БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Ближе к телу
«Это совсем не такое тёплое место, как кажется» Марина ГУЛЯЕВА http://www.belgazeta.by/20060821.33/470270091 От них, как от швейцара в отеле, охранника в клубе, администратора в ресторане, зависит все или почти все. Степень их влияния и даже могущества лучше переоценить, чем недооценить. Лилия Сипач не только по минским, но и по московским меркам сделала роскошную карьеру: от секретаря в белорусском коммерческом банке до помощника руководителя в крупном российском издательском холдинге. Но успех Лилии - это скорее исключение из правил, которое вполне демонстрирует как качество этих услуг на рынке, так и предъявляемые к ним требования. Помощник управляющего директора издательского холдинга Gameland (Москва) Лилия СИПАЧ рассказала обозревателю «БелГазеты» о том, как ей работалось секретарем у одного из российских олигархов, и развенчала типичные мифы о профессии секретарши. - Вы, как секретарша старого советского фильма «Служебный роман», действительно все знаете? -Очень точный образ. Секретарь, помощник руководителя должен очень много знать. Как, впрочем, и уметь хранить информацию. - Если образ точный, то вы тоже в рабочее время примеряете новые сапожки? -Я отношусь с юмором к этому образу, которому уже больше 30 лет, но в минских компаниях секретарей такого типа можно встретить довольно часто. На самом же деле стиль работы секретаря зависит от компании, уровня корпоративной культуры и, конечно, от личности самого директора. Я начинала свою карьеру с должности секретаря в банке. В обязанности входило делопроизводство, регистрация документов, приготовление чая и кофе - в общем, стандартные секретарские обязанности. А потом мне просто стало скучно, хотелось какого-то роста, событий, движения, жизни. - Но разве не ради этих «скучных», но зато простых обязанностей вы стали секретаршей? - Тогда это было модной профессией, что объяснялось активным развитием бизнес-среды. Не будем забывать и об определенных стереотипах, сложившихся в отношении профессии секретаря. Как говорили мои родственники, «Прекрасная работа! Сидишь возле руководителя, печатаешь - и все!» На самом деле это не так, во всяком случае, чем больше я работала, тем больше понимала, что это представление не соответствовало действительности. Ты не просто сидишь в приемной и не просто печатаешь. Когда мне стало совсем скучно, благодаря одному кадровому агентству я устроилась в крупную белорусскую компанию. Там все было иначе: от собеседования до обязанностей. Возможно, причина в том, что компания была частной, и руководитель относился ко всему, что ее касалось, не как наемный менеджер, а как собственник. Меня взяли на должность секретаря- референта и помощника руководителя. Это были уже качественно иные обязанности. Собственно, меня там ничему не учили, я должна была всему учиться сама. Например, после того как я дважды побыла на совещаниях, гендиректор сказал, что я не просто должна вести протокол, но и вести совещания, т.е. выступать спикером. Потом мои обязанности были определены как функции менеджера, занимающегося координацией выполнения поручений руководителями структурных подразделений. Поначалу было трудно, меня просто не воспринимали всерьез: мол, ходит какая-то девочка и чего-то хочет. Я пришла к руководителю и объясняю: меня не слушают. Он сказал, что я должна попытаться справиться с этим сама. - Справились? - Пришлось. Просто нужно стараться к каждому человеку найти свой подход, нужно уметь общаться. Хотя пришлось и преодолеть типичное негативное отношение к секретарше. Очень многие люди считают, что секретарши - это девочки, которые сидят в приемной, бесконечно красят ногти и ничего не делают. Да, есть и такие, но, как говорится, кто на что учился. Я училась на другое. И чем больше я работаю, тем больше понимаю, что это мое. Мне очень помогает мое второе образование психолога (первое - колледж), потому что самый частый вопрос, который задают секретарю: «Как настроение у шефа?» Со мной часто советовались, стоит ли сейчас зайти к руководителю или подождать, когда лучше обратиться к нему по личному вопросу. - Это обязательное профессиональное качество секретаря - понимать с полуслова, чувствовать с полувзгляда? - Это очень важно - взаимопонимание с руководителем. Если за первые четыре-шесть месяцев этого не произошло, то тогда, как бы ты ни работала за компьютером, занималась делопроизводством - качественное исполнение профессиональных обязанностей даже не обсуждается. Лучше уйти с должности. Думаю, что самое главное в работе секретаря - уметь понять руководителя, поддерживать благоприятную атмосферу в офисе. - У вас есть свои рецепты? -От банальной чашки кофе до понимания того, что сейчас не время для того или иного посетителя. - Работа секретарем в московской компании отличается от работы в Беларуси? - Когда я приняла решение сменить работу, оказалось, что на белорусском рынке крайне мало достойных предложений для профессиональных помощников руководителей. Многие до сих пор задают вопрос: «А зачем мне помощник, когда у меня есть секретарь?» Помимо того что не всегда понимается разница между этими профессиями, так еще представление об обязанностях банальное: чай, кофе, подай, принеси. Но ведь все не так! Это настоящий кайф, но испытываешь его тогда, когда действительно участвуешь в бизнес-процессах и осознаешь собственную значимость. - Допускали проколы? -Серьезных не было, а смешные случались. Шеф предупредил, что должен прийти серьезный посетитель, с которым нужно будет общаться, пока он будет ждать в приемной. И вот он приходит. Я вижу, что человек, простите, с бодуна. Я предлагаю ему кофе, а он спрашивает: «Нельзя ли чего погорячее?» Предлагаю ему виски, все как будто бы хорошо, поддерживаю беседу… И тут выходит мой шеф и начинает обниматься с гостем: оказалось, это вовсе не важный чиновник, а друг шефа. - Чем вы объясняете невостребованность профессии помощника руководителя на белорусском рынке в отличие от российского? - Степенью развития бизнеса. Там все-таки совсем другая емкость рынка, и поэтому когда я искала работу в Минске, за месяц у меня было только два собеседования, то в Москве - три-четыре за день. Там все иначе. Во-первых, иные возрастные критерии. Там на должность помощника руководителя принимают в возрасте от 26 до 40 лет. Во-вторых, требуют как минимум одно высшее образование. У нас же на должность секретаря по-прежнему берут девочек 18-19 лет. - Ваше немосковское происхождение сыграло свою роль? - Да, я столкнулась с этим. Они считают, что в Минске нет бизнеса как такового и, соответственно, такой же уровень квалификации. Но я говорю, что да, я из Минска, но у меня восьмилетний опыт работы в крупных белорусских компаниях. Помимо требований по возрасту и образованию можно столкнуться и с другими требованиями. Я считаю себя профессионалом, и поэтому меня устраивает определенный уровень зарплаты. И когда просматриваешь в Интернете вакансии с высокой зарплатой на российском рынке, очень часто можно прочесть: «Интим только с директором». - Вам поступали такие предложения? - В Москве на собеседовании руководители некоторых компаний давали мне понять, что от меня будет требоваться помимо основных обязанностей. Но, как я уже говорила выше, кто на что учился. Можно прочесть и такие объявления: «Кандидатов, отягощенных глубокими моральными принципами, просьба не беспокоить». Когда я только приехала в Москву, попала на работу секретарем к одному из московских олигархов. Шикарный офис, картины в подлинниках, на прием приходят министры и звезды шоу-бизнеса… И, кстати, как оказалось, многие т.н. великие звезды не такие уж и культурные люди - в большинстве своем они оказываются такими хамами… Они практически никогда не представляются, считают, что их нужно узнавать по голосу. Когда им отвечаешь, что с руководителем сейчас соединить нельзя, они говорят что-нибудь вроде того, что «слушай, девочка, ты вообще знаешь, с кем разговариваешь? Если не соединишь, завтра будешь уволена!» Конечно, никто не был уволен, но… Да, у меня была хорошая зарплата, но, проработав две недели секретарем в приемной, я поняла, что деградирую. Это не то, что мне нужно. Интеллект там не нужен. И потом, там почему-то все разговаривали шепотом. Все дико боялись шефа и уважали. Но у меня таких чувств не было, хотя весь персонал считал его великим человеком и готов был работать допоздна и терпеть такое отношение. Меня хватило только на два месяца. Я ушла по собственному желанию и устроилась в компанию, где чувствую себя очень комфортно, потому что знаю, что здесь я многому научусь и многого достигну. Я хочу получить еще одно высшее образование, а потом, возможно, вернусь в Минск. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
От них, как от швейцара в отеле, охранника в клубе, администратора в ресторане, зависит все или почти все. Степень их влияния и даже могущества лучше
|
|