Продаются ли в Беларуси генномодифицированные продукты?
Продаются ли в Беларуси генномодифицированные продукты?
Никто не может сказать, вредны ли для человека генномодифицрованные (ГМ) продукты. Ученые спорят, а мы тем временем кушаем. Причем, как оказалось, зачастую и не подозревая об этом. В Беларуси принят закон, который обязывает производителей информировать покупателя о наличии ГМ-компонентов в продукте. На всякий случай, чтобы каждый сам решал, есть или не есть. «Комсомолка» задала несколько наивных вопросов экспертам о генномодифицированной продукции в Беларуси.
Нет. Есть лишь законодательная норма, обязывающая производителей указывать на упаковке, есть ли в составе ГМ-компоненты. - Мы хотим добиться, чтобы ввоз таких продуктов контролировался, чтобы они проверялись, - объясняет Валерий Лекторов, депутат Палаты представителей. - В январе 2006 года у нас был принят закон «О безопасности генной инженерной деятельности». Он прописывает в том числе и регистрацию трансгенных линий. Но закон не выполняется! Пельмени с ГМ-компонентами продаются, а на сегодняшний день в Беларуси ни одной ГМ-линии не зарегистрировано!..
В детском питании. Именно поэтому проверяется всё - и импортное, и отечественное. - Согласно постановлению Минздрава, в детском питании содержание ГМ запрещено вовсе, - поясняет заведующая отделением гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Марина Байбус. - Сделано это в связи со спорностью проблемы, ведь о точном влиянии генномодифицированных продуктов на организм единого мнения у ученых нет.
В России установлено, что если в продукте более 0,9% ГМ-компонетов, то на упаковке должно быть обязательное сообщение об этом. В Беларуси ещё лучше: если в продукте содержится хоть сколько-нибудь ГМ-компонентов, об этом должна быть обязательная надпись на упаковке. А вот предельно допустимой нормы нет. Запретить продажу никто не может.
Во всех областных центрах гигиены и эпидемиологии, в Республиканском центре гигиены и эпидемиологии, в ряде лабораторий Госстандарта. Любой может принести на проверку показавшийся подозрительным продукт. Но никто пока с такими вопросами не обращался, потому что дорого. В Минском центре гигиены и эпидемиологии такая процедура стоит 74 тысячи рублей.
- В кафе, рестораны и другие пункты общественного питания продукция поступает уже проверенной, - говорит Марина Байбус. - По нашим законам в меню владельцы заведений не обязаны указывать, содержатся ли в блюде ГМ-продукты. Но, поскольку мы рекомендуем информировать потребителей, было бы неплохо, если бы они делали так добровольно. Это только плюс предприятию.
- Да, - говорит Марина Байбус. - Первый раз это случилось в 2004 году, когда мы проверили сосиски производства мясоперерабатывающего цеха Минского моторного завода. Цех пользовался венгерской пищевой соевой добавкой. Выявлены ГМ-добавки и в замороженных пельменях «К завтраку» Минского мясокомбината. Это предприятие включено теперь в систему постоянного мониторинга санстанции.
- Модифицированные крахмалы - это крахмалы, которые человек доработал, усовершенствовал для своих нужд, - пояснил главный специалист Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию Владимир ЛИТВЯК. - Это может быть сделано либо физическим (воздействие температуры, давления, влажности, радиации), либо химическим способом. Во втором случае используются химреагенты, которые разрешены Минздравом как пищевые добавки. - А зачем это делается? Почему для производства одного майонеза используется обычный крахмал, а для других - модифицированный? - Таким образом улучшаются его физико-химические свойства. Например, чтобы он растворятся в холодной воде, в отличие от обычного. Или самый простой пример: кетчуп или майонез с модифицированным крахмалом можно заморозить и разморозить без потери вкусовых свойств. А с обычным крахмалом продукт расслаивается... - То есть продукты с модифицированным крахмалом кушать не вредно? - Их не стоит бояться! Можно с уверенностью сказать, что вред организму они не принесут.
На сегодняшний день оборудование в белорусских лабораториях позволяет вычислить лишь ГМ-сою и ГМ-кукурузу. Но это наиболее распространенные в мире ГМ-компоненты, - объясняет Марина Байбус. - Например, заменители детского молока готовятся на сое. То же самое и с мясными продуктами, пищевыми добавками, пищеконцентратами... Сейчас прорабатывается вопрос о расширении спектра исследуемой продукции. Чтобы и ГМ-помидоры с картошкой от нас не спрятались! Кстати, хоть помидорчики и не проверяются, санитарные врачи знают о них многое. - В иностранных помидорах есть ген PJ, который отвечает за лёжкость продукта, - рассказывает Марина Чеславовна. - Но этот ген не столь опасен для человека, как модификация любого белка.
За 11 месяцев 2006 года Минский городской центр гигиены и эпидемиологии проверил 1978 подозрительных продуктов. Из них в 133-ех случаях были обнаружены ГМ-компоненты! Это не означает, что продукция вредна. Просто в подавляющем большинстве случаев надпись о содержании ГМ на упаковке отсутствовала! А это уже нарушение. Выявленная продукция была немедленно снята с реализации. Об этом санстанция проинформировала органы, которые выдали сертификат или удостоверение государственной гигиенической регистрации на данный продукт. Дальше у забракованной продукции два пути: либо она уходит с белорусского рынка, либо поставщики маркируют все упаковки наклейками с извещением о содержании ГМ-продуктов. Как замечает заведующая отделением гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Марина Байбус, наличие какого-либо продукта в этом списке еще не означает, что вы не столкнетесь с ним в магазине. Здесь указаны продукты из конкретных партий товара, выявленных у конкретных поставщиков. В другой партии производитель мог, например, использовать натуральные компоненты. В том случае экспертиза дает отрицательный результат, и продукт попадает на прилавки. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Никто не может сказать, вредны ли для человека генномодифицрованные (ГМ) продукты. Ученые спорят, а мы тем временем кушаем. Причем, как оказалось, з |
|