Долгая дорога к информационному обществу
Долгая дорога к информационному обществу
Комитет госконтроля пришел к выводу, что цели программы “Электронная Беларусь” фактически не достигнуты Комитет госконтроля проверил, как расходуются средства, выделенные на государственную программу “Электронная Беларусь”. По мнению КГК, средства выплачивались без оснований и “растранжиривались”. По результатам проверки предложен список “на увольнение” достаточно высокопоставленных чиновников, отвечавших за выполнение программы. Ксения АВИМОВА Почему Комитет госконтроля обратил свой взор на “Электронную Беларусь”, неизвестно. Возможно, именно эту проверку имел в виду председатель КГК Зенон Ломать, обещая журналистам громкие дела. О чем мечталось Государственная программа “Электронная Беларусь” на 2003-2005 гг. с перспективой до 2010 г. задумывалась для формирования “единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу”. “Мероприятия программы направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу”, — говорится в ней. Всего в программе описано 97 мероприятий. Она, по задумке авторов, должна выполняться в три этапа. На первом этапе (2003 г.) исполнители должны были проанализировать, что мешает внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как надо эффективно расходовать средства на информатизацию, провести полный учет государственных информационных ресурсов и проанализировать зарубежный опыт реализации подобных программ. На втором этапе (20042005 гг.) исполнители должны были реализовать проекты, “обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями государственных органов”, создать основу единой информационной инфраструктуры для госорганов, сформировать единый национальный информационный ресурс (который впоследствии станет “электронным правительством”). На третьем этапе (2006-2010 гг.) предполагается завершить создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, системы электронной торговли для государственных нужд, а также ввести стандартизированный электронный документооборот и системы обеспечения национальной безопасности. Заказчиком программы премьер-министр назначил Национальную академию наук, а головной организацией — Национальный центр информационных ресурсов и технологий. Финансируется “Электронная Беларусь” из бюджета через Фонд информатизации РБ. На финансирование 55 проектов программы и капитальных расходов за три года выделено 19,6 млрд. BYR. Семейный подряд Расходование этих средств в процессе реализации программы и решил проверить Комитет госконтроля, после чего сделал весьма жесткие, но вполне очевидные всем пользователям ИКТ выводы. “О неэффективном использовании бюджетных средств свидетельствует и то, что цели первого и второго этапов программы, намеченные к достижению в 2003-2005 гг., фактически не достигнуты, — говорится в пресс-релизе КГК. — Сроки выполнения большинства проектов программы превышают 5 лет, что приводит к их моральному устареванию уже в процессе разработки и к необоснованному удорожанию... Бюджетные средства, направляемые на выполнение программы, расходуются неэкономно, а зачастую и с ущербом для государства”. Отмечается, в частности, что “практически ни по одному проекту организациями-исполнителями... стоимость работ не была оценена надлежащим образом”. Это произошло из-за того, считают в комитете, что в стране нет нормативных документов для определения стоимости работ по созданию компьютерных программ, кроме того, правительство и госзаказчики программы за годы работы не определили нормативы, позволяющие оценить эффективность использования средств на информатизацию страны. Также контролеры усмотрели в расходовании средств “незаконные выплаты” и “растранжиривание”. Так, основной “лазейкой” стало выполнение организациями-исполнителями работ по договорам подряда. А так как, по мнению КГК, нет законодательного регулирования оплаты труда по договорам подряда, то это позволило исполнителям самим устанавливать размеры вознаграждения “без какого-либо соизмерения с установленными размерами оплаты труда в этих организациях”. Проще говоря, исполнители могли получать намного больше, чем за обычную работу в своих организациях. Кроме того, комитет отметил, что некоторые работы выполняли временные научные коллективы (ВНК), в которые входили заказчики работ или их родственники. “Всего проверкой установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 640 млн. BYR, выявлены ущерб государственному имуществу в размере 51 млн. BYR и отсутствие экономических обоснований цен на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Прим. К. А.) общей стоимостью 1,26 млрд. BYR”. Меньше работать или меньше получать? Все это выглядело бы привычным, если бы комитетчики этим и ограничились, сказав, что виновные будут привлечены к ответственности. Но, в отличие от других подобных сообщений, КГК назвал тех, кто, по мнению проверяющих, повинен в “растранжиривании” бюджетных денег. Так, коллегия комитета предложила Совету министров и НАН привлечь к ответственности лиц, не проконтролировавших расходование средств. Комитет предложил Министерству связи и информатизации и Министерству юстиции уволить директора Фонда информатизации Виктора Дравицу, директора ГУ “Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации” Вячеслава Носевича, генерального директора ГУ “Национальный центр информационных ресурсов и технологий” Михаила Маханька и директора НИ РУП “Институт прикладных программных систем” Олега Галиновского. М. Маханек, которого мы попросили прокомментировать пресс-релиз КГК, заявил, что в этом сообщении не сказано конкретно, что же он нарушил: “Они пишут какие-то нарушения, но не ссылаются на нормативную базу”. При этом он считает, что участие специалистов организации в ВНК — это нормальная практика. По его словам, законодательство в отношении ВНК существует с 1996 г., это часть оплаты труда специалистов. Наш собеседник утверждает, что без этого его сотрудники зарабатывали бы намного меньше. Молодой специалист, говорит М. Маханек, получает 200.000 BYR, завотделом — 470.000 BYR. Это без участия в ВНК, без премий, без надбавок. “У меня средняя зарплата по центру составляет... по трем кварталам 729 тысяч... С учетом всех этих ВНК, что я прописываю, премий, надбавок — всего на свете. Вот я посчитал сейчас и эту цифру сообщил наверх. И если это много, то... Это немного, потому что мне предписан план в академии: иметь среднюю зарплату 880 тысяч. Понимаете? А я имею 729 тысяч. Если я останусь чисто без ВНК, то у меня средняя зарплата не может у людей подняться выше 600 тысяч. Ну никак! Хоть я умри, хоть я все приписки сделай, какие угодно”. Довольно спокойно относится М. Маханек к обвинениям в том, что он за три года работы программы получил 46 млн. BYR, в том числе по программе “Электронная Беларусь” — 9 млн. BYR (эти данные появились в “Советской Белоруссии”): “Но я же профессор, член президиума академии, генеральный директор. Ну получил. Ну и что?”. Наш собеседник недоумевает, почему, если он участвует во многих проектах и получает за это деньги, это плохо. “Я много где участвую, и по поручению главы государства, скажем, в Нацбиблиотеке — ни копейки не получал, ”силиконовую долину" сделал — ни копейки не получал... Или меня там обвиняют, что я много получил, — так посчитайте: 46 миллионов за три года. Ну что, это много? Я считаю, мало. Если я много работал — тогда меня надо похвалить. Мне уже порекомендовали меньше работать... А с другой стороны, нагрузили поручениями. Я сейчас бесплатно совершенно готовлю заседание у главы государства по Парку высоких технологий. Так как я являюсь бесплатно ответственным секретарем (в наблюдательном совете ПВТ. — Прим. К. А.)". Что касается рекомендаций КГК уволить чиновников, то пока председатель НАН на отдыхе и никто не знает, чем все закончится. Сохраняя преемственность Стоит отметить, что недовольство выполнением программы “Электронная Беларусь” высказывалось и ранее. Еще 1 ноября прошлого года на заседании президиума правительства шел разговор о том, почему срываются сроки выполнения программы. Так, из 97 проектов за эти годы разрабатывались 55 и только 6 проектов завершились. Например, широко разрекламированный (и ключевой на втором этапе) проект создания информационного портала государственных органов так и не завершен (хотя сайты ведомств в Интернете есть, какой-то единой структуры они не представляют). В качестве курьеза следует сказать, что 4 ноября, в тот день, когда коллегия КГК рассмотрела итоги проверки “Электронной Беларуси”, БЕЛТА сообщило, что Постановлением Совмина № 1396 “Электронная Беларусь” дополнена новыми проектами. “Реализация нового состава проектов ”Электронной Беларуси", — передает БЕЛТА, — позволит сохранить преемственность в развитии разработок и эксплуатации информационных систем, созданных в 2003-2006 годах". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Комитет госконтроля проверил, как расходуются средства, выделенные на государственную программу “Электронная Беларусь”. По мнению КГК, средства выпл |
|