ЭНЕРГОШОК НЕ ПО-НАШЕМУ
Энергошок не по-нашему
Последствия роста цен на энергоресурсы: версия МВФ Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060911.36/040090241 В новом докладе МВФ по состоянию экономики Беларуси (см. N35 от 4.09.2006г.) много внимания уделено состоянию внешней торговли, причинам экономического роста и последствиям повышения цен на топливно-энергетические ресурсы. Спекуляции по поводу динамики ВВП, экспорта, импорта, инфляции и курса рубля в столь переломный, но все еще неопределенный момент - неблагодарное дело. Тем не менее Фонд описывает базовый и рисковый сценарии. HI-FI -УСЛОВИЯ С точки зрения условий торговли прошлый год стал для Беларуси самым благоприятным за всю ее независимую историю. В 2002-05гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили 8,2% - при высокой инфляции, почти полной занятости и значительном сокращении бедности. По мнению МВФ, разница между мировыми ценами на энергоресурсы и ценами на нефть и газ для Беларуси обеспечила внешнеторговый грант в размере 12% ВВП в 2005г. Эти ресурсы были распределены в экономике, что привело к росту внутреннего спроса. Инвестиции увеличились на 13,5%, потребление домашних хозяйств - на 14,5%. Однако если исключить из расчетов внешнеторговый грант, то с 2001г., особенно в 2005г., темпы роста были значительно ниже. Фонд в целом позитивно оценивает качество белорусской статистики. Тем не менее в докладе утверждается, что «на основе макроэкономических данных нельзя получить полную картину ситуации в стране. Статистическая система в целом находится в хорошем состоянии, но госконтроль и нерыночные механизмы пронизывают все сферы экономической деятельности, существенно изменяя содержание информации и данных. Это осложняет оценку экономического развития и влияние проводимой политики ». В 2005г. экспорт нефтепродуктов в страны вне СНГ составил 55% общего объема экспорта в эти страны ($4,9 млрд.). Около четверти гранта от благоприятных условий внешней торговли идет в бюджет в виде налогов на потребление, на экспорт энергоресурсов, а также от налогов на прибыль компаний, работающих в ТЭКе. Эти ресурсы перераспределяются через бюджет в виде дотаций, субсидий и дешевых кредитов для предприятий и банков из госсектора, для населения - в виде административно растущих зарплат, а также на осуществление бюджетных инвестиций. Остальная часть энергетического гранта распределяется по внебюджетным каналам. Первый канал - повышение в приказном порядке зарплат в государственном и частном секторах. В результате растет спрос домашних хозяйств, но одновременно происходит декапитализация предприятий, не зарабатывающих достаточно прибыли для повышения зарплат такими темпами. Второй канал - рекомендуемое (на бумаге) и вынужденное (на практике) кредитование госбанками реального сектора и различных госпрограмм за счет депозитов предприятий-экспортеров и населения. Наконец, еще один канал распределения внешнеторгового гранта - поддержка отдельных госпредприятий посредством продажи им дотированного газа, электроэнергии и топливных ресурсов. Сельское хозяйство на бесплатном топливе - классический бенефициар благоприятных условий внешней торговли. БОЛЕЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ Ликвидация внешнеторгового гранта приведет к серьезным последствиям. МВФ попробовал их смоделировать, предполагая неизменность политики правительства РБ. Фонд прогнозирует, что в 2007г. цены на газ для Беларуси увеличатся до $95 за 1 тыс. куб. м, а Россия по отношению к своему союзнику будет вести себя так, как по отношению к Украине и Армении годом раньше, когда цены не сразу увеличились до $200, а постепенно, до уровня $95-120. Фонд полагает, что только к 2012г. Беларусь завершит переход на мировые цены на энергоресурсы. Весьма оптимистичное предположение, если принять во внимание быстро растущую температуру в отношениях между официальным Минском и Москвой. Аналогичная ценовая динамика, по мнению МВФ, скажется по нефти, которую Беларусь покупает у России (для оценки последствий повышения цен на газ и нефть эксперты использовали пять моделей: производственную модель Бруно и Сакса, модель чистого импорта от Международного энергетического агентства, а также регрессии Брода, Беккера и Мауро). Фонд предполагает, что при снижении темпов роста ВВП инфляция может увеличиться. Если при росте цен на нефть и газ усилится госинтервенционализм, то инфляция вырастет еще больше. В такой ситуации, полагает Фонд, увеличится давление на курс белорусского рубля, что существенно повысит вероятность девальвации. Ликвидация внешнеторгового гранта значительно ухудшит состояние госфинансов: к 2011г. дефицит бюджета вырастет до 4,7% ВВП по причине падения выручки и прибыли предприятий и, соответственно, сокращения поступлений в бюджет. Госпредприятиям, особенно крупным, потребуется гораздо больше субсидий и трансфертов для компенсации роста затрат на покупку энергоресурсов. При росте числа убыточных предприятий возрастет нагрузка на местные бюджеты, которые столкнутся с нарастанием социальных проблем, а также с функционированием рынка труда. В такой ситуации Минфин и Минэкономики постараются еще больше увеличить налоговую нагрузку. Однако такое поведение может иметь обратный эффект: налоги надо сокращать, а не увеличивать, что без системной ревизии бюджета также будет весьма проблематично. По прогнозам МВФ, по мере распространения энергошока дефицит текущего счета увеличится до 14,5% ВВП. Правительство будет вынуждено прибегать к внешним заимствованиям, которые могут увеличить внешний долг с 4-5% сегодня до 25-30% ВВП через пять лет, а в банковской системе увеличатся кредитные риски. Сегодня 5% кредитов идет на сельское хозяйство, 10% - на другие сектора, которые станут убыточными. В новой ценовой среде еще 20% кредитов станут проблемными. МВФ считает, что «кроме двух крупных банков, банковская система кажется гораздо более слабой и уязвимой к положению в неаграрных секторах ». Так или иначе, но перспективы, описанные МВФ, входят в явное противоречие с планами правительства на 2006-10гг. Совмин запланировал легкую макроэкономическую прогулку с темпами роста ВВП под 10%, а МВФ пророчит стагнацию и рецессию. РЕФОРМЫ ОТ МВФ Для смягчения издержек перехода на реальные рыночные условия хозяйствования во всех сегментах рынка МВФ предлагает провести ряд важных структурных реформ: «Главной целью является сокращение госинтервенционализма в экономике, ужесточение бюджетной политики и привлечение прямых иностранных инвестиций». Среди самых срочных мер МВФ рекомендует глубокую реформу делового климата, либерализацию цен и зарплат, прекращение субсидирования реального сектора и поддержки госбанков и предприятий через бюджет и Нацбанк. По мнению международных экспертов, рост зарплаты должен следовать за увеличением производительности труда, а не опережать его. Фонд предлагает провести прозрачную приватизацию, ускорение процедуры банкротства убыточных предприятий и принятие международных стандартов бухучета; рекомендует постепенно снизить налоговое и регуляторное бремя и принять нормативные акты, позволяющие эффективно управлять монополиями. Для смягчения социальных последствий назревших реформ предлагается сконцентрировать внимание на адресной помощи и механизмах эффективного перераспределения рабочей силы. Наконец, властям нужно думать о том, чтобы реформировать систему налогового администрирования, управления госрасходами. Белорусская модель не будет устойчивой, если правительство не начнет реформу пенсионной системы и отечественного здравоохранения. По мнению МВФ, все эти преобразования не должны проводиться в течение одного-двух лет. Они должны быть выверены и скоординированы, а их осуществлением должна заниматься команда единомышленников. Таблица Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В новом докладе МВФ по состоянию экономики Беларуси (см. N35 от 4.09.2006г.) много внимания уделено состоянию внешней торговли, причинам экономическог |
|