Срок зачета: никак не успеть
Срок зачета: никак не успеть
К конституционному долгу по уплате налогов наши граждане относятся достаточно серьезно. По крайней мере, уровнем собираемости налогов Беларусь может посрамить многие не только развивающиеся, но и считающие себя развитыми страны. Но, к сожалению, иногда исполнение этой гражданской обязанности кажется обременительным даже не из-за высоких ставок и количества платежей в бюджет. Куда большая проблема- хитросплетения и противоречия самого законодательства. И попытка строго ему следовать сама по себе становится порой наказанием. Статья 60 Общей части Налогового кодекса (НК) предусматривает, что излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату в случаях, предусмотренных настоящей статьей. В той же ст.60 содержатся правила проведения этой операции, гармонично сочетающие права и обязанности всех заинтересованных сторон. Указано, что зачет или возврат производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика, если иное не установлено в НК, проценты на сумму зачета или возврата не начисляются. Налоговый орган обязан даже сообщить плательщику о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налогов и сборов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта. Кодекс разрешает налоговым органам производить зачет переплаты в счет предстоящих платежей самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица). Если инспекция МНС примет такое решение сама, то у нее есть для этого 5 дней со дня выявления факта наличия у плательщика задолженности по налогу. Надо лишь успеть управиться в течение трех лет со дня уплаты лишней суммы в бюджет. Если же плательщик вздумает позаботиться о зачете самостоятельно, его ждет сюрприз. Разумеется, право на зачет или возврат переплаты в бюджет ему гарантировано подп. 1.5 ст.22 НК, а налоговики, в соответствии с подп.1.9 ст.82 НК, обязаны эти зачеты или возвраты осуществлять. Правда, согласно подп.4.5 ст.69 НК наличие письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм налога, сбора (пошлины), пени может быть основанием для назначения внеплановой налоговой проверки. Но это мелкое неудобство, от которого не может оградить даже Указ от 15.03.2006 г. №151. В любом случае согласно п.6 ст.60 НК сумма переплаты по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) может быть направлена в счет предстоящих платежей по данному налогу, сбору (пошлине), на исполнение налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), на уплату пеней. Главное - успеть подать заявление не позднее трех лет со дня уплаты лишней суммы. Но Законом от 31.12.2005 г. №80-З в пункт 6 ст.60 была введена норма, которая гласит, что решение о зачете принимается не позднее пяти рабочих дней со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени за исключением случая, когда такое заявление явилось основанием для проведения внеплановой налоговой проверки. Сообщить же плательщику о произведенном зачете налоговый орган должен не позднее 10 дней со дня его проведения. Иными словами, если бухгалтер пришел 20 мая сдавать налоговые декларации за апрель, прихватив заявление о зачете, к примеру, акцизов в счет переплаты по НДС, все бумаги у него, конечно, примут. Но срок уплаты налогов неотвратимо истекает 22 мая, а решение о зачете инспекция МНС может принять только 25 мая. И если сумма акцизов к уплате, указанная в декларации, 22 мая не попала в бюджет, то в течение 3 дней налоговое обязательство будет считаться неисполненным уплатой причитающихся сумм налога. Ибо согласно п.6 ст.46 НК хоть и допускается в порядке, установленном кодексом, зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства, но днем уплаты признается только день произведенного налоговым или таможенным органом зачета. Стало быть, бухгалтеру надо успеть с отчетностью как минимум за 3-4 дня до установленного срока сдачи деклараций (что зачастую проблемно) или отложить, от греха подальше, планы на зачет переплаты в бюджет еще на месяц, предоставив казне еще один беспроцентный кредит порой на весомую часть своих оборотных средств. В противном случае предприятие в течение злополучных 3 дней будет считаться виновным в несвоевременной уплате налога. За это у него могут приостановить операции в банке (п.4 ст.53 НК), наложить арест (п.2 ст.54 НК), не говоря уже о пене за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства. Что поделать - обязанности, возложенные на налоговые органы статьей 89 НК, инспекторам надо исполнять - работа у них такая. И законопослушный налогоплательщик рискует стать штрафником при попытке реализовать свои права. А ведь без таких крайностей можно было бы обойтись. Всего-то и надо было авторам при написании Налогового кодекса в календарь заглянуть и до пяти сосчитать... Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
К конституционному долгу по уплате налогов наши граждане относятся достаточно серьезно. По крайней мере, уровнем собираемости налогов Беларусь может п
|
|