Дневник ссыльного
Дневник ссыльного
МНОГИЕ ссыльные повстанцы Беларуси, которые осваивали русский Север в 18–19 веках, оставили после себя литературное наследие — бесценный источник информации. В этом еще раз убеждает «Дневник» Иосифа Копотя, шляхтича из Пинского уезда, похороненного под Браславом. ЧТО ЖЕ из себя представлял путь ссыльного на необжитый Север? Иосиф Копоть, соратник мятежного Костюшко, оказался на скамье подсудимых за участие в национально-освободительном восстании 1794 года в Беларуси и Польше. Как безымянного арестанта, его посадили в кибитку без окон и отправили в Якутск. Оттуда до берега Охотского моря, а далее — на небольшом паруснике на Камчатку, где, «по высочайшему повелению», ему суждено было оставаться до конца дней. Ссыльному генералу отвели избу, наполовину вросшую в землю. Самой большой уступкой коменданта были прогулки узника вдоль побережья три раза в неделю. Перед белорусом открылась явления совсем чужой природы, величественной и страшной одновременно. Позже он не постесняется признаться в «Дневнике» в страхе перед землетрясением и извержением вулкана Ключевая сопка: «…я никогда не терял самообладания, даже на поле битвы. Тогда же, признаться, я потерял присутствие духа… Океан отодвинул свои воды, а потом вся местность была покрыта ржавым пеплом, что причиняло большой вред здоровью людей…». Через два года пришла радостная весть: Павел I объявил амнистию всем политзаключенным. Однако корабль который привез известие о свободе, отправлялся в далекое плавание и мог взять Копотя на борт только через 2 года. Получив волю, Копоть собирал сведения о народах Севера, ходил с камчадалами на охоту, пополнял свою коллекцию минералов и камчадальской одежды. Коллекция впоследствии была размещена в Пулвах и Кракове. Однажды к берегу прибило английское судно. Комендант острога в таких случаях был обязан сообщить об этом генерал-губернатору в Иркутск. Эта могла сделать только сухопутная экспедиция вдоль океана. Копоть вошел в ее состав, чтобы добраться до родины, хотя тогда любое путешествие по дикому Северу могло закончиться плачевно. Нужно было на собачьей упряжке ехать до устья реки Анадырь, потом повернуть на юг до Охотска. 30 человек экспедиции передвигались на санях в коробе из медвежьих и оленьих шкур со слюдяным окошком. Всего было 100 собак, едой запаслись на три месяца. Возле каждой упряжки стоял проводник-камчадал, державший для управления шест с колокольчиком. Для ночлега рыли ямы в снегу, разжигали костер. А с рассветом — снова в путь. После Анадыря попали на территорию чукчей. Здесь требовалась осторожность: чукчи, обиженные несправедливостью русских купцов, враждебно относились ко всем русским. Однако миновать встречи с отрядом чукчей в сто человек экспедиции не удалось! Не будь в ней Копотя, возможно, никто бы не ушел живым. Один из проводников-камчадалов сообщил чукчам, что отряд везет человека, который защищал свою родину от царской власти. Эти слова произвели на них большое впечатление. Они подошли к Копотю, поочередно пожимая ему руки, и подарили еще шкурки соболей и голубых песцов. Позже экспедиция попала в буран, в котором пропало все продовольствие. Собаки стали пожирать друг друга, на санях нельзя было оставить даже варежки — изголодавшиеся животные ели все подряд. Но до Охотска добраться удалось. А оттуда и до родных мест. Ссыльный генерал поселился в усадьбе на берегу озера Дрисвяты. Иосиф Копоть был первым белорусом, исследовавшим Камчатку. Его описания жизни вошли в «Дневник», который высоко оценил Адам Мицкевич. «Дневник» считается ценнейшим источником знаний о Сибири того времени. Впервые он был опубликован на польском языке, потом многократно переиздавался в Париже с предисловием Адама Мицкевича. Полный перевод «Дневника» на русский язык — «Описание путешествия Иосифа Копца вдоль всей Азии» был издан в 1896 году. Рукопись же хранится в библиотеке князей Чарторыских в Кракове. На белорусском языке «Дневник» не издавался. По материалам научно-исследовательской экспедиции «Полярное кольцо»
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Многие ссыльные повстанцы Беларуси, которые осваивали русский Север в 18–19 веках, оставили после себя литературное наследие — б |
|