21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

БУХЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

25.08.2009 22:06 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бухло побеждает зло
 

Янка ГРЫЛЬ

http://www.belgazeta.by/20061106.44/010142211

Существует два мифа. Первый гласит, что славяне склонны к пьянству с незапамятных времен - по причине скудоумия и удаления от цивилизации. Второй винит в спаивании простого люда инородцев вообще и евреев в частности.

Реже винят государство, хотя на самом деле именно оно систематически разбавляло спиртосодержащие напитки то державной идеологией, то национальным вопросом.

АЛКОГОЛИЗМ И ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ

Если верить историкам, в седой древности славяне отдавали предпочтение легким напиткам - меду, пиву, вину и т.п. Так что когда св. Владимир утверждал «Руси есть веселие пити», он имел в виду отнюдь не автоматическое заливание жала с помощью жидкости для мытья окон. Центром культурной организации досуга с помощью алкогольных напитков являлась корчма. В корчмарном деле лидировали Полоцк, Киев, Новгород и Смоленск, северо-восточная же Русь, включая Москву, познакомилась с корчмой поздно.

В условиях разгула удельно-феодальной демократии, слабости вертикали княжеской власти и отсутствия нетарифных барьеров против импорта народ, вместо того чтобы законопослушно и толерантно косеть, позволял себе вольности, дискредитирующие госустройство Киевской Руси. В целях упорядочения и усовершенствования досуга в ХII в. вольные корчмы стали облагаться пошлинами. Первое упоминание госрегулирования оборота алкоголя датируется 1150г. В результате корчма стала княжеской или муниципальной (городской). Народ, правда, продолжал втихую нажираться в т.н. «тайных корчмах», однако компетентные органы удельных княжеств быстро разобрались с владельцами этих заведений, занимавшимися незаконной предпринимательской деятельностью.

Традиции госмонополии на алкоголь закладывались в гиперцентрализованном Московском княжестве: ни новгородцы, ни полочане, ни киевляне, испорченные Западом и вечевой демократией, ничего подобного не знали. В начале XV в. московский князь Иван III запретил податную корчму, сделав ее казенной, т.е. практически национализировав. В 1545г. Иван Грозный, взяв Казань, изучил опыт существовавшего там «ханского кабака». Получив практически бесплатную франшизу на это кабакостроение, царь учредил в Москве «царский кабак» для стрельцов. Новизна «царского кабака» состояла в том, что заливать глаза в нем можно было без закуски, т.к. продажа еды запрещалась. Будучи предприятиями госформы собственности, кабаки управлялись кабацкими головами. В помощь им придавались транспарентно выбираемые населением целовальники - эффективные менеджеры, видимо, получившие название из-за способности ладить с начальством посредством адресных поцелуев известных частей тела.

Несмотря на постепенную монополизацию виноторговли, винокурением еще в XVII в. занимались кто не попадя: бояре, дворяне, купцы, мещане. Лишь при Алексее Михайловиче государство мало-помалу сосредоточило в своих руках стратегически важную отрасль, выполнение которой прогнозных показателей курировалось специальным ведомством - Приказом Большого дворца. Ведомство действовало в русле социально ориентированной политики: уже в XVIII в. казенные кабаки начали открываться в тогдашних агрогородках (селах), при гипермаркетах (торжках) и в «дьюти фри» (на пересечении торговых путей). Параллельно на смену легким и архаичным меду и пиву пришло дешевое в производстве и безотказное в психотропном воздействии «хлебное вино», т.е. водка.

С тех пор госмонополия на торговлю спиртным и его производство с небольшими перерывами находилась в руках сначала Российской империи, затем СССР. Российская империя в 1914г. попыталась было централизованно, как и монополию, ввести «сухой закон», но тем самым только приблизила победу социализма. В 1991г. ее опыт повторил Советский Союз, расчистив горбачевской антиалкогольной кампанией путь демократии.

АЛКОГОЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

В Беларуси, вошедшей в Российскую империю в составе Царства Польского, ситуация с оборотом алкоголя осложнялась тем, что здесь сохранились корчмы, а в роли арендаторов выступали евреи. Поскольку евреи-ашкенази переселились в Восточную Европу после религиозных гонений в Испании, их можно рассматривать как первых иностранных инвесторов. Неудивительно, что еврейский вопрос до сих пор встает у озабоченных им граждан в основном после стакана, неразрывно смыкаясь с абстинентным синдромом и чувством социальной справедливости.

Полтора века назад могилевский губернатор генерал-поручик Каховской уже докладывал начальству, кто виноват во всех бедах Северо-Западного края: «Корчмы городские наиболее в их содержании… Напитки дороги, а цельных у них нигде достать не можно: мешают в вино разные травы, дабы тем скорее в беспамятство привести покупающих у них крестьян. Приведя в такое состояние, все деньги у них оберут, а сверх того и долгу напишут, сколько похочут».

В итоге Александр I издал в 1821-23гг. серию указов, воспрещавших евреям содержать кабаки в деревнях и требовавших от местных властей выселения их в города и местечки Могилевской и Витебской губерний, поскольку «главной причиной расстройства крестьян белорусских признано пребывание евреев в селениях и продажа вина, ими в оных производимая». Но кто еще мог в Беларуси XIX в. заниматься виноторговлей? У холопов, которых тогда еще не называли «средним классом», для этого не было ни прав, ни оборотных средств, а среди шляхты были в ходу более приятные способы времяпрепровождения.

Неудивительно, что даже когда власти пытались выдавать разрешения на виноторговлю «на имя христианина», последний все равно отдавал или продавал патенты еврею («подименная торговля» ), торговавшему от его имени. В итоге в западных областях империи, по данным еврейского историка Шимона Дубнова, 44,7% корчем, 45,7% трактиров, 40,3% шинков и питейных домов работало в режиме «подименной торговли». Инстанции, контролировавшие решение национального вопроса в питейных заведениях, как всегда, оказались бессильны, и журнал Минской епархии «Православный братчик» признавал, что «урядники да исправники только за тем и приезжают, чтобы напиться да уехать».

Несмотря на все монополии и запреты, к 1886г. евреи владели 98,6% оптовых складов спирта в Виленской губернии, 96,8% - в Могилевской, 100% - в Минской. Из 1886 питейных заведений Минской губернии 1548 являлись собственностью иудеев. Тем не менее, к ужасу антисемитов, кивавших на пятую графу спиртовых магнатов так же, как сегодня кивают на пятую графу нефтяных олигархов, простой люд продолжал посещать питейные заведения, крепя дружбу народов чаркой и шкваркой. Оно всегда так, когда пропаганду трезвости подменяют пропагандой ксенофобии… В конце концов, бухло побеждает зло.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Существует два мифа. Первый гласит, что славяне склонны к пьянству с незапамятных времен - по причине скудоумия и удаления от цивилизации. Второй вини
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика