И $125 - НЕ ВОПРОС!
И $125 - не вопрос!
Запаса прочности у белпрома хватит даже при выплате «лишних» Br1-1,5 млрд. за газ Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060731.30/040150241 Недавнее исследование группы экономистов НИЭИ Минэкономики «Конкурентоспособность промышленных предприятий Беларуси в условиях роста цен на импортируемые энергоносители» позволило взглянуть на проблему устойчивости белорусской экономики после повышения цен на российский газ глазами самих предприятий. Прежде чем ответить на вопрос о последствиях новой газовой политики, стоит взглянуть на конкурентоспособность белорусских предприятий. СПРАВКА «БелГазеты». Чтобы выяснить суть конкурентоспособности белорусской промышленности и возможные последствия повышения цен на энергоресурсы, Александр Готовский с коллегами опросили 428 из 1573 предприятий основных отраслей экономики (они учитываются в текущем порядке). В выборку попали 55 валообразующих предприятий. В ней представлены по 6,3% предприятий топливной, химической и нефтехимической отрасли, 36,9% - машиностроения и металлообработки, по 14% - легкой и пищевой промышленности. Эксперты высказали свою точку зрения на предмет запаса прочности белорусской промышленности и представили варианты развития событий в случае роста цен на газ. Гипотезы были две: 1) в экономике случится кризис и как следствие потеря конкурентоспособности (затоваривание складов, резкое сокращение экспорта, удешевление рубля, скачок инфляции); 2) произойдет адаптация реального сектора (удорожание конечной продукции для потребителей внешнего и внутреннего рынков, снижение рентабельности). Если абстрагироваться от методологических особенностей опроса, то исследователи пришли к выводу, что поводов для паники нет. Да, неприятно будет выкладывать дополнительные Br1-1,5 млрд. за газ, но, по мнению аналитиков, запаса прочности у экономики хватит. Окончательная цена на газ для Беларуси в следующем году пока неизвестна. Трудно спрогнозировать и динамику цен на сырую нефть. Еще более загадочной остается политика правительства РФ по отношению к белорусским товарам. Отвечая на вопросы исследователей, две трети опрошенных предприятий не видят больших проблем для себя даже при цене на газ в $125. Таблица ЛИЦО БЕЛПРОМА В последние два года белорусские предприятия расширяли свое присутствие на традиционных для себя рынках, т.е. внутри страны и в России. 44,1% респондентов, для которых внутренний рынок нашей страны является основным (более 50% сбыта), указали на рост сбыта на нашем рынке. В Россию увеличили сбыт 30,9% предприятий, которые считают его основным. Белорусские компании, которые уже работают на европейском рынке и считают его основным или одним из основных, тоже декларируют существенное увеличение сбыта (около 30% респондентов). В такой динамике нет ничего необычного. С ЕС у нас торгуют единицы, так что о диверсификации внешней торговли говорить явно преждевременно. Тем более что торговля идет в основном низкотехнологичными нефтепродуктами, металлами, удобрениями и химвеществами. Более чем для двух третьих опрошенных предприятий рынок развитых стран Европы и Балтии практически закрыт. Как указывают исследователи, «крупные предприятия, у которых лучше диверсифицированы рынки, наращивали реализацию продукции на все рынки сбыта. Предприятия с численностью работников до 500 человек увеличивали сбыт лишь на внутренний рынок ». Факт вытеснения белорусских предприятий с традиционного для Беларуси российского рынка говорит о том, что мы проигрываем конкурентную борьбу тамошнему малому бизнесу. Рост сбыта на внутреннем рынке РБ обусловлен в первую очередь жестким региональным и общенациональным протекционизмом. В случае создания реальной зоны свободной торговли даже в рамках ЕЭП белорусские предприятия потеряют значительную часть внутреннего рынка. Ресурс административного повышения доходов населения, льготного кредитования потребительских товаров и устойчивость белорусского рубля также ограничены. При благоприятной внешней конъюнктуре белорусские власти создали приличные условия для развития 100-200 гигантов, в то время как на произвол судьбы брошены десятки тысяч малых и средних производств. Отечественное «чудо» имеет слишком мало точек опор и роста, чтобы претендовать на китайскую долговечность (рост ВВП в 8-10% в течение 25 лет). Поэтому при увеличении цен на энергоресурсы и ухудшении условий торговли с Россией потенциал белорусских «бурлаков» явно подсократится. Как установили исследователи, «на внешних рынках сбыта, кроме российского, предприятия вне зависимости от размера и отрасли стремятся встраиваться в незанятые местными производителями ниши». Тот факт, что на российском рынке белорусы не жалуются на местных конкурентов, говорит в первую очередь об отсутствии дискриминации в отношении белорусских товаров и умении наших предприятий договариваться с восточными партнерами. Последние, в свою очередь, реально оценивают возможности входа на рынок новых частных белорусских компаний, поэтому со стороны белорусов угрозы не видят. У себя дома с серьезными конкурентами они вполне могут справиться и руками чиновников. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА На рынке Беларуси отечественные предприятия считают своим основным конкурентным преимуществом более высокое качество, чем у конкурентов. Это фактор отметили 46,4% респондентов. «Более низкая цена, чем у конкурентов, на аналогичную продукцию» - так ответили 38,8% опрошенных. На статус монополистов сослались 18,7%, на отлаженную систему сбыта продукции - 38,6%, постоянное реагирование на изменение требований потребителей к продукции - 38,8%. Почти 6% опрошенных считают свою продукцию неконкурентной даже на внутреннем рынке. В России белорусские предприятия оценивают свои конкурентные преимущества следующим образом. Свои товары считают более качественными 48,2% респондентов, на низкую цену указывают 49,6%, треть предприятий полагаются на отлаженную систему сбыта и чуткое реагирование на изменение спроса. А вот на рынке ЕС ситуация иная. На качество указывает только 31,6%, на систему сбыта - 27,2%. Доля респондентов, считающих свою продукцию неконкурентоспособной на рынках развивающихся стран, в 2,8 раз больше, чем на рынках ЕС (15,5% против 42,7%). Поскольку с данными регионами у нас торгует минимальное количество компаний, то для всех белорусских предприятий доля неконкурентной продукции гораздо выше. Среди факторов, которые положительно влияли на конкурентоспособность предприятий в 2004-06гг., респонденты отметили следующие: 63,1% - общий рост спроса на продукцию, в первую очередь на внутреннем и российском рынках (этот фактор, по сути дела, можно назвать удачей белорусской промышленности; на ее приход и будущий уход решения в Беларуси ни на микро-, ни на макроуровне никак не влияли и влиять не будут), 36,4% - новое оборудование и технологии. Исследователи указывают, что этот фактор «коррелирует с конкурентным преимуществом по качеству продукции и динамикой сбыта на внутренний и российский рынки. Он чаще отмечается у более крупных предприятий ». Проводимая в Беларуси инвестиционная политика объясняет и эти ответы. Государство вытеснило с рынка частных инвесторов и сконцентрировало помощь и дешевые ресурсы на поддержке валообразующих предприятий. Поэтому модернизация основного капитала малым бизнесом по-прежнему сильно затруднена. Между тем 31,3% респондентов отметили рост цен конкурентов как свое преимущество. Невысокий рост цен на сырье и металлы зафиксировали 16,5%, а внутренние цены на энергоносители - всего 13,1%. Еще меньшее количество назвали госльготы и субсидии. Если принять за чистую монету эти ответы, то совсем непонятен сыр-бор вокруг повышения цен на газ. Правда, неизвестно, насколько чувствительными окажутся белорусские предприятия к повышению, но если они не ценят дешевый газ, то правительство спокойно может повышать цены, не боясь гнева промышленников. Они, очевидно, полагают, что Россия никуда не денется и будет их снабжать дешевой нефтью. Любопытны ответы респондентов по поводу факторов, снижающих конкурентоспособность предприятий в 2004-06гг.: 64,3% отметили появление конкурентов с низкими ценами. Пока это не оказало существенного влияния на динамику сбыта, но это лишь вопрос времени. Динамичное развитие малого и среднего российского бизнеса, профессионализация маркетинга и активная раскрутка брендов, безусловно, потеснит белорусских производителей, особенно если наши власти не снизят налоговую и административную нагрузку при росте цен. Быстрые темпы роста цен на сырье и материалы как фактор снижения конкурентоспособности отметили 61,9% респондентов. Их будет гораздо больше при новых ценах на газ. Среди других факторов только 39,3% опрошенных назвали «высокие издержки продвижения товара на внешние рынки». Это значит, что на российском рынке продолжают работать только старые компании, которые пользуются давними связями. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ По результатам опроса эксперты сделали ряд важных выводов. Во-первых, «рост общего уровня спроса на внутреннем рынке и в странах СНГ, связанный с динамичным ростом доходов, ведет к повышению требований к качеству продукции и к снижению значимости ценового конкурентного преимущества на этих рынках, требует внедрения новых технологий на предприятиях». Эпоха, когда белорусские товары покупали из-за цены, становится историей. В страну нужно впускать инвесторов с новыми технологиями и товарами. Именно они смогут обеспечить доступ к новым рынкам сбыта, но такие инвесторы могут прийти только в случае обеспечения гарантий прав собственности и проведения приватизации. Второй вывод экспертов НИЭИ также точно характеризирует природу процессов производства и продаж в Беларуси: «Относительные цены белорусских предприятий на внутреннем и российском рынках изменяются во многом под влиянием подвижек в ценах конкурентов и не оказывают значимого влияния на сбыт». Ситуация на внутреннем рынке понятна. Здесь открытой конкуренции нет, поэтому повышение цен - скорее прихоть чиновников или согласованная политика олигополистов. С другой стороны, наши предприятия еще никогда не работали в ситуации мировых цен на энергоресурсы. Они имели возможность компенсировать потери от понижения цен на российском рынке за счет роста цен на внутреннем. Однако у такого рода компенсации также есть свой предел. Не смогут до бесконечности «доить» бюджет и валообразующие предприятия. Если в России качество наших товаров еще признают, то на рынках стран ЕС мы можем конкурировать преимущественно ценой: «Ставка предприятий на невысокий рост уровня оплаты труда, государственные льготы и субсидии не оправдывается при работе на рынке развитых стран Европы и Балтии. На этом рынке начали появляться конкуренты с более низким уровнем цен предложения ». Многие руководители белорусских предприятий понимают, что им не только с китайцами и индусами, но даже с украинцами и литовцами на многих товарных рынках по цене тягаться невозможно. Они хотели бы выскочить из парадигмы политики низких цен, да правительство их никуда не пускает: «У крупных предприятий больше возможностей дифференцированно учитывать требования различных рынков, развить сбытовую сеть. Они интенсивнее обновляют оборудование и технологии. У них лучше диверсифицированы рынки сбыта, они наращивают объемы реализации на большем количестве рынков ». Все это так, но оставшиеся 3,5 млн. рабочей силы (кроме занятых на крупных заводах) в областные города не свезешь и бюджетными подачками не накормишь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недавнее исследование группы экономистов НИЭИ Минэкономики «Конкурентоспособность промышленных предприятий Беларуси в условиях роста цен на импортируе
|
|