21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Работа с документами

25.08.2009 22:16 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Работа с документами

Решение российского правительства о введении пошлин на нефть, как и ожидалось, вызвало ответную обвинительную реакцию Минска, который ссылается на подписанный в 1995 году правительствами двух стран Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между РФ и РБ. Однако, если внимательно почитать подписанные в 1995 году документы, то окажется, что Россия здесь почти чиста с юридической точки зрения, так как формально соблюла необходимые процедуры.
Ирина КРЫЛОВИЧ
Синдром “юриста”, похоже, не давал президенту России все последние годы покоя. Постоянные напоминания белорусского президента о том, что когда-то, став президентом РФ, Путин при первой встрече с Лукашенко передал ему ратификационные грамоты по Договору о создании Союзного государства России и Беларуси, казалось, сковывали волю Кремля — все же международный документ.

Но, похоже, в текущем году кремлевские юристы наконец-то решили внимательно почитать подписанные с Беларусью соглашения и пошли на фактическую их ревизию.

Сначала оказалось, что любимое белорусскими властями Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики от 2002 года (принималось вместе с соглашением по созданию газотранспортного СП) вообще не ратифицировано Россией (см. “БР” № 33/2005), а значит, может быть спокойно похоронено. Так, еще летом был выбит первый минский козырь, согласно которому введение цен на газ выше российских — это разрыв союзных отношений.

Кстати, на прошлой неделе, помимо постановления по пошлинам, российское правительство приняло еще один документ, как раз в “развитие” не действующего соглашения о равных ценовых условиях. Распоряжением Правительства РФ от 11 декабря, в связи с “прекращением временного применения” упоминавшегося соглашения от 2002 года, Минтрансу РФ поручено до 1 февраля подготовить новое соглашение между нашими странами о равных тарифах на железнодорожные перевозки экспортно-импортных грузов. При этом подчеркивается, что до принятия нового документа будут действовать внутрироссийские тарифы для белорусских грузов.

Но если сегодня Россия открыто признает, что соглашение от 2002 года не действует, то всевозможные сахарные проблемы и споры о нефтяных пошлинах натыкались на более серьезный барьер — Соглашение о Таможенном союзе от 6.01.1995 г., которое принималось в пакете с другими документами, в частности соглашениями по аренде военных объектов в Вилейке и Барановичах (заключены на 25 лет), и было введено в действие тем самым протоколом, о котором упоминал на прошлой неделе в своем комментарии МИД РБ.

Введение пошлин — фактически отказ от Соглашения о Таможенном союзе. Такой комментарий был прогнозируемым, и, казалось, нерешительность российских чиновников, которые так долго (по сахару — больше года; по нефти — начиная с весны, когда Герман Греф заявил о “белорусском оффшоре”) не могли пойти на ограничительные меры, была вызвана этим юридическим тупиком.

И вдруг, якобы неожиданно для белорусской стороны, вроде бы в разгар переговоров по разделу нефтяных пошлин, выходит постановление о введении пошлины на экспорт нефти в Беларусь!

Газета “Коммерсант” сообщила 13 декабря, что поручение рассмотреть возможность введения пошлин в отношении Беларуси Владимир Путин отдал накануне общения с гражданами во время “прямой линии” 24 октября (правда, “Коммерсант” ошибся и почему-то указал дату 24 ноября). Те, кто слушал тогда Путина, конечно, отметили его пассаж о нефтяных проблемах с Беларусью, хотя ни о каком распоряжении там конкретно не говорилось. Тем не менее примечательно, что постановление о пошлинах подписано 8 декабря, то есть ровно через 45 дней после 24 октября.

И это не случайно. Именно такой срок дается государствам — участникам Соглашения о Таможенном союзе на консультации в случае желания одной из сторон ввести какие-либо ограничительные меры.

В статье 5, в частности, говорится, что до принятия каких-либо ограничительных мер, после того как появилась необходимость их применения, стороны должны предоставить друг другу соответствующую информацию для консультаций.

Если в результате таких консультаций стороны в течение 45 дней со дня получения соответствующей информации “не достигнут согласия относительно мер по избежанию сложившейся ситуации, Договаривающаяся Сторона, потребовавшая проведения консультаций, будет свободна ввести ограничительные меры в таком объеме и на такой срок, которые необходимы для предотвращения или устранения ущерба”.

Итак, вроде бы все гладко. Консультации проводились, комиссия заседала регулярно, даже составили график решения вопроса, но он был сорван, и, похоже, белорусская сторона не поняла, что в данном случае “тянуть резину” выгодно не только ей, но и россиянам.

В той же статье 5 приводится исчерпывающий список причин, по которым могут вводиться ограничения, причем указывается, что они могут быть только временными. Ограничения могут быть введены в случае: острого дефицита данного товара на внутреннем рынке — до стабилизации положения на рынке; острого дефицита платежного баланса — до стабилизации положения с платежным балансом; если какой-либо товар ввозится на территорию одной из сторон в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров (срок не указан).

Правда, ни одна из этих причин в ситуацию с поставками нефти в Беларусь напрямую не вписывается. Как-то еще можно сослаться на ущерб для российского государства, но уж точно не на ущерб для российских нефтяников — ведь именно им была выгодна схема поставки нефти на белорусские НПЗ, хотя российские НПЗ в каком-то смысле можно считать пострадавшими.

Поэтому в постановлении правительства России введение пошлин обосновывается не только “защитой экономических интересов”, но и расторжением Беларусью Соглашения между правительствами РФ и РБ о порядке распределения и зачислений в соответствующие бюджеты РФ и РБ вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья, от 12 мая 1995 г.

Это как раз то самое соглашение, по которому пошлины от экспортируемых Беларусью нефтепродуктов должны были быть разделены между Россией и Беларусью в пропорции 85:15. По нему, кстати, Беларусь должна была делиться (в различных пропорциях) пошлинами и от других экспортируемых товаров, произведенных из российского сырья. Необходимость такого раздела определяется опять-таки Соглашением о Таможенном союзе от 6.01.1995 г. и прописана в статье 4 данного соглашения.

Что же касается выхода Беларуси из Соглашения по разделу пошлин, о котором упоминается в постановлении правительства РФ, то действительно, Беларусь из него вышла. Соответствующее Постановление № 43 о прекращении действия соглашения от 12 мая 1995 года Владимир Ермошин (тогда премьер-министр) подписал 12 января 2001 года, где дал поручение МИДу направить уведомление о прекращении действия указанного соглашения.

Итак, российское правительство, если в каких-то “буквах” и нарушило соглашение о Таможенном союзе, то “по духу” этого документа у него есть все права ввести пошлины для Беларуси.

Здесь стоит напомнить одну простую житейскую истину: если не знаешь, как поступить в сложной ситуации, то поступай по закону. Если Россия пошла в отношении Беларуси по этому пути, что ж, можно только поприветствовать. Пусть юристы разбираются, чего наворотили государства за 10 лет своего братского союза — у двух стран есть еще огромный ворох различных подписанных и ратифицированных соглашений (например, по введению единой валюты), открывающих простор для поиска противоречий и взаимных упреков.

Если же это очередная юридическая уловка в затянувшемся политико-экономическом кулуарном торге, то так и будем дальше жить, как в плохой семье: по любому поводу — “базарный” скандал.

Впрочем, как заявил “Коммерсанту” во время переговоров Путина и Лукашенко 15 декабря “высокопоставленный источник в Кремле”, “если даже решение российского правительства о введении пошлин в самом деле противоречит каким-то двухсторонним соглашениям с Белоруссией, то отменены будут эти соглашения, а не решение правительства”.
 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Решение российского правительства о введении пошлин на нефть, как и ожидалось, вызвало ответную обвинительную реакцию Минска, который ссылается на п
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика