования предпринимательской деятельности. Надеемся, что в этом году этот закон будет принят. Столь же тщательно эксперты БСПН работали над проектом нового Таможенного кодекса. Мы обратили внимание, что в новом кодексе около 30% статей имеют отсылочный характер, а это снижает стабильность и уровень кодификации таможенного законодательства. Суть наших предложений — добиться сокращения количества отсылочных норм, снизить издержки участников ВЭД на таможенные процедуры и т. д. К сожалению, не все наши замечания учтены в принятом Законе “О хозяйственных обществах”, хотя многие принципиальные моменты получили отражение. Частично также учтены наши замечания по проекту указа президента РБ по упрощению порядка рассмотрения обращений субъектов хозяйствования в государственные органы. Что касается вопросов налогообложения, то заметных успехов здесь пока нет, хотя понимание необходимости снижения налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения для малого бизнеса уже появилось. В Совмине рассматривались поддержанные нашим союзом и Белорусской конфедерацией промышленников и предпринимателей предложения Минэкономики по снижению оборотных налогов в 2006 г. на 1,9 процентного пункта (правда, пока поддержана позиция Минфина по снижению на 0,9%). Кроме того, в Комиссии по малому предпринимательству при Совмине рассмотрены наши предложения по упрощенной системе для малого бизнеса. Возможно, по этому вопросу будет принят указ президента. Рабочая группа союза продолжает также наработку предложений к специальной части Налогового кодекса. К сожалению, мы не справились с поставленной задачей увеличить за год численность членов БСПН на 20-30%. Численность остается главной проблемой союза. За год в БСПН принято 11 новых членов. Это, пожалуй, самый неприятный итог нашей работы. Далее. В прошлом году мы создали 4 ассоциации — строительных организаций, предприятий инфраструктуры, туристических организаций, предприятий деревообработки. Очевидно, что союзу необходимо развиваться и в отраслевом, и в региональном направлениях. Для этого нужны не только финансы, но и техническая помощь заинтересованных организаций. К сожалению, многие предприниматели по-прежнему считают, что их проблемы можно решить с помощью особых отношений с госструктурами и “крыш”. Это их принципиальная ошибка. — А удалось ли союзу наладить конструктивный диалог с госорганами? — Мы тесно сотрудничаем с Межведомственной комиссией по малому предпринимательству и Межведомственным советом по развитию экспорта. В прошлом году на заседаниях комиссии рассматривались предложения союза по упрощенной системе налогообложения, а также по концептуальным подходам к развитию инновационной деятельности субъектов предпринимательства. В частности, мы предложили организовать проведение ярмарки инновационных идей. При ГКНТ создана специальная рабочая группа, в которую включен исполнительный директор нашего союза. Аналогичная группа работает при МИДе, в ней также есть наш представитель. У нас хорошее взаимопонимание с Департаментом предпринимательства Минэкономики, через который проходят все документы, касающиеся развития предпринимательства. Взаимодействие с госорганами этим не ограничивается. В конце прошлого года мы подписали соглашение о сотрудничестве БСПН и Могилевского облисполкома по реализации проекта “Содействие региональному развитию через повышение эффективной занятости и конкурентоспособности малых предприятий” в рамках Программы немецкого правительства для Беларуси. Цель проекта — отработать подходы к решению региональных проблем развития предпринимательства. — Насколько продуктивно участие представителей союза в работе Национального совета по трудовым и социальным вопросам? — Представительство и равенство трех сторон — государства, профсоюзов и нанимателей — является ключевым принципом партнерства власти и бизнеса. Однако говорить о равенстве сегодня не приходится. В стране до сих пор нет закона, который мог бы четко определить правовые нормы создания, деятельности и ликвидации объединений нанимателей. Не урегулирован также вопрос о статусе объединений нанимателей для ведения переговоров и заключения тарифных соглашений. Не решает проблему и положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, в котором сказано, что “представительство республиканских объединений нанимателей и профсоюзов определяется исходя из численности их членов в рамках установленных квот”. Членами профсоюзов являются наемные работники, а членами объединений нанимателей — индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации с различным количеством работников. Можно ли в этом случае считать более представительным объединение нанимателей, у которого больше членов с незначительной долей работников? Еще один вопрос: уполномочены ли объединения нанимателей, представляющие интересы меньшинства (по экспертным данным, членами объединений нанимателей являются около 1-2% от общего количества субъектов хозяйствования, объединяющие 5-30% активно занятого в экономике населения), подписывать генсоглашение? Возникают вопросы и о статусе генсоглашения. Согласно ст. 358 ТК, “соглашение — нормативный акт”. Но оно почему-то не подпадает под действие Закона “О нормативных правовых актах РБ”, не регистрируется в Минюсте, не включено ни в одну нормативно-правовую базу. Есть проблемы вовлечения в систему социального партнерства представителей малого предпринимательства. Оказывается, организации с численностью работников менее 10 человек не могут заключать коллективные договоры, ибо на их базе нельзя создать профсоюзную организацию. Хотел бы также отметить, что деятельность объединений нанимателей также сильно ограничена. В отличие от профсоюзных организаций, объединения нанимателей не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью даже в рамках выполнения своих целей и задач. Есть проблемы и другого характера. Они связаны прежде всего с представительством и деятельностью объединений в самом национальном совете. Наш союз представлен в нем лишь двумя представителями, 9 человек представляют БКПП. В этих условиях нашим представителям сложно провести свои позиции даже среди нанимателей, не говоря уже о социальных партнерах. Примером здесь может быть вопрос о дерегулировании заработной платы. Дело не только в том, что правительство не поддержало наши предложения. Не было единства и среди представителей нанимателей. Причем такая ситуация не редкость. Отсутствие единства было заметно при рассмотрении наших предложений по улучшению доступа к финансовым ресурсам, а также проекта Закона “О поддержке малого и среднего предпринимательства” и других инициатив. — А как же Соглашение о принципах взаимодействия членов Консультативно-координационного совещания (ККС) деловых сообществ? — Это соглашение в декабре 2004 года подписали по инициативе Совета по развитию предпринимательства председатели БСПН, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей, РОО “Белорусская научно-промышленная ассоциация”, Совета по развитию предпринимательства и директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики. Напомню, что деятельность ККС основывается на принципах самоуправления, демократичности, коллективного обсуждения вопросов и принятия решений, а сами решения носят рекомендательный характер. К сожалению, с марта 2005 года заседания ККС не проводились. Между тем в этом году по инициативе Минского столичного союза предпринимателей и работодателей разработана “Национальная платформа бизнеса Беларуси 2006-2007 гг.”. Считаю, что реанимация деятельности ККС позволила бы быстрее реализовать этот проект. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В конце апреля состоялся 16-й съезд БСПН им. Кунявского. Об итогах работы союза за прошедший год корр. “БР” рассказал его председатель Георгий БАДЕЙ. |
|