С БОЛЬНОЙ НОГИ НА ЗДОРОВУЮ
С больной ноги на здоровую
Среди потребительских товаров максимум претензий покупатели предъявляют к обуви Леонид КУЧКО http://www.belgazeta.by/20060821.33/470244711 «У меня в левой туфле задник не держит стопу. Напишите заключение, что это производственный брак». - «Но у нее практически нет носа!» - «Овчарка отгрызла. Но к ней ничего не имею». - «Не волнуйтесь, сейчас определим причину дефекта. Может, вы неправильно выбрали или эксплуатировали обувь»... Этот забавный диалог пришлось услышать в одной из аккредитованных лабораторий системы Госстандарта. Но он мог состояться и в другом учреждении, пытающемся «разрулить» непростую ситуацию конфликта между потребителем и продавцом. К сожалению, в «рейтинге» жалоб покупателей в госорганы и потребительские организации на непродовольственные товары который год печально лидирует обувь. В отдельных областях республики она составляет свыше половины претензий. В основном - купленная на коммерческих рынках. По словам специалистов, особенно много нареканий вызывает обувь, купленная на рынке «Ждановичи», в крупных ТЦ и других частных розничных точках, где можно встретить не только «левый», контрафактный, псевдобрендовый, но и ношеный товар. И так как обувь покупается далеко не каждый день, то к ее выбору всегда надо подходить серьезно и грамотно. «Обратите внимание на внешний вид покупаемых товаров, - подсказывает начальник Центра товароведческих исследований БГЭУ Ирина Хацкевич. - Если он изготовлен известным производителем, то все это видно по четко проработанным деталям, законченному силуэту. Здесь не должно быть мелких дефектов - неаккуратно вырезанных деталей, незакрепленных стежков, таких же строчек. Большое практическое значение имеет материал, из которого сделана обувь». Велик ли риск приобрести «кота в мешке»? Да. Ведь нередко сам продавец не знает характеристик товара, какое бы умное выражение лица он ни делал. Хотя многие образцы, особенно импортной обуви, красивы на вид. Но должны быть документы, говорящие не столько о качестве, но и о безопасности обуви для здоровья. Например, если обувь продается в коробках, то на них должно быть указано: повседневная или модельная, размер, полнота, виды материала, юридический адрес изготовителя. Обязательно должна быть инструкция по уходу и эксплуатации. И не на китайском, а на русском. Но кто на эту «мелочь» обращает внимание? А потом бежим жаловаться на рыночный киоск, которого завтра может и не быть. Если чего-нибудь из этого нет - не покупайте «кота в коробке» или, еще хуже, в целлофановом мешке. Не все покупатели знают, что на отечественную обувь установлены строго регламентированные сроки гарантийной носки, составляющие в зависимости от ее вида, от месяца до трех. На импортную обувь гарантийные сроки могут быть разными, но не ниже сроков, устанавливаемых действующей в республике нормами. Могут они оговариваться и в контрактах на поставку, что должно доводиться до сведения потребителя. Но составляют эти сроки никак не две недели, как обычно пишет неквалифицированный продавец на коробке. Необходимо знать и следующее: п.1 ст.20 закона «О защите прав потребителей» говорит, что в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантия составляет менее двух лет, покупатель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи их потребителю. Правда, самим надо иметь документ, подтверждающий факт покупки. Тогда легче отстаивать ваши нарушенные права. Пойдем дальше. Вы купили босоножки, узнали гарантийные сезонные сроки, даже не забыли взять чек. Пришли домой с покупкой. И только здесь при очередной примерке убедились, что они жмут. Вы не знаете, что делать. Потребительское законодательство - на вашей стороне. Согласно ему, обувь надлежащего качества, но не подошедшая по форме, размеру, фасону, все равно подлежит обмену в течение 14 дней со дня покупки. При соблюдении некоторых условий: она не носилась, сохранены ее потребительские свойства, на руках имеется документ о ее приобретении. Можно получить обратно свои деньги или обменять на другую пару. Случается, сам покупатель неправильно подбирает обувь, поносит ее, натрет ноги, а потом обращается в магазин с претензиями. Но если экспертиза определит, что обувь надлежащего качества, без заводского брака и была в употреблении, то вернуть или обменять ее невозможно. «При примерке надо «слушать» свои ноги, а не надеяться, что обувь разносится, - рекомендует Ирина Хацкевич.- И лучше ее подбирать во второй половине дня, ближе к вечеру. Когда ноги расхожены, отекли и приобрели свой «товарный» вид. Обязательно по размеру и полноте стопы. Иначе обувь будет преждевременно деформироваться». На что вправе рассчитывать покупатель, если приобретенный товар оказался с производственными дефектами? Согласно ст. 19 законодательства о защите прав потребителей, он имеет большие права. Во-первых, он может требовать заменить товар качественным. Во-вторых, уменьшить цену. В-третьих, немедленно и бесплатно устранить недостаток в течение тех же 14 дней. В-четвертых, оплаты продавцом расходов по устранению недостатков третьим лицом. Последним аргументом в этом споре до суда выступает экспертиза. И еще один нюанс. В последнее время не только в столице появились магазины, торгующие некондиционным товаром, в т.ч. обувью. Продается она со значительными скидками, но с обязательным указанием продавцом на существующие недостатки. Естественно, она не имеет не только гарантийного срока, но и не подлежит обмену или возврату. Однако если вас не предупредили, а при эксплуатации обнаружен брак, то здесь вы уже вправе выставлять претензии. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«У меня в левой туфле задник не держит стопу. Напишите заключение, что это производственный брак». - «Но у нее практически нет носа!» - «Овчарка отгры
|
|