ИЗ КОНЦА В КОНЕЦ
Из конца в конец
Выгода для всех стран на пути следования Ольга МИКША http://www.belgazeta.by/20061023.42/040141511 Транзитные перевозки живо реагируют на различные политэкономические решения, поскольку путь грузовика пролегает через несколько государств. Стоит измениться хотя бы одному из правил в одной из стран следования, и она тут же почувствует отдачу - грузов либо станет больше, либо перевозчики станут объезжать возникшую проблему стороной. Экспорт транспортных услуг составляет заметную часть экономики РБ: по данным Минстата, по итогам 2005г. доля транспорта в общем объеме экспорта услуг составила 55%. Однако стратегия развития транзита по территории РБ зависит от внешнеэкономической политики соседних государств, в первую очередь - России. Динамика объемов транзитных перевозок грузов ж/д транспортом (млн. т) НА СВОЕЙ ВОЛНЕ В 2002г. Россия приняла федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы РФ» до 2010г. Главной ее задачей определено обеспечение перевалки экспортных грузов и переключение грузопотоков из портов сопредельных стран на порты России. Беларусь посчитала, что полностью отказаться от экспорта через балтийские порты соседка еще долго не сможет: мол, еще довольно слабая инфраструктура железнодорожных станций и подходов к портам, недостаточно мощностей терминалов. Однако уже через два года стало ясно, что временная фора была очень небольшой. По итогам 2004г. зафиксирован заметный спад железнодорожных перевозок в направлении балтийских портов. По данным Минтранса, транзит составил 33,3 млн. т, или 87% к 2003г: транзитные грузопотоки в Литву и ее порты сократились на 2,7 млн. т (37,9%), в Латвию и ее порты - на 2,1 млн. т, на Украину и в ее порты - на 1,8 млн. т (26,1%). Выросли перевозки в калининградском направлении, составив 14,6 млн. т (105,9% к аналогичному периоду 2003г.). Согласно федеральной программе, к 2010г. в морских портах России запланировано ввести в эксплуатацию новые и реконструировать действующие перегрузочные комплексы мощностью 262 млн. т в год. Это позволит снизить долю внешнеторговых грузов, проходящих через порты сопредельных стран, с 30% в 2000г. до 10% в 2010г. А для перевозки собственных грузов по собственной территории белорусские транзитные услуги России не понадобятся. В 2004г. перевозку грузов транзитом через территорию Беларуси выполняли перевозчики 27 стран, но наибольшую активность проявляли россияне (47,1%), поляки (29,1%) и литовцы (6,7%). Их доля в общем объеме транзитных поездок составляла 82,9%. Но за последние три года произошло перераспределение: снижение числа поездок литовских перевозчиков на 11,7% и увеличение польских и российских соответственно на 9,5% и 3,8%. Введение Россией разрешительной системы в отношении белорусских, украинских и других перевозчиков, обновление парка современными автотранспортными средствами и принятие других мер по защите своего рынка транспортных услуг от перевозчиков других стран позволяет сделать вывод об увеличении доли российских перевозчиков в транзите через территорию Беларуси. ВСЕ РАВНО - РОССИЯ Грядущие потери от сокращения объемов российских транзитных перевозок необходимо компенсировать. Согласно Комплексной программе обеспечения эффективного использования транзитных возможностей РБ на 2006-10гг., потери железнодорожного транзита в порты стран Балтии из-за реализации российской программы можно заместить наращиванием грузопотоков по II и IX международным транспортным коридорам: II коридор - Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород; IX коридор - Александруполис-Раздельная-Нежин-Гомель-Витебск-Санкт-Петербург-Хельсинки, IXВ ответвление - Гомель-Жлобин-Минск-Гудогай-Вильнюс-Калининград. Правда, для этого необходимо совершенствовать технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами, прежде всего контейнерными: современная логистика этому виду транспортировки сулит большое будущее. Это потребует слаженности в работе заинтересованных органов, прежде всего таможни. Задержки вагонов для проверок оказываются слишком чувствительными для грузоотправителей, а тщательность белорусских таможенников нередко приводит к конфискации грузов. СПРАВКА «БелГазеты». По данным Минтранса, в 2004г. задержано 2979 вагонов и 127 контейнеров, из которых более 90% составляли транзитные. В 2002г. конфискованы грузы из 129 вагонов и контейнеров, в 2003г. - из 268 вагонов и контейнеров, в 2004г. - из 234 вагонов, 34 контейнеров. «Из-за задержек грузов и их конфискации грузовладельцы выбирают маршрут в обход РБ», - отмечают разработчики программы. Та же проблема актуальна и для автомобильного транзита, к которой добавляется недостаточно развитая инфраструктура на пограничных переходах. Из 32 действующих пунктов пропуска 24 имеют временную схему обустройства, представляющую собой сблокированные вагоны-домики с недостаточной рабочей площадью без санитарно-бытовых условий. На них отсутствуют рампы для осмотра грузов и слаба техническая оснащенность. Это сказывается на времени простоя автотранспортных средств и качестве работы контролирующих органов. На белорусско-литовской границе таких пунктов пропуска десять из двенадцати, на белорусско-украинской - одиннадцать из двенадцати, на белорусско-польской границе - один из шести, на белорусско-латвийской - два из двух. По постоянной схеме обустроены только четыре пункта пропуска на белорусско-польской границе, три - на белорусско-украинской и белорусско-литовской границах. На развитие транзитных перевозок через Беларусь существенное влияние оказывают дорожные сборы. Ныне за проезд по белорусским дорогам общего пользования иностранным перевозчикам приходится платить больше всего. Преимущество - более короткая дорога: увеличение перевозки через Литву составляет 130 км, через Украину - 420-563 км в зависимости от пункта пропуска. Среди мер, которые необходимо предпринять для повышения привлекательности транзита через Беларусь, разработчики программы называют унификацию дорожных сборов, снижение стоимости «Зеленой карты», переход на безразрешительный принцип транзитных перевозок в отношении белорусских и российских перевозчиков для выполнения перевозок грузов в/из третьих стран. Транзит - дело тонкое, подверженное влиянию многих факторов, на которые белорусские власти не могут оказывать заметного воздействия: политику ЕС в отношении РБ, введение различных административных правил в государствах по пути следования (ввозные и вывозные пошлины, налоги и сборы), конъюнктуру на мировом рынке, уровень конкуренции между транспортными и транспортно-экспедиционными организациями. Однако реализация оптимистичного сценария развития транзита позволяет ожидать роста валютных поступлений на 7-8% - за счет реализации мероприятий программы в среднем за год предполагается получить около $689,9 млн. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Транзитные перевозки живо реагируют на различные политэкономические решения, поскольку путь грузовика пролегает через несколько государств. Стоит изме |
|