СОВМИН «ЗАЖИГАЕТ»
Совмин «зажигает»
инвестициями и зарплатами Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060731.30/040160241 В ситуации, когда все труднее верить официальной статистике, анализ абсолютных показателей - дело не совсем благодарное. Тем не менее по итогам I полугодия следует отметить четыре показателя, указывающих не только на качество краткосрочного планирования, но и на экономические приоритеты. ЧЕТЫРЕ TOP -ЦИФРЫ ПОЛУГОДИЯ Первая цифра - это беспрецедентный рост инвестиций в основной капитал: на 36,9% в сопоставимых ценах по сравнению с I полугодием 2005г. Годовой план правительства составляет 13-14%. Кажется, власти не ожидали такого объема бюджетных ресурсов и роста выручки предприятий, зато Совмин решил: тратить нужно как можно больше и сегодня. Ряд инвестиций полезен в долгосрочной перспективе, но об эффективности большинства проектов Минфин не задумывается. Среди объектов, сданных в эксплуатацию, отметим 974,6 км линий электропередач, восемь нефтяных скважин, 158,5 км магистральных газопроводов и отводов, 9,2 тыс. км автодорог и тепловая станция в Осиповичах мощностью 1,2 тыс. кВт. Вторая впечатляющая цифра - размер доходов консолидированного бюджета по отношению к ВВП - 51,5% (январь-май). С учетом просроченной задолженности по налогам и сборам эта цифра увеличивается до 53,7% ВВП. По факту доходы в 2005г. составили 48,4% ВВП. В плане на т.г. правительство запланировало доходы консолидированного бюджета на уровне 46,1% (власти явно не спешат снижать налоговую нагрузку на экономику). Третий год подряд резко увеличивается валютная выручка от продажи нефтепродуктов. Стабильно высокой остаются объемы продаж металлов и изделий из них, а Минфин и Минналогов продолжают настаивать на сохранении ставок и порядка уплаты основных налогов. Таблица Третья необычная цифра полугодия - неожиданный для правительства рост импорта. При плане роста на год в 8-9%, импорт за январь-май увеличился на 42,4%. Не ожидало правительство и столь стремительных темпов роста экспорта - 22,5% при плане в 8,5-9,5%. Импорт вырос в первую очередь за счет резкого увеличения цен на нефть (на 46,7% - на сырую нефть и на 111,6% - на нефтепродукты). Стоимостной объем поставок нефти увеличился в 1,7 раза, или более чем на $1 млрд., стоимостной объем легковых автомобилей увеличился в 1,5 раза (на $91,3 млн.), черных металлов - на 19,9% ($81,4 млн.), машин и механизмов для уборки и обмолота сельхозкультур - в 14 (!) раз, или на $37,3 млн. Непонятно, что это за сельхозтехнику начали покупать белорусские сельхозорганизации, что так резко выросли цены на нее. Впрочем, кто бы сомневался, когда аграрники получили полный карт-бланш на использование бюджетных инвестиций. Наконец, четвертый важный для понимания тенденций в экономике показатель - сохранение чрезвычайно высоких темпов роста зарплаты при низкой ставке сбережения. За 5 месяцев года население потратило на покупку товаров и услуг Br14,1 трлн. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года потрачено Br11,4 трлн. За год расходы населения увеличились на 23,7%, а на сбережения осталось всего Br1 трлн., или 5,6% от денежных доходов. Даже столь скудного показателя оказалось достаточно для продолжения роста валютных и рублевых депозитов в банках (почти 56% из них приходится на «Беларусбанк») до Br6,4 трлн. По сравнению с 1.06.2005г. вклады населения увеличились на 42,2%. Эти темпы роста меньше, чем годом раньше, но пока достаточны для поддержки кредитного бума населения. Строго выполняя решения Всебелорусского народного собрания, правительство безудержно повышает зарплату. За 5 месяцев реальная начисленная зарплата выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,5%, что гораздо выше темпов роста ВВП, производительности труда или всех факторов производства. Поскольку резерв роста внешнего спроса на белорусские товары ограничен до нескольких главных позиций (нефтепродукты, удобрения, металлы, продукты химии), то правительство явно идет по пути наименьшего сопротивления, в жесткой форме рекомендуя предприятиям повышать зарплаты, банкам - снижать стоимость кредитов и облегчать порядок их выдачи. Полноценному потребительскому буму - остатки задолженности по выданным кредитам выросли за год на 44% (до Br14,4 трлн.) - явно способствует Нацбанк, не сбавляющий темпы роста денежной массы. Показатель М2 за год вырос на 54,8%. По данным Минстата, доля работников с уровнем зарплаты от Br600 тыс. до Br1 млн. увеличилась до 25%, т.е. до 1,1 млн. человек. За год удвоилась доля людей (8%), получающих более Br1 млн. По версии Минстата, таких работников в Беларуси почти 350 тыс. Таблица НЕ БЕЗ ДЁГТЯ На фоне весьма благоприятных официальных данных о макроэкономической ситуации (рост ВВП - 10,1%, инфляция - 3,1%, профицит бюджета - 3,1% ВВП) в экономике отмечается несколько нездоровых тенденций. Первая - ситуация на «Беларуськалии». За 5 месяцев объем экспортных поставок предприятия сократился на 35,3% (на Br146,3 млн.). Производство минеральных удобрений по сравнению с аналогичным периодом 2005г. сократилось на 22%. Все три предыдущих года производство товаров этой группы неизменно росло. Не успел «Беларуськалий» оступиться, как сразу же это почувствовали и бюджет Минской области, и всей страны. Оступился и «БелАЗ», «Горизонт» и десятки других крупных промпредприятий. Вторая негативная тенденция - сохранение роста складских запасов. По сравнению с 1.07.2005г. рост 13,1%, (до Br2616 млрд.). Из года в год правительство требует снижения этого показателя, но у предприятий не получается. Отчасти и потому, что то же самое правительство требует выполнения прогнозных показателей по росту объема производства. Не может не беспокоить и стремительный рост торгового дефицита: за 5 месяцев - $767,5 млн. За аналогичный период прошлого года профицит составлял $318,5 млн. Дефицит в торговле с Россией увеличился с $1351,5 млн. до $2641,4 млн. Это тревожный вестник еще большей встряски, которая наступит после повышения цен на газ и на нефть. При углублении этой тенденции сохранить стабильность курса рубля будет очень трудно. Девальвация может подорвать доверие граждан к депозитам в нацвалюте, а лишенные значительной части ресурсной поддержки банки наверняка увеличат давление на кредитора последней надежды - Нацбанк. Если тот начнет восстанавливать ликвидность банков путем выдачи им новых эмиссионных денег, беды в экономической системе не избежать. Впрочем, пока можно говорить лишь о теоретической возможности реализации такого сценария. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ситуации, когда все труднее верить официальной статистике, анализ абсолютных показателей - дело не совсем благодарное. Тем не менее по итогам I полу |
|