АКТИВНЕЕ, ГОСПОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ!
АКТИВНЕЕ, ГОСПОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ!
Старейшее и авторитетнейшее объединение нанимателей Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского провело свой очередной, 16-й съезд. Мероприятие получилось довольно представительное. Своим присутствием его почтили не только коллеги из других бизнес-объединений, но и представители ряда министерств, парламентарии. Данное обстоятельство даже несколько удивляет, поскольку еще накануне съезда казалось, что белорусского частника государство намерено оттеснить на периферию хозяйственных отношений. Оказывается, интерес есть. Только вот сами предприниматели его не подогревают, занимая чаще всего позицию пассивного ожидания чего-то лучшего. Эта мысль красной нитью прошла почти через все выступления, прозвучавшие на съезде. Так может и, правда, активнее надо, господа предприниматели, отстаивать свои интересы? Участники 16-го съезда БСПН утверждают, что и силы ударные есть, и перспективы... БСПН зовет под свои флаги Председатель правления БСПН Георгий БАДЕЙ К сожалению, еще многие предприниматели считают, что проблемы будут решаться через особое взаимодействие с государственными и другими структурами и "крышами". Конечно же, такие позиции ошибочны. Надо в этом убеждать и лучше всего практичными делами объединений предпринимателей, в том числе БСПН. Для формирования благоприятного правового и делового климата мы принимаем активное участие в законотворческом процессе, защищаем права и интересы нанимателей как в органах государственного управления, так и в отношениях с социальными партнерами - профсоюзами; содействуем созданию нового малого и среднего бизнеса, прежде всего, через организацию эффективной работы центров поддержки предпринимательства; посильную помощь оказываем действующим коммерческим организациям. В сфере законотворческих работ наиболее значительными были, на наш взгляд, подготовленные совместно с Советом по развитию предпринимательства замечания и предложения к подготовленному Минэкономики проекту закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства". Наши замечания были столь существенны, что в конце пришлось предлагать новую редакцию проекта (одним из слабых мест проекта было то, что недостаточно четко сформулировали гарантии защиты прав и интересов субъектов малого предпринимательства). Наши предложения были направлены в Совет Министров и Палату представителей, где они все еще рассматриваются и дорабатываются. Еще один законодательный акт, тщательно проработанный в БСПН, - проект нового Таможенного кодекса. Суть наших предложений - снижение издержек участников ВЭД на таможенные процедуры и содействие законопослушным участникам. Пока мы не достигли заметных успехов в стремлении добиться снижения налоговой нагрузки, упрощения системы налогообложения для малого бизнеса, но понимание необходимости этих шагов, мне кажется, уже имеется. Во-первых, в Совете Министров рассматривались предложения Мин-экономики, поддержанные нашим союзом и БКПП по снижению оборотных налогов в 2006 г. на 1,9 процентных пункта. Правда, пока поддержана позиция Минфина по снижению на 0,9. Во-вторых, в межведомственной комиссии по малому предпринимательству при Совете Министров рассмотрены наши предложения по упрощенной системе для малого бизнеса. Возможно, будет принят указ Президента по этому вопросу. В-третьих, дирекция БСПН создала рабочую группу по подготовке предложений к специальной части Налогового кодекса. Отдельного внимания заслуживают проблемы в работе Национального совета по социально-трудовым вопросам. В Конституции определено, что "отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон". Одним из принципов партнерства является представительство и равенство трех сторон. Однако сегодня говорить о равенстве не приходится. До сих пор нет специального закона, который бы четко определял правовые нормы создания, деятельности и ликвидации объединений нанимателей. То есть не урегулирован вопрос статуса объединений нанимателей для ведения переговоров и заключения тарифных соглашений. Это особенно заметно, когда количество республиканских объединений, относящих себя к нанимателям, большое. Не решает данную проблему и п. 10 Положения о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, утвержденного Указом Президента от 5.05.1999 № 252, в котором сказано, что "представительство республиканских объединений нанимателей и профсоюзов определяется пропорционально численности их членов в рамках установленных квот". Членами профсоюзов являются наемные работники, а членами объединений нанимателей - индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации с различным количеством работников. То есть можно ли считать, например, более представительным объединением нанимателей то, у которого больше членов с незначительной долей работников? Другой вопрос, уполномочены ли объединения нанимателей, представляющие интересы меньшинства от общего количества (по экспертным оценкам, данным членами объединений нанимателей, являются не более 1-2% от общего количества субъектов хозяйствования с 5-30% активно занятого в экономике населения), подписывать соглашения и распространять их действие, по меньшей мере, на работников, от имени которых оно заключено. С этим связана и легитимность самих соглашений, в особенности - генерального соглашения. Имеются проблемы с представительством и деятельностью объединений в самом Национальном совете. Наш союз представлен в нем лишь двумя членами. 9 человек представляют БКПП. В этих условиях нашим представителям бывает сложно провести свои позиции даже среди нанимателей, не говоря уже о социальных партнерах. Примером здесь может быть вопрос о дерегулировании заработной платы. Он был вынесен на рассмотрение Национального совета по социально-трудовым вопросам. Однако решение пока не найдено. И дело не только в том, что представители правительства не поддержали наши предложения. Не было единства среди представителей нанимателей. Причем такая ситуация, когда отсутствует единство нанимателей, не редкость. Поэтому вопросы координации и взаимодействия между объединениями нанимателей (предпринимателей) приобретают все большую актуальность. В связи с этим следует вспомнить, в декабре 2004 г. председателями БСПН, Совета по развитию предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей, РОО "Белорусская научно-промышленная ассоциация" и директором департамента по предпринимательству Министерства экономики было подписано Соглашение о принципах взаимодействия членов Консультативно-координационного совещания (ККС) деловых сообществ. К сожалению, с марта 2005 г. заседания ККС не собирались. * * * Бизнес-ассоциации должны консолидироваться Владимир ЗИНОВСКИЙ, председатель Совета по развитию предпринимательства в РБ, министр статистики и анализа Несмотря на наличие определенных проблем, малый бизнес в нашей стране представляет собой перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в экономике страны. Так, по состоянию на 1.01.2006г., доля субъектов частной формы собственности, малых частных предприятий, а также акционерных обществ, в уставном фонде которых доля государства не превышает 50%, составила 12% в ВВП. А если говорить о частном бизнесе в целом, то его доля в ВВП страны составляет 53%. На 1 января т.г. в Беларуси насчитывалось 216 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 183 тыс. - индивидуальные предприниматели, а 33 тыс. - малые предприятия. Количество занятых на малых предприятиях на 1января 2006 г. составило 456,2 тыс. человек (на 18% больше, чем в 2000г.). На их долю приходится более 10% от общего количества занятых в экономике. С учетом сектора индивидуальных предпринимателей общее количество работающих в частном бизнесе достигает 750 тыс. человек (18% от всех занятых в экономике). В дальнейшем государство планирует проведение последовательной политики по развитию предпринимательства, а также переориентацию его субъектов из сферы торговли в производство и услуги. В соответствии с совместным Планом действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза экономического развития на 2006 г. планируется довести долю субъектов малого предпринимательства в общем объеме выручки при реализации товаров до 30%. Отсюда вытекает необходимость формирования условий, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса, ориентирующих его субъектов на реализацию эффективных и долгосрочных проектов. В последнее время в этом направлении делаются очень серьезные шаги. Принят Декрет Президента об упрощении регистрации, Закон о хозяйственных обществах, выработаны и находятся на рассмотрении главы государства предложения о соразмерности санкций за налоговые и таможенные правонарушения размерам причиненного ущерба. В стране сложились и доказали свою состоятельность определенные формы диалога государства и бизнеса по выявлению и преодолению негативных тенденций и проблем в развитии предпринимательства, расширены возможности бизнес-ассоциаций воздействовать на создание административно-правовых и экономических условий предпринимательской деятельности. Подтверждение этому - деятельность межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства при Совмине, участие представителей предпринимательских союзов в составе рабочих групп по подготовке предложений в действующее законодательство или доработке подготовленных проектов нормативных актов. Не в обиду для других объединений, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского является сегодня ведущим игроком на этом поле, активно и профессионально представляя интересы не только членов союза, но и всего делового сообщества. Примером может служить активное участие союза в разработке проекта закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, в подготовке проекта программы развития экспорта, в деятельности координационного совета по содействию иностранным инвестициям и многое другое. Вместе с тем для повышения эффективности диалога бизнеса и государства необходимо активизировать взаимодействие бизнес-ассоциаций при обсуждении проблем предпринимательской деятельности, а также консолидировать усилия по продвижению выработанных инициатив. Убежден, что нужно более активно использовать потенциал Консультативно-координационного совещания деловых сообществ и Совета по развитию предпринимательства в РБ. * * * Конструктивно давить на правительство Сергей ЗАБОЛОТЕЦ, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Государственная политика в новой пятилетке будет направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Это вопрос не только экономический, но и политический. Если мы не разовьем обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции и законодательную базу, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений, а без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет. Подводя итоги социально-экономического развития Беларуси за первый квартал этого года, правительство сделало акцент на необходимость разработки мероприятий по финансовой стабилизации малого и среднего предпринимательства. Эти задачи предусмотрены и Программой государственной поддержки малого предпринимательства на 2006 год. Пока наши показатели развития предпринимательства намного скромнее, чем в странах ЕС и РФ. На тысячу жителей в Беларуси приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах ЕС в среднем - 30, в США - 74. Вместе с тем малый бизнес Беларуси, несмотря на существующие проблемы, - это развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль в обеспечении общего экономического роста страны. Недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства обусловлен прежде всего отсутствием действенных стимулирующих мер, способствующих повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, наращиванию объемов производства, расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансово-кредитным, материально-техническим, информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям, а также мер, способствующих переходу к более цивилизованным, прозрачным методам ведения бизнеса. По мнению парламентариев, одним из основных административных барьеров на пути развития малого предпринимательства является существующая практика разрешительного принципа. Предпринимательским кругам уже удалось достичь определенных успехов в лоббировании создания среды, содействующей бизнесу, а именно: упорядочения процедуры лицензирования и сертификации, упрощенной системы налогообложения, сокращения числа проверок. Введение с 1 июня этого года принципа "одного окна" станет еще одним шагом и в отношении упрощения государственной регистрации субъектов хозяйствования. Однако, несмотря на декларируемую политику поддержки и развития предпринимательства, современные реалии свидетельствуют о том, что действующая система выдачи разрешений и согласований является одной из главных административных преград. Возможно, решение этой задачи - в разработке и принятии систематизирующего закона, устанавливающего общие правила игры. Именно по такому пути пошли некоторые государства (Россия, Узбекистан). Закон "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" в прошлом году принят и Верховной Радой Украины. Мы полагаем, что предприниматели, бизнес-ассоциации должны постоянно оказывать конструктивное давление на правительство и парламент с целью достижения результата в улучшении правового и делового климата. На наш взгляд, очень полезны в этом плане общественные дискуссии предпринимателей и законодателей, в ходе которых всегда может быть найдена золотая середина законопроектной составляющей. Проводником диалога между нами могут стать общественные объединения. * * * Не "дайте", а "возьмите" Жанна ГРИНЮК, УП "Центр системных бизнес-технологий "Сатио" Может быть, это будет звучать диссонансом с тем, о чем уже говорили на съезде, но, на мой взгляд, предпринимательские объединения сегодня находятся в состоянии некоего кризиса. Их авторитет достаточно низок в восприятии самих предпринимателей, зачастую они в одиночку эффективнее решают свои проблемы нежели вместе, в рамках предпринимательских объединений. Причем это не голословные заявления, а данные, которые были зафиксированы в ходе исследований Института приватизации и менеджмента. Думаю, дело не в том, что тот или иной союз недостаточно известен и стоит "раскрутить" его имидж, как появится авторитет. Мы сегодня видим довольно представительный форум, а это значит, что в принципе мы имеем достаточно хорошие коммуникативные ресурсы. Анализируя высказывания предпринимателей, я обратила внимание, что все они склонны видеть себя не равноправным субъектом общественных отношений, а неким объектом для воздействия. Главным для себя предприниматели считают девиз "Дайте нам спокойно работать". Но ведь это девиз объекта в экономике, на который направлено воздействие со стороны государства..! Я не согласна с тем, что предприниматели должны занимать такую позицию. С точки зрения нашей с вами социальной зрелости мы должны изменить свою позицию с "дайте" на позицию "возьмите". В изменившихся условиях предпринимательские объединения вообще и БСПН в частности должны задуматься об изменении своей миссии в обществе. В силу разных социально-политических обстоятельств мы были вне системы, мы не были в нее включены и, скорее всего, шли в другую сторону. Теперь мы должны стать участниками общей системы: бизнес - общество - государство. На мой взгляд, самое главное сегодня, в т. ч. и для бизнес-союза, является не задача отстаивать несчастные права несчастных предпринимателей, а доказывать то, какую пользу приносит бизнес обществу, активнее включаться в межсекторальное партнерство, демонстрировать свою социальную ответственность. В этом случае мы изменим позицию аутсайдеров, которым нужны какие-то вливания, на позицию лидера. Наверное, это самая главная системная задача, которая стоит перед предпринимателями вообще и союзом в частности, поскольку именно у БСПН сегодня наибольшее количество сил, ресурсов, возможностей и авторитета для этого. * * * Надо остановить налоговый вал Эдвард КИСЕЛЬ, генеральный директор Республиканского союза нанимателей "БелСН" Мы определили для себя ряд основных проблем, решением которых продолжим заниматься в ближайшее время. Сегодня основная задача всех предпринимательских союзов - создать нормальные конкурентные условия работы для предприятий и их руководителей. В первую очередь это касается налоговой системы. В Беларуси налоговая нагрузка у предприятий на 10% выше, чем у российских субъектов хозяйствования. Поэтому мы намерены добиваться как минимум выравнивания этого показателя с восточными соседями, с которыми строим Союзное государство. Идет также работа над снижением оборотных налогов, которых, кроме Беларуси, нет нигде в мире. Сегодня осталось четыре оборотных налога: два в республиканский бюджет и два в местный. В рамках рабочей комиссии по реформированию налоговой системы с участием вице-премьера правительства Андрея Кобякова мы предлагаем уменьшить республиканские оборотные налоги с 2007г. до 2%. Правда, Минфин пока соглашается на 2,5%. Местные оборотные налоги (налоги на продажу и услуги) мы предлагаем снизить до 5%. Еще одно из наших предложений по реформированию налоговой системы - установить единый фиксированный платеж для предприятий. Поскольку налогооблагаемая база одна, все налоги должны к этой базе привязываться и не зависеть друг от друга. Сейчас происходит накрутка одних налогов на другие, в результате чего происходят ошибки, за которые к предприятиям применяют штрафные санкции. В перспективе этих налогов не должно быть вовсе. Планируем решать в рамках комиссии и вопросы снижения налоговой нагрузки на фонд заработной платы. Еще одна проблема, над которой работает Республиканский союз нанимателей, - соразмерность экономических правонарушений штрафным санкциям, которые накладываются на предприятия. Комиссия работает над этой проблемой, уже подготовлены соответствующие предложения. Но, что совершенно непонятно, недавно вышел Указ № 181, согласно которому пеня за просрочку поставок продукции, приобретенной за бюджетные деньги, увеличивается в 50 раз. Конечно, это разорительно для предприятий. Следующее направление нашего союза - вооружить знаниями наших руководителей и специалистов предприятий, чтобы те не оказались жертвами провокаций со стороны конкурентов, проверяющих органов и не стали нарушителями законодательства. Такая работа уже ведется, например, готовим типовые документы по проведению тендеров. Планируем более плотно заняться социальной защитой руководителей предприятий: пенсионной, в случае заболеваний, а также в случае потери работы. Особенно актуально это при потере работы: поставлена задача в течение 2006 г. минимизировать число убыточных предприятий, и директорский корпус может пострадать в первую очередь. Сегодня, кроме нескольких предпринимательских союзов, отстаивать интересы предпринимателей никто не собирается, поэтому надо сохранить хотя бы то, что уже есть. Не надо бояться платить членские взносы, за счет которых живут союзы и которые предприятия не всегда охотно платят. Это не просто взносы, это, по сути, инвестиционные вложения в интеллект работающих там людей и бизнеса в стране в целом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Старейшее и авторитетнейшее объединение нанимателей Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского провело свой очередной, 16-й съезд.
|
|