КАК НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕПостановлением Минстройархитектуры от 7.09.2006 № 23 (см. Информбанк этого номера «ЭГ») утверждена Инструкция о порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Инструкция). Наша газета уже не раз писала о проблемах, связанных с реализацией норм Указа Президента от 4.08.2006 № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли» (далее — Указ). Однако Инструкция, ответив на некоторые вопросы, одновременно породила еще и новые. Напомним, Указом было поручено Совмину обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с ним и принять иные меры по его реализации. Исполнять это поручение пришлось Минстройархитектуры, которое помимо зарегистрированной в Минюсте Инструкции выпустило еще и разъяснения некоторых положений Указа* (далее — разъяснения), а также постановление коллегии Министерства от 25.09.2006 № 183 «О порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь с 1 июля 2006 года»* (далее — постановление № 183). Интересно, что если инструкции по другим отраслевым инновационным фондам всегда согласовывались с Минфином, Минэкономики и Комитетом по науке и технологиям, то Минстройархитектуры свой документ не согласовало ни с кем. Инструкция не разъяснила применение подп. 1.1 Указа, в котором говорится, что отчисления производятся от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), полученных (выполненных) при осуществлении деятельности в области строительства, промышленности строительных материалов. Более того, Инструкция ввела не совсем объяснимое с экономической точки зрения понятие о том, что промышленность строительных материалов наряду с продукцией производит товары. Дело в том, что товар — понятие сферы обращения, а не производства**. Собственно производство изготавливает (производит) продукцию, а товаром она становится только при дальнейшем продвижении к потребителю. Для организаций, находящихся в ведении Минстройархитектуры, в т.ч. хозяйственных обществ, в отношении которых Министерство уполномочено управлять долями (акциями) в их уставных фондах, принадлежащих государству, и организаций частной формы собственности без доли госсобственности, в т.ч. организаций с иностранными инвестициями, Инструкцией установлены дифференцированные размеры отчислений в фонд. Таким образом, этот документ касается весьма широкого круга плательщиков. Однако в Инструкции, как и в ранее вышедшем разъяснении, используется понятие деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов без четкого соотнесения с кодами видов экономической деятельности Классификатора ОКРБ 005-2001. Так что субъектам хозяйствования, для которых строительство уставным видом деятельности не является, но, скажем, какое-то строительство хозспособом велось, остается только гадать, попали они в эту платную область или нет. Установленные Инструкцией ставки отчислений разбиты для организаций при выполнении работ, услуг в области строительства и производстве продукции, товаров промышленности строительных материалов на территории РБ и за ее пределами. Однако 25.09.2006 г. коллегия Минстройархитектуры постановлением № 183 установила на период с 1.08.2006 г. по 31.12.2006 г. иные, пониженные (0,25 и 4,5%) ставки отчислений для некоторых категорий организаций и видов работ. Казалось, хотя бы временное решение проблемы. Одно но: постановление № 183 не подлежит обязательной юридической экспертизе и включению в НРПА, а значит и не имеет юридической силы для всех категорий плательщиков, за исключением подведомственных Минстройархитектуры организаций, в отличие от Инструкции, которая включена в НРПА 7.09.2006 г. за № 8/14982 и официально опубликована 20 сентября. В Инструкции не сделано исключений для организаций, финансируемых за счет бюджета. Между тем в ст. 40 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» установлены иные размеры отчислений в инновационные фонды и соответственно — иные параметры доходов и расходов бюджета. Более того, согласно ст. 17 Закона от 4.06.1993 № 2347-XII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (в ред. от 31.12.2005 г.) принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета. Не допускается принятие решений, ведущих к образованию дефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному. По данным Минфина, увеличение отчислений привело бы к накоплению в фонде 173,3 млрд. Br при утвержденном в бюджете объеме 40 млрд. Где взять дополнительные деньги организациям, осуществляющим деятельность в области строительства и промышленности стройматериалов и финансируемым из бюджета, в текущем году, когда Государственная инвестиционная программа уже сформирована и утверждены объемы ее финансирования без учета отчислений в повышенных размерах в инновационный фонд? На этот вопрос ответа в Инструкции тоже нет. В заключение отметим, что согласно п. 8 Инструкции организации по договорам (контрактам) на работы (услуги) по объектам строительства, выполненным (завершенным) и сданным в эксплуатацию в июле 2006 г., производят отчисления в фонд в соответствии с Законом от 31.12.2005 «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год», а по договорам (контрактам), действующим после 1 июля 2006 г. и заключенным в период с 1 июля по 9 августа 2006 г., применяют нормы Указа. В то же время согласно п. 4 постановления № 183 по договорам (контрактам) на работы (услуги) по объектам строительства или на поставку продукции, товаров по направлению промышленности строительных материалов, выполненным и сданным в эксплуатацию или завершенных поставкой заказчику (покупателю) в июле и августе 2006 г., организациям следует производить отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры в соответствии с Законом. Так и запутаться немудрено. Еще не поздно просчитать необходимые для повышения отчислений в фонд финансово-экономические затраты, источники их покрытия и оценить целесообразность данных затрат с учетом ожидаемых результатов. Ведь рост цен на продукцию промышленности стройматериалов неизбежно скажется на стоимости жилья. В то время как глава государства в своем выступлении 6 октября 2006 г., остановившись на проблеме цен на жилье, отметил, что сегодня их уровень неоправданно высок. По его словам, в Минске цена в 450 USD за 1 кв. м фактически обеспечивает достаточно высокую рентабельность работы строительных организаций и является приемлемой. Это подтвердили мэр Минска и председатели облисполкомов. Елена ПАНОВА, аудитор P. S. Когда верстался номер, Прайм-ТАСС сообщил, что Минфин предложил Минстройархитектуры отменить Инструкцию и сохранить в текущем и следующем годах при строительстве объектов, финансируемых из госбюджета, прежние размеры отчислений в инновационный фонд строителей. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Постановлением Минстройархитектуры от 7.09.2006 № 23 утверждена Инструкция о порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строи |
|