Бизнес-климат не потеплел
Бизнес-климат не потеплел
Деловой климат в Беларуси в 2005г. по сравнению с предыдущим годом ухудшился, следует из очередного исследования бизнес-среды, проведенного Международной финансовой корпорацией (МФК). Его результаты вместе с рекомендациями по улучшению ситуации были представлены на минувшей неделе белорусскому правительству. Впрочем, нынешние советы не намного отличаются от рекомендаций предыдущих лет. Голос авторитетной международной организации (и соответственно самого частного бизнеса, мнение которого она изучает) слушают, к сожалению, в пол-, а то и в четверть уха: Исследование проводилось в начале года, в ходе которого было опрошено 1100 руководителей предприятий и 200 индивидуальных предпринимателей со всех регионов страны. Ухудшение бизнес-среды констатировало 41% опрошенных, для 37% ситуация в течение 2005г. оставалась стабильной и только 22% отметили улучшение. Получение различного рода разрешений и сложное налоговое законодательство по-прежнему остаются для бизнеса наиболее злободневными проблемами. Среди других трудностей были названы макроэкономическая ситуация в стране, аренда помещений и привлечение финансов. При этом подавляющее большинство представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) считают сложными практически все административные процедуры. К слову, громоздкая система налогообложения дорого обходится субъектам хозяйствования. По оценкам экспертов МФК, только на оплату сверхурочной работы бухгалтеров было потрачено в минувшем году более 15 млн. USD, что более чем в 10 раз превысило финансовую поддержку предпринимательства со стороны государства (на 2006г. она запланирована в размере 1,3 млн. USD). В 2005г. средняя продолжительность получения одного разрешения и их общая стоимость возросли в полтора раза и составили в среднем 79 дней и 2 тыс. USD. Предприниматели не в состоянии разобраться в действующей системе разрешений, поскольку в ней отсутствуют четкие правила игры и процедуры, отмечают эксперты МФК. При этом, дабы перестраховаться, различные ведомства вводят все новые и новые разрешения. В минувшем году государство потеряло более 26 млн. USD в виде налогов из-за сложности разрешительных процедур при открытии объектов торговли и общественного питания. В стране могло быть создано около 800 (!) кафе и ресторанов, где работали бы 6 тыс. человек. Еще год назад эксперты МФК предлагали разработать проект нормативного акта о разрешительной системе, который бы содержал исчерпывающий перечень видов разрешений и органов, их выдающих. Правительство пока лишь ограничилось анализом разрешительной системы и разработкой "плана действий по улучшению регулирования" этого процесса. В частности, на базе Могилевского облисполкома начался пилотный проект, который должен изучить систему разрешений и подготовить рекомендации. Однако этих мер явно недостаточно, чтобы реально улучшить ситуацию в одной из самых запутанных сфер хозяйственной деятельности, считают эксперты МФК. Положительные изменения в 2005г. наметились в сфере проверок и лицензирования. Средняя продолжительность получения лицензии снизилась с 45 до 27 рабочих дней. Малые и средние предприятия стали проверять реже: в среднем 7 проверок в год по сравнению с 10-ю в 2004г. Принятый Декрет № 6 от 10.04.2006 о регистрации позволит улучшить процедуру входа в бизнес, отмечают эксперты МФК. Документ предусматривает введение "одного окна" для пострегистрационных процедур, сокращает стоимость (с 736 до 582 USD) и продолжительность (с 25 до 20 дней) регистрации. По их оценкам, ежегодный экономический эффект составит 25 млн. USD в виде увеличения выручки сектора малого и среднего бизнеса. В то же время эксперты говорят, что если не делать других шагов по упрощению регистрации и созданию "одного окна", то серьезных сдвигов не произойдет. В частности, это касается обязательной проверки содержания учредительных документов. Отмена этого требования позволила бы сэкономить субъектам хозяйствования, по подсчетам экспертов МФК, около 35 млн. USD. А отмена нотариального заверения учредительных документов - более 550 тыс. USD. Все эти средства предприниматели могли бы направить на развитие своего бизнеса, убеждены эксперты. По словам главы представительства МФК в Беларуси Ивана Иванова, темпы реформирования сфер государственного регулирования пока оставляют желать лучшего. Хотя определенные сдвиги все же происходят. Так, были подготовлены изменения по процедуре регистрации, улучшена координация контрольной деятельности и урегулирована процедура проведения внеплановых проверок, сделаны первые шаги по совершенствованию разрешительной системы. Однако для того чтобы достигнуть поставленной правительством задачи - удвоения доли малого и среднего бизнеса в ВВП - должны быть предприняты более решительные действия, убежден он. "Если рекомендации МФК не будут приняты, ничего страшного, конечно, не произойдет. Просто Беларусь останется самым сложным местом для занятия бизнесом в регионе",- резюмировал г-н Иван Иванов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Деловой климат в Беларуси в 2005г. по сравнению с предыдущим годом ухудшился, следует из очередного исследования бизнес-среды, проведенного Международ |
|