В конце апреля сотрудники Института истории НАН вернулись из экспедиции к Огинскому каналу (29 апреля исполнилось 223 года со дня окончания его строительства). Перед большой стройкой, а точнее, реконструкцией, которая начнется здесь нынешним летом, археологам нужно было разведать, какие достопримечательности смогут увидеть туристы по речному пути от Слонима до Пинска. Пока обследовали лишь южный участок канала — от озера Выгонощанское до Телехан.
Птица счастья завтрашнего дня
Огинский задумывался как «мост» между двумя великими морями — Балтийским и Черным. В 1784 году, когда канал заработал (тогда его называли Великим Пинским), чтобы переплыть от Ясельды до Щары, требовалось три дня хода на лодке. Кроме путешествий, канал использовали для сплава древесины из Припяти в Неман. Теперь местами он обмелел, кое–где слился с болотом. Совсем не тот вид знаменитого водного пути, как в старину, когда вдоль ровной линии синей глади были проложены дорожки, по которым лошади за тросы тянули путешествующие шляхетские экипажи.
За постройку технологического чуда (таким для своего времени был канал) его создателю Михалу Казимежу Огиньскому, дяде другого Михала Огиньского — Клеофаса, автора полонеза «Прощание с Родиной» (он потом получит канал вместе со слонимским имением в наследство), в Виленском замке в 1768 году, еще при жизни, поставили памятник. И было за что. Ученые говорят, что Огиньский не только помог наладить сплав древесины и поднял экономику региона во времена Речи Посполитой, но и спас Выгонощанское озеро от обмеления.
Вокруг крупнейшего в стране озера — сплошное болото. Так было испокон веков. Ни пройти ни проехать — и это не метафора. Озеро к тому же мелководное и время от времени отступает перед «дрыгвой». Вполне возможно, его постигла бы сегодня участь Аральского моря, «съеденного» пустыней, если бы канал двести лет назад не дал ему подпитку из Щары. С тех пор соседняя река наполняет живой водой знаменитый водоем и не дает ему зачахнуть.
Гидрологический заказник республиканского значения «Выгонощанское» в 1958 году стал филиалом Беловежской пущи, и это уберегло уникальную экосистему от разрушения мелиорацией. К озеру нескончаемым потоком тянутся ученые. Последние экспедиции сюда организовывали орнитологи из Голландии и отдел проблем Полесья Национальной академии наук Беларуси. Об этих местах, впрочем, знали в Европе еще во времена Огиньского. А в годы Первой мировой войны, когда здесь проходила линия фронта, немецкие офицеры, ушедшие на фронт с университетских кафедр, изучали местную природу и издали потом около тридцати работ с описанием этих мест. «Королева» здешней фауны — бородатая неясыть, очень крупная сова, самая большеголовая птица в мире. В Европе во всем разнообразии эту редкую сову можно увидеть, пожалуй, только здесь. Или взять тур в Сибирь, что намного сложнее. Поэтому иностранцы готовы бродить по нашим болотам, только чтобы воочию убедиться, что занесенная в Красную книгу птица еще существует в природе.
Как не завязнуть в экзотическом туре
Не меньше ученых сюда тянет туристов. Пока, правда, им приходится добираться в эти места на «перекладных» и любоваться здешними красотами в спартанских условиях.
— Запланировано создание водного туристического кольца, — рассказывает Игорь Чернявский, заместитель начальника управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры. — Кольцо пойдет от Августовского канала до Бреста, где еще нужно будет соорудить судоходный шлюз. А Огинский канал в этой цепочке — центральное звено.
Звено еще слабое. Чтобы туристы смогли бывать на канале чаще и приносить денег больше, нужно наладить инфраструктуру. В первую очередь для этого от деревни Святица до Выгонощанского озера проложат дорогу. Пока же добраться до экзотики можно или по Щаре, а затем по маленькому отрезку канала, или, на худой конец, — лесными тропами. Других путей с северной стороны, от ближайшего крупного города, Барановичей, сюда нет.
Владимир Пекун, главный инженер РУП «Полесьегипроводхоз», куратор проекта восстановления Огинского канала, говорит, что уже в июле к нему будут проложены подъездные пути, а в следующем году начнутся работы на воде.
— Во многих местах водная трасса измельчала, поэтому нужно кое–где дно углубить, очистить. Построим два новых моста, чтобы под ними могли проходить суда, соорудим шлюзы для поддержания уровня воды.
Ширина канала — 20 метров, и здесь смогут ходить лишь малотоннажные суда, от силы на 24 пассажира. Берег выровняют, срубят старые деревья и засеют на 5 — 10 метров от водной глади травой.
История под ногами
Когда первые прогулочные лодки начнут курсировать по Огинскому каналу, здесь уже должны появиться не только кафе, но и интересные для туристов достопримечательности. Откуда им взяться в полесском болоте? На этот вопрос и ищут ответ археологи нынешней весной.
— Когда реконструировался Августовский канал, мы многое не успели сделать для сохранения исторического ландшафта, в частности, спасти около полусотни интересных памятников археологии, которые оказались затопленными, — признает Игорь Чернявский. — В Польше, например, по их сторону канала давно работает Музей Августовской земли...
Нечто подобное должно появиться и у нас. Архитектурных памятников вдоль Огинского канала, правда, не сохранилось, а может, никогда и не было. А из крупных населенных пунктов здесь всего лишь два — Телеханы и Выгонощи.
Экспедицию Института истории из пяти человек возглавила Елена Калечиц, заведующая отделом археологии первобытного общества.
— Предварительные исследования по специальному Положению Совета Министров N 651 от 22 мая 2002 года «Об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ» теперь обязательны в любом месте, где что–либо собираются сооружать, — объясняет Елена Геннадьевна. — В процессе очистки русла и берегов канала будут сниматься пласты земли. А в них могут оказаться и посуда с орнаментом, и украшения наших предков.
Пройдя от Телехан до Выгонощанского озера, ученые обнаружили немало следов быта древнего человека. Для этого и сезон был выбран соответствующий, когда еще только пробивалась трава, — апрель.
— Нам так проще было разглядеть на поверхности земли находки, — объясняет Вадим Лакиза, старший научный сотрудник отдела археологии первобытного общества Института истории, участник экспедиции. — Люди издревле селились возле водоемов. Тут вообще, мы предполагаем, десятки стоянок. Мы находили керамику, орудия труда в раздувах буквально под ногами.
Археологи не хотят пока распространяться о точных местах находок, опасаясь, что по их следам могут отправиться «черные археологи». Известно лишь, что стоянки каменного и бронзового веков они открыли на берегу озера Вульковское у деревни Вулька–Телеханская.
Но, пожалуй, главное «открытие» экспедиции — заброшенные немецкие доты Первой мировой войны: укрепления, окопы, блиндажи, рвы. Русские оборонительные сооружения были деревянные и сгнили, а немецкие стоят — бетонные стены в них до двух метров толщиной.
— В 1915 году Огинский канал стал разделительной линией фронта. Мы обнаружили пятнадцать целых или частично сохранившихся дотов, — говорит Елена Калечиц. — Самый интересный — на так называемой Лысой горе, недалеко от лыжной фабрики в Телеханах. Место удивительное. Тамошние жители говорят, что якобы здесь покоится «тело хана», отсюда и название Телеханы. Конечно, это не более чем красивая легенда. Да и гора давно разрыта: внутри ее немцы выкопали котлован и подвели воду из Огинского канала. А сам холм окружили окопами и редутами.
Сейчас ученые думают, как приспособить эти объекты «под туристов». Впрочем, опыт в этом деле есть — реконструированные доты на «Линии Сталина». Осталось найти оригинальный «поворот».
Доисторические стоянки у озера Вульковское и Телеханскую гору разделяет всего один километр пути. Здесь появятся главная стоянка для туристов на Огинском канале, а также площадка для проведения «фэстов». А рыцарям тут и вправду есть где разгуляться себе в удовольствие да на радость публике! К этим всем красотам и будут стремиться путешественники после созерцания заповедной природы окрестностей Выгонощанского озера.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.