Как конфисковывали автомобиль, купленный в... конфискате
Наверное, ни одна телепрограмма или газетная статья, посвященная вопросам защиты прав потребителей, не обходится без предостерегающих советов специалистов: «Опасайтесь приобретать дорогостоящие товары с рук!» При этом, естественно, подразумевается, что покупка таких товаров в солидных магазинах является надежной гарантией от возможных проблем в будущем. Увы, даже столь незыблемая рыночная аксиома иногда опровергается печальной житейской действительностью. Яркий пример — вот эта история.
А мне за руль охота...
О собственном автомобиле минчанин Дмитрий Климашевский грезил давно. И вовсе не для того ему нужны были "колеса", чтобы впрыскивать адреналинчик в кровь бездумными гонками на загородных трассах или перемещать свою утомленную vip-персону от дома до ближайшей булочной. Просто машина значительно облегчала бы путь на родину матери - в одну из деревень Могилевской области. На своих двоих попасть туда из Минска достаточно проблематично: два часа на электричке до Осиповичей, затем 45 минут ожидания дизеля и еще час езды по железной дороге. А потом от станции - два с половиной километра пешком. У матери Дмитрия больные ноги, ему самому приходилось в одной руке нести ребенка, а в другой - тяжеленные сумки с продуктами. Словом, большого удовольствия эти путешествия не доставляли. А семье так всегда хотелось вырваться из шумного города хотя бы на выходные: дочка Дмитрия обожала деревенскую вольницу, мать стремилась навестить могилы родных и встретиться с подругами и знакомыми, вместе с которыми она росла. Да и сам глава семьи с женой любили отдохнуть от минской суеты на свежем воздухе.
Но отложить деньги на покупку даже самого неказистого автомобиля у Климашевского никак не получалось. На работе зарплата была весьма скромной, а ведь обеспечивать приходилось также находившуюся в декретном отпуске супругу и маленькую дочку.
Как–то Дмитрий столкнулся на улице со своим старым знакомым Сергеем. Перекинулись парочкой дежурных фраз, и тут Сергей похвастался:
— Да я же машину купил — «Фольксваген Пассат». Присмотрел в магазине конфиската в Уручье, оформил кредит в банке и теперь катаюсь.
Разузнав подробности, Климашевский решил, что такая схема и для него может стать шансом распрощаться со своим «безлошадным» статусом. И периодически стал наведываться в магазин, где продавались конфискованные автомобили. Но ничего подходящего, увы, ему не попадалось — понравившиеся модели были либо очень дороги, либо находились на переоценке и временно не реализовывались.
Затянув потуже пояс
Так минуло несколько месяцев. Однажды Дмитрий курил во дворе своего дома и снова повстречал Сергея. Тот выглядел озабоченным:
— Слушай, Дима, меня прав на три года лишили, машина уже без пользы. А деньги нужны: работы нет, на шее трое детей. Так что решил я продать «Фольксваген». Не возьмешь? Ты же вроде хотел иномарку?
Климашевский попросил пару дней на раздумья. Посоветовавшись с родными, он в итоге согласился. Кредит, который так и не успел выплатить в Беларусбанке его товарищ–продавец, переоформил на себя. Но кредит покрывал не всю стоимость автомобиля, поэтому часть недостающих денег одолжила сестра, а остальную сумму дала мать Дмитрия. И вот 6 декабря 2003 года Климашевский стал счастливым владельцем «Фольксвагена».
Полгода он по–настоящему наслаждался. Даже несмотря на то, что приходилось несладко: выплата долгов отнимала солидную часть семейного бюджета.
— Я прекрасно понимал, — говорит Дмитрий Климашевский, — что мой ребенок не получает того, что другие дети: ни фруктами, ни одеждой мы дочку баловать не могли. Да и я с женой вынужден был одеваться очень просто. Потому что денег хватало в основном только на еду. Но все равно мы были очень рады машине. И тут как гром среди ясного неба раздался звонок из прокуратуры Минска. Меня попросили приехать на беседу по поводу приобретенного мной недавно автомобиля. Конечно, я поначалу разволновался. А потом подумал: ну что такого криминального может быть? «Фольксваген» я законно перекупил у хорошего знакомого, который брал машину не у какого–нибудь перегонщика на рынке, а в надежном государственном магазине. В общем, бояться вроде бы нечего. К сожалению, я ошибался...
Лабиринты права
В прокуратуре Дмитрий испытал настоящий шок. Потому что выяснилось, что его «Фольксваген» был угнан в Польше у некоего Евгениуша Мирски. Воров поймали в Беларуси, и еще 21 июня 2002 года постановлением следователя УВД Миноблисполкома автомобиль признан вещественным доказательством по делу. А приговором суда Слуцкого района и Слуцка, вынесенным 24 января 2003 года, машина должна быть возвращена законному владельцу. Что называется, приехали.
Как же тогда этот «Фольксваген» официально попал в магазин конфиската? А это уже и вовсе фантастический поворот истории. Дело в том, что судьбу машины рассматривал еще один суд — Партизанского района Минска. И своим постановлением от 20 января 2003 года (то есть за четыре дня до приговора слуцкого суда!) решил: автомобиль, как незаконно ввезенный на территорию Беларуси без надлежащего таможенного оформления, конфисковать в собственность государства. После чего началась соответствующая процедура оформления. В апреле 2003 года по актам комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, при Дзержинском райисполкоме «Фольксваген» был передан на реализацию сервисно–торговому предприятию «Автомобили–1» (попросту — магазину по торговле конфискатом. — Авт.). 28 мая того же года машину здесь купил уже упоминавшийся товарищ Дмитрия Климашевского. А 6 декабря владельцем автомобиля стал и сам Дмитрий. То есть все было сделано правильно и по закону. Никаких нарушений инструкций о порядке торговли конфискованными товарами не допущено. Но! Все это происходит именно в тот момент, когда уже вступил в законную силу приговор слуцкого суда, постановивший вернуть машину потерпевшему от воров польскому владельцу. Ведь о самом факте существования такого приговора никто и не догадывается. А вот прокуратура, похоже, оказалась более осведомленной. Обратив внимание на возникшую юридическую сумятицу, она вносит протест, по результатам которого постановление суда Партизанского района Минска о конфискации «Фольксвагена» Мингорсудом 27 августа 2004 года отменяется, а производство по делу прекращается. Иначе говоря, аннулируется решение, с которого и начала раскручиваться спираль торговых сделок со спорным автомобилем. Значит, теперь нужно возвращать машину в Польшу? Да, именно на этом настаивает прокуратура, подав иск о признании совершенных в Беларуси договоров купли–продажи недействительными и о признании права собственности за гражданином Польши Евгениушем Мирски. Дважды суды не соглашаются с позицией прокуратуры. Но после вмешательства президиума городского суда дело направляется на новое рассмотрение в суд Октябрьского района Минска. И 15 августа 2006 года там выносится решение считать все сделки с «Фольксвагеном» недействительными и признать право собственности на него за Евгениушем Мирски. Все, точка. Но позвольте, если интересы пострадавшего поляка защищены, то как теперь быть законопослушному белорусскому покупателю злополучного автомобиля? Он–то ведь тоже ни в чем не виноват, а о нем в пылу правовых дискуссий будто позабыли.
— Уже три года не могу понять, — сокрушается Дмитрий Климашевский, — законно я владею машиной или нет. По документам автомобиль вроде бы мой. Но распоряжаться им по своему усмотрению я давно не могу. Хотя все время исправно погашал кредит. Да и теперь, спустя более чем два месяца после того, как суд решил возвратить машину в Польшу, никто ее забирать не торопится. Так что же мне делать?
Мы решили переадресовать этот вопрос заместителю председателя Октябрьского суда Минска Алле Булаш.
— Честно говоря, — признается Алла Богдановна, — за 18 лет своей судейской практики с подобной ситуацией я сталкиваюсь впервые. А возникла она, как мне кажется, потому, что в самом начале не были налажены нормальное взаимодействие и обмен информацией между сотрудниками таможенных органов и милицейским следователем. В результате по одной и той же машине принимались разные решения, от которых потом отталкивались и суды. Никто другой здесь абсолютно не виноват. Теперь же я бы посоветовала Дмитрию Климашевскому обратиться с заявлением в прокуратуру Минска, чтобы там инициировали иск в интересах Евгениуша Мирски. Насколько я знаю, сам пан Мирски не против, чтобы ему вернули не саму машину, а деньги, за которые она была приобретена в Беларуси. Как только это произойдет, с автомобиля снимут все запреты и Дмитрий Климашевский станет его полноправным владельцем. Либо, наоборот, Климашевскому возвратят деньги, а машину отдадут прежнему хозяину. В любом случае сложившееся положение отнюдь не тупиковое и из него обязательно будет найден выход...
Что ж, остается только пожелать Дмитрию удачи и счастливой логической развязки этого запутанного юридического узла.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.