Считается, что степень доверия к милиции во многом определяется тем, насколько внимательно и неравнодушно она относится к людям. Чаще всего в повседневной жизни мы, наверное, сталкиваемся с работниками ГАИ — и от того, как трудятся они, во многом зависит имидж милиции. Со стороны все красиво: яркая форма инспекторов, автомобили, жезлы, возможность проявить на дороге «власть»... И только когда в понедельник слушаешь по радио страшные сводки о количестве ДТП за неделю, о количестве пострадавших и погибших, понимаешь, какая огромная ответственность лежит на службе ГАИ.
Многие минчане знают Василия Бульбенкова в лицо. И ничего удивительного в этом нет. Только в прошлом году на приеме по личным вопросам у начальника УГАИ УВД Мингорисполкома побывало около двух тысяч человек. Такие приемы случаются дважды в неделю (и еще раз в месяц по субботам) и заканчиваются, как правило, только с последним посетителем. Такого последнего посетителя Бульбенков в один из приемных дней предложил дождаться и мне. И вот третий час приема подходил к концу, и я устала так, будто самой приходилось принимать непростые решения, а не сидеть и выслушивать водительские истории. Руководитель же столичной ГАИ, полковник милиции Василий Бульбенков, и спустя три часа был настроен принять и выслушать всех — и нарушителей, и недовольных. Когда позже я поинтересовалась, стоит ли вот так самому детально вникать в каждый вопрос, услышала категоричное: «Только так и стоит. Лично и детально. Так работаю сам и такого же отношения к делу и людям требую от подчиненных».
Наверное, по–другому и быть не может, когда речь идет о таком важном деле, как обеспечение дорожной безопасности. И в условиях, когда каждые сутки на улицах Минска в среднем совершается 79 происшествий с тремя–четырьмя ранеными, а каждые три дня на дороге гибнет человек, прием по личным вопросам для начальника столичной ГАИ — не менее важная профилактика ДТП, чем все мероприятия по улучшению условий дорожного движения в столице.
И дело вовсе не в задаче, поставленной сегодня МВД перед всеми своими руководителями и сотрудниками, — до 50% рабочего времени уделять воспитательно–профилактической работе. Такое «личное» отношение Бульбенкова к своему делу началось для него еще в детстве, когда вместе с другими мальчишками–односельчанами он помогал дежурить на дорогах участковому Александру Самусеву. Нынешний начальник Минской ГАИ действительно мечтал о своей профессии с детства — и это не журналистский штамп! Путь к мечте выдержал проверку железнодорожным училищем, дорожно–строительным техникумом, службой в армии, работой помощником машиниста, слесаря. В Госавтоинспекции — 33 года, за плечами два высших университетских образования...
— Василий Васильевич, насчет высшего юридического образования все понятно, а экономическое зачем?
— Такое образование, уверен, позволяет мыслить масштабнее, а не рамками отдельно взятого ведомства. Готовим ли мы по–новому водителей, вводим ли новый Кодекс об административных правонарушениях, боремся ли с таксистами–нелегалами — нужно понимать и видеть, как каждое действие в целом отразится на стране, на ее экономике. Вот нынешний год объявлен Годом безопасности движения. И для того чтобы он действительно таковым стал, разработана — в столице в том числе — целая система мероприятий. Разумеется, без экономического просчета здесь не обошлось. Так что «лишних» знаний для руководителя не бывает.
— Хочу поинтересоваться: а где научили вас терпению и выдержке, которые вы демонстрируете и на приемах по личным вопросам (сама свидетель), и в другой повседневной работе? Ваши коллеги утверждают, что вывести Бульбенкова из равновесия трудно, почти невозможно...
— Наверное, в жизни мне очень повезло с семьей, и в первую очередь — с мамой–труженицей. Помню ее слова: «Никогда, сынок, не бойся работы и старайся делать людям добро. Не жди наград и благодарностей — просто живи с добром и Богом в душе. Добро непременно к тебе возвратится...» Так мама воспитала не только меня, но и моих шестерых сестер. Поверьте, на самом деле это очень просто: не злиться самому и не злить других, помогать — если можешь помочь, прощать — если есть на то основания. Наказание, протокол, штраф для ГАИ, поверьте, не самоцель. Гораздо важнее помочь осознать каждому, кто нарушил правила дорожного движения, какими могут быть последствия или превышения скорости, или нахождения за рулем в нетрезвом состоянии, или перехода дороги в неположенном месте...
На каждом инструктаже, на каждом семинаре я и мои заместители не устаем говорить о более внимательном отношении к каждому участнику дорожного движения, о необходимости вникать в каждую ситуацию. Не спеши штрафовать водителя–нарушителя на перекрестке, но непременно расскажи ему, сколько аварий здесь случилось за последние два–три месяца. И нерадивому пешеходу не поленись привести печальную статистику. Убежден: такая индивидуальная работа — лучшая профилактика всех происшествий, а дорожно–транспортных — особенно.
— Уверены, что все ваши подчиненные вас слышат?
— Надеюсь, слышат многие. По крайней мере, сотрудники столичной ГАИ все чаще слышат и получают слова благодарности от граждан в свой адрес — и по телефону доверия, и в письмах. Кстати, в прошлом году и недовольство действиями ГАИ — это данные мониторинга — снизилось пятикратно! Как не порадоваться такому доверию минчан!
— А вы сами, Василий Васильевич, часто ли благодарите своих сотрудников?
— Кажется, коллеги уже привыкли, что каждое (или почти каждое) совещание начинается со слов благодарности — чаще всего подкрепленных премией — в адрес тех или иных работников Госавтоинспекции. Нередко приглашаем родителей наших молодых сотрудников, вручаем благодарственные письма. Поощрение за непростой труд одних — стимул отличиться для других. И знаете, мне очень приятно, когда ко мне подходят командиры взводов и сами предлагают кого–то поощрить. За прошлый год наши сотрудники, помимо выявления и пресечения грубых нарушений правил дорожного движения, участвовали в раскрытии почти трех тысяч преступлений! Так что если есть повод кого–то поблагодарить, поощрить — мы его непременно используем.
— Среди названных вами нарушений правил дорожного движения не на последних местах — превышение скорости и управление транспортом в нетрезвом состоянии... Запомнился на вашем приеме совсем еще юный водитель, который летел по трассе со скоростью под 170. Явный кандидат на печальное пополнение статистики погибших на дорогах, не так ли?
— Я так ему и сказал: «Ты ведь чудом жив остался...» Мы наказали нарушителя достаточно строго, и я уверен, что урок пойдет впрок. Видел в глазах парня настоящее раскаяние и... припозднившийся страх.
Но самые «страшные» водители на дорогах — не вот такие юные автолюбители с трехмесячным стажем вождения. Гораздо опаснее лихачи на крутых автомобилях, имеющие за плечами год–два водительского стажа. Таким часто море по колено! И наши лектории, фильмы, разъяснительные беседы направлены на повышение культуры вождения как раз среди таких водителей. Опять же штрафами да протоколами настоящей культуры вождения не добьешься. Тут нужна работа, как говорят, шаг за шагом по воспитанию водителя... Скажем, наша акция «Пристегнись!». Вы заметили, что пристегнутых водителей и пассажиров (!) стало больше? Мы не устаем об этом напоминать, скоро и в пистолетах на заправках водители обнаружат таблички с надписью «Пристегнись!».
А вообще, каждый участник дорожного движения — водитель или пешеход — должен сам побеспокоиться о собственной безопасности. Не превышать скорость, не пить за рулем... И не рассчитывать на счастливый случай, как те 30 с лишним тысяч пешеходов, которые нарушили в прошлом году правила перехода проезжей части. А сколько еще взрослых перебежало дорогу на авось, да еще с маленькими детьми!
В прошлом году на минских дорогах погибло 106 человек. Каждый сотрудник ГАИ по–настоящему обеспокоен этой печальной статистикой. Согласно республиканской программе «Минус 100» постараемся снизить число жертв аварий в Минске на 15 человек. Надеемся, поможет новый Кодекс об административных правонарушениях. Он не кажется нам излишне строгим. Возрастет ответственность за непристегнутый ремень, разговор по мобильнику за рулем, переход дороги в неположенном месте — может быть, это заставит задуматься потенциальных нарушителей правил дорожного движения. У нас есть хороший предостерегающий фильм «Уступи дорогу... жизни». Покажем его во многих трудовых коллективах.
Словом, на спокойную жизнь сотрудники столичной ГАИ не настроены. Я тоже сидеть сложа руки не буду.
— Ну то, что в прошлом году вы лично побывали едва ли не во всех вузах столицы, известно. Не собираетесь, Василий Васильевич, в новом году и в столичные школы заглянуть, вспомнив о своем прошлом юного инспектора движения?
— То, что буду лично участвовать в праздниках, которые организуют юные инспектора движения, — без сомнения. Это настоящие наши помощники. В феврале вместе подведем итоги конкурса «Палитра безопасности» и творческого конкурса–викторины «Моя дорога», который мы проводили с журналом для детей и подростков «Качели».
Все начинается с детства. И безопасности на дорогах надо тоже учить с детства. Уверен, что немалая армия столичных юидовцев и в будущем будет примерно вести себя в качестве водителей и пешеходов. Кстати, когда сегодня мы говорим о необходимости использования световозвращающих устройств, или фликеров, то начинать тоже надо с детей. Тут первое слово — за родителями. Кому, как не им, позаботиться о детях! Поверьте, с фликером дорога и вечером, и в туман будет намного безопаснее.
— Может быть, я и ошибаюсь, но мне почему–то кажется, что немалая часть инициатив Минской ГАИ исходит лично от вас. Кажется, еще в Гомеле, в вашу бытность руководителем службы пропаганды областной ГАИ, именно там впервые в СНГ появились «фанерные гаишники»...
— Как правило, каждая акция продумывается многими сотрудниками. И совсем не важно, кому первому приходит та или иная идея. Вот сейчас мы, например, занялись грязными автомобилями. Занялись не вдруг — не к лицу красивой столице чумазые машины, да и ГАИ работать с чистым транспортом сподручнее. Какие–то идеи подсказывает зарубежный опыт — те же возвышения на проезжей части типа «спящий полицейский» или информационные щиты из люминесцентной пленки с мигающим светофором...
А что касается «фанерных гаишников», то с этой идеей вернулся из командировки в Англию тогдашний начальник Гомельской ГАИ Александр Кузьменко. Вернее, он увидел муляжи диких животных рядом с оживленными трассами, и родилась своя идея. Так что смотрим вокруг — и сами стараемся идти в ногу со временем. Только в прошлом году в Минске стало на 33 тысячи автомобилей больше — безопасность движения требует и новых акций, и новых инициатив.
— Скажите, а водителя Бульбенкова столичная ГАИ останавливает?
— За рулем я уже 35 лет, моя «Ауди 100» — старушка 1989 года выпуска. За 2,5 года работы в Минске меня останавливали за нарушения раза четыре. Правда, уточню: мои нарушения были умышленными — во время личного патрулирования могу проверить инспекторов ДПС на бдительность...
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.