Требовать не чужое, но свое — тоже наука
Наталия КАРПЕНКО
Курсы повышения квалификации председателей сельских и поселковых Советов депутатов, организованные на базе Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, предполагают не только посещение лекций и семинарских занятий, а и живой обмен мнениями, передачу опыта, обсуждение самых насущных вопросов власти на местах. Что касается встреч с представителями первичного звена власти председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Анатолия Малофеева, все они носят непринужденный характер и проходят в атмосфере партнерства и взаимной заинтересованности.
Это и понятно, ведь в последнее время тема местной власти, проблем сельских и поселковых исполкомов постоянно находится в поле зрения вышестоящих структур, министерств и ведомств. Идет активная, кропотливая работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы местных Советов, поднятию их авторитета и значимости в обществе. Причем «изобретение велосипеда» здесь не предвидится — предстоит лишь усовершенствовать и развить имеющиеся наработки, помочь первичному звену власти стать настоящей «властью», действенной и мобильной, способной без промедления и волокиты решать проблемы жизнеобеспечения людей на местах. «Мы привыкли к этому слову — жизнеобеспечение, и порой даже не осознаем, что оно означает, — сказал, обращаясь к присутствующим, Анатолий Малофеев. — А ведь это и вода, и свет, и дороги, и тепло, и магазины, и Дома культуры, и школы... Словом, весь жизненный комплекс услуг, который необходимо привести в движение, заставить бесперебойно работать». Но для того чтобы весь этот механизм не давал сбоев, должен быть дееспособным в первую очередь сам сельский Совет. Еще несколько лет назад его проблемы и чаяния (финансовое обеспечение, материально-техническая база, штатное расписание) находились как бы в «тени» большой политики, а сами сельисполкомы считались не основанием вертикали, а скорее ее крайней точкой. Однако в последнее время отношение к местным Советам изменилось — выросли требования, но вместе с тем появилось и осознание того, что это самая близкая к людям, непосредственно «народная» власть. Сегодня Советы находятся в режиме ожидания президентского Указа, предполагающего принятие ряда дополнительных мер по повышению роли органов местного управления и самоуправления в решении проблем жизнедеятельности населения. Сейчас проект этого документа дорабатывается, вносятся последние коррективы. Предполагается, что для координации работы органов местного самоуправления, которые сегодня «замыкаются» на областном Совете депутатов, будет создан свой руководящий орган, отстаивающий интересы местной власти всех уровней. В проекте указа «заложен» и финансовый фундамент под деятельность органов местного управления и самоуправления, в частности — сельисполкомов. «Но не думайте, что на вас обрушится «золотой дождь», — предупредил Анатолий Александрович. — Мы считаем, что должно быть выделено определенное финансирование на определенные цели, на те направления, за которые отвечаете именно вы. А для этого вам придется детально разобраться, что и на чьем балансе находится: у кого — дороги, у кого — вода и канализационные системы, у кого — школы и сады, а потом определить, что в конце концов принадлежит именно вам. И исходя из этого, из действительных нужд, просчитать, сколько денег необходимо, и заложить эту цифру в районный бюджет». «Вам, — подчеркнул Анатолий Малофеев, — пора признать, что вы — власть, и научиться, наконец, требовать не чужое, а то, что необходимо вам. Требовать, не боясь испортить отношения, потому что требуете вы не для себя, а для дела. Возможно, в процессе преобразований придется пережить психологически непростые вещи, но через это нужно пройти. В системе органов местного самоуправления работает много добросовестных и честных людей, но сегодня одной добросовестности и честности мало. Вы должны видеть свой Совет как на ладони и просчитывать свои действия на несколько шагов вперед». * * * В последнее время был также принят ряд нормативных правовых актов (в том числе и на уровне главы государства), касающихся регулирования земельных отношений, вовлечения в оборот и сокращения количества пустующих домов. Потому и многие вопросы, поднятые в ходе встречи, имели непосредственное отношение к Указу Президента № 70, регулирующему порядок учета и сокращения количества пустующих и ветхих домов в сельской местности. «Само наличие заброшенных домов давно стало проблемой государственного масштаба, ибо ничто так не омрачает впечатление от внешнего вида населенного пункта, как неухоженные, полуразвалившиеся строения», — подчеркнула главный специалист юридического отдела Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Екатерина Буда. Основные ответственные за упорядочение учета и сокращение количества пустующих и ветхих домов — местные исполнительные органы всех уровней (первичного, базового и областного). Именно они занимаются реализацией Указа Президента № 70 на местах, осуществляют практические мероприятия. Основные из них начнутся только после 1 января 2007 года. До этого времени уже должны быть собраны сведения о тех собственниках пустующих домов, которые не используют свой дом для проживания или проживают в нем менее месяца в каждом календарном году на протяжении трех последних лет. «Только при наличии этих факторов вы будете вправе предположить, что какой-то дом может быть отнесен к категории пустующих, — пояснила Екатерина Буда. — Поэтому весь период, вплоть до начала 2007 года, вы должны заниматься подготовительными мероприятиями». По состоянию же на 1 июля этого года сельисполкомам необходимо собрать уведомления от тех собственников домов, которые помнят о своем недвижимом имуществе и далее собираются использовать дом для проживания. Таким образом, дома граждан, от которых получено уведомление, исключаются из списка тех зданий, которыми впоследствии придется заниматься как пустующими. Екатерина Святославовна попросила председателей сельисполкомов обратить особое внимание на следующий момент. В Указе № 70 говорится о том, что уведомление о намерении использовать дом как жилой необходимо подавать до 1 июля 2006 г. «Однако всю процедуру по передаче пустующих домов в коммунальную собственность и принятию дальнейших решений об их судьбе мы хотим проводить гласно, открыто и без ущемления прав собственников. Поэтому если по каким-то причинам собственник не дошел до сельисполкома вовремя, но в процессе вашей работы, еще до обращения дома в коммунальную собственность, подал соответствующее уведомление о намерении его использовать, то это уведомление нужно принять. От имени государства мы должны пойти человеку навстречу», — подчеркнула Екатерина Буда. * * * Прозвучавшие в ходе встречи вопросы коснулись как проекта Указа Президента Республики Беларусь о дополнительных мерах по повышению роли органов местного управления и самоуправления в решении проблем жизнеобеспечения населения, так и регулирования земельных отношений. — На каком уровне и кем будут выделяться денежные средства на снос ветхих домов? В этом году в связи с выходом Указа № 70 у председателей сельисполкомов увеличились расходы на уведомления, снос ветхих строений требует серьезных затрат. Но, согласно Указа, эти деньги нам будут возвращены только после того, как мы продадим этот дом. Будут ли заложены в бюджет эти траты? — Указ обязывает каждый последующий финансовый год при формировании местного бюджета предусматривать определенное количество средств на эти цели. А чтобы знать, какую величину закладывать, в сельисполкоме должна быть соответствующая смета, конкретная сумма, а не взятые с потолка «пожелания». — Мы понимаем, что государство много сделало для жизнеобеспечения пенсионеров, которые большую часть своей жизни отработали в совхозах и колхозах. Но с приходом новых руководителей СПК этой категории граждан уделяется меньше внимания на местах. Многие услуги (выделение участков под картофель, обработка земли) предлагаются за такую цену, что людям легче от них отказаться. А в некоторых хозяйствах на платную основу переведены все услуги по обработке земли. Как переломить эту тенденцию? — Эту проблему нужно решать на местах. В связи с чем и создаются при многих сельисполкомах коммунальные структурные подразделения по оказанию помощи гражданам (КУПы). Но получается, что зачастую они и сами концы с концами не сводят. Поэтому в проект Указа Президента, который сейчас дорабатывается, заложена норма, в соответствии с которой вновь созданные структурные подразделения, оказывающие услуги населению по вспашке, уборке урожая, доставке топлива и т.п., будут освобождаться от ряда налогов. Чтобы такие услуги были выгодны обеим сторонам. — Почему у сельисполкомов забрали землеустроителей? Сегодня на 3—4 сельсовета приходится один землеустроитель, который не всегда успевает справляться со своими обязанностями. — В свое время землеустроители, работавшие в штате сельисполкомов, зачастую использовались не по назначению, выполняя не свойственные им функции и поручения. Поэтому количество землеустроителей было сокращено, а сами они переведены в подчинение соответствующих районных служб. Если есть недостатки в работе землеустроителей, этот вопрос нужно решать на месте, с районными властями. В любом случае в этой системе должно быть достаточно людей, чтобы оказывать сельским Советам всю необходимую помощь.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Курсы повышения квалификации председателей сельских и поселковых Советов депутатов, организованные на базе Института высших управленческих кадров Акад |
|