В БАРАНКУ СОГНУТ
В баранку согнут
«Прогнозные показатели по выпуску хлеба не согласуются с потребительским спросом» Марина ГУЛЯЕВА http://www.belgazeta.by/20060925.38/040170091 «А может, декрет ввести?» Эта фраза одного из участников организованного журналом «Хлебопек» круглого стола, прошедшего на минувшей неделе в рамках специализированной выставки «Хлебное и кондитерское дело», наиболее точно отражает ситуацию с потреблением и производством хлеба в стране. Не менее красноречив и сам факт, что впервые за последние годы на обсуждение проблем отрасли были приглашены представители СМИ. Снизившиеся за полгода объемы производства по отрасли нельзя назвать свежей, как утренний хлеб, новость1ю. Кстати, участники круглого стола, приводя в пример хлебные прилавки магазинов соседних стран, настойчиво пытались добиться ответа на вопрос: почему там всего много, и все это и свежее, и горячее, а у нас «не то что есть этот хлеб не хочется, но даже и смотреть на него». Хлебопеки недоумевали, оправдывались, пытаясь отвечать на этот вопрос, который, в сущности, должен быть адресован не им. За прошедшие полгода предприятия Департамента по хлебопродуктам произвели 174,1 тыс. т хлебобулочных изделий, или 97,9% к уровню прошлого года, система «Белкоопсоюза» - 59 тыс. т (97,7%), КУП «Минскхлебпром» - 67,2 тыс. т (96%). Эта динамика в очередной раз подтвердила устойчивую тенденцию, сложившуюся в последние годы: народ не хочет есть столько хлеба, сколько по плану должны производить хлебозаводы. Как заявил один из руководителей хлебозаводов, «прогнозные показатели никак не согласуются с потребительским спросом». В результате, как сказал первый заместитель гендиректора КУП «Минскхлебпром» Юрий Степенко, вместо 10-15% установленной рентабельности по выпуску хлебобулочных изделий предприятия «Минскхлебпрома» имеют всего 1,5%-2%. Если бы сегодня хлебозаводы вынуждены были конкурировать не в условиях запланированного перепроизводства, то столичных магазинов, где можно было бы купить свежий и горячий хлеб, было бы значительно больше. Но ежедневно 45-50 из 260 машин «Минскхлебпрома» вынуждены везти хлеб за 200-300 км по регионам страны, пытаясь реализовать излишки. Если в августе прошлого года издержки на транспортных расходах составляли Br600 млн., то через год они выросли в два раза. «Хлеба надо производить столько, сколько его покупают!» - взывали, в общем-то, в пустоту хлебопеки. Не раз в ходе обсуждения уже зачерствевших проблем отрасли произносилось «любой ценой», хотя какова она сегодня, уже более чем очевидно. Много говорилось о расширении ассортимента хлебобулочных изделий, кремлевской диете, о неоднозначных последствиях которой «нужно просто выходить и кричать!» При разговоре о взаимоотношениях с торговыми организациями, как выразился замглавы Департамента по хлебопродуктам Василий Лашкевич, «необходимы другие формы хозяйствования». «Необходимо искать новые способы продвижения продукции на рынок. Сегодня мы по-прежнему работаем по принципу «заявки»: нам заявляют определенный объем продукции, который мы обязаны произвести. Тестирует покупательский спрос торгующее предприятие, которое решает свои коммерческие задачи. Торговле неинтересно сегодня торговать хлебом, поскольку он не приносит прибыли, которую дает реализация других товаров». «Мне кажется, такое понятие, как «заявка», должно исчезнуть, должно главенствовать понятие «покупательский спрос». Возвращаясь вновь и вновь к болезненной теме прогнозных показателей и уменьшения потребления хлеба, в какой-то момент разговора один из участников взял и рубанул с плеча: «А может, декрет ввести?» Шутки, хоть и грустные, шутками, но, с другой стороны, вполне симметричная мера: если хлебозаводы вынуждают, вопреки экономике предприятий и спросу на рынке, производить больше, чем требует емкость рынка, нужно так же, на законодательном уровне, ввести обязательную норму покупки хлеба: будете есть столько, сколько скажем. В сущности, утвержденные планы прогнозных показателей этого уже требуют. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Людмила ОВСЯННИКОВА, главный редактор специализированного журнала «Хлебопек». - Белорусская хлебопекарная отрасль развивается довольно динамично. Некоторые позиции - даже чрезмерно динамичными, неоправданными темпами. Речь идет о требовании наращивать объемы производства и ассортимент хлебобулочных изделий. Радует то, что, несмотря на непростое финансовое положение, заводы все-таки переоснащаются, закупая современное хлебопекарное оборудование. И если раньше основным критерием при выборе оборудования, как правило, была цена, а качество стояло на втором месте, то сегодня ситуация медленно, но меняется, поскольку пришло понимание того, что более качественное (а значит, и более дорогое) оборудование позволит улучшить качество конечного продукта. К сожалению, сегодня белорусские хлебопеки не могут самостоятельно определять объемы производства хлеба, в соответствии с его реальным потреблением, в отличие от производителей хлебобулочных изделий в России и Украине. Навязывание белорусским производителям прогнозных показателей привело к тому, что на рынке очевидное перепроизводство хлебобулочных изделий. Понятно, что затраченные на выпуск невостребованного хлеба ресурсы можно было бы использовать на перевооружение, закупку новых технологий и обучение специалистов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«А может, декрет ввести?» Эта фраза одного из участников организованного журналом «Хлебопек» круглого стола, прошедшего на минувшей неделе в рамках сп
|
|