Животворные истоки народного искусства
Животворные истоки народного искусства
Более полувека назад Индия после многих лет упорной борьбы получила независимость. За эти годы индийский народ добился огромных успехов не только в развитии экономики, науки, техники, но и в значительной степени возродил славные традиции индийской национальной культуры. «Индийская цивилизация не выдержала иностранного натиска. Поэтому наша культура всегда имела склонность стать плюмажем из заимствованных перьев». Эти слова принадлежат известному индийскому писателю, видному общественному деятелю, лауреату Международной премии мира Мулк Радж Ананду. Они относятся к тому времени, когда английские колонизаторы на протяжении двух столетий пытались насаждать свою культуру в стране, где с давних пор существовали письменность и счет, где люди давно научились изготавливать фарфор и отливать изделия из металла, наблюдали движение небесных светил и возводили до сих пор удивляющие нас своей прелестью и техническим решением архитектурные ансамбли, подобные пещерному храму Кайласа (IX век н.э.) в Эллоре или буддийскому храму-ступе и университету (III—II вв. до н.э.) в Санчи. Печально известная английская Ост-Индская компания запретила и разрушила традиционные школы Индии, страны, народ которой за несколько тысячелетий до нашей эры пользовался десятичной системой, в то время как сами англичане (возможно, в силу пресловутого английского консерватизма) только во 2-й половине XIX века официально ввели эту систему у себя. И все же подлинно народное, национальное искусство индийского народа в разнообразных формах продолжало жить и развиваться и в условиях колониальных порядков. Когда период угнетения прошел, индийское народное искусство, словно полноводная река, питаемая богатейшими животворными родниками древних традиций, мифологии, хлынуло в города и деревни, вышло на самодельные сцены или просто на улицы и площади. Индийский народ пробудился и вновь обрел свою душу. За время пребывания в Индии я неоднократно имел возможность убедиться в огромной любви и тяге к прекрасному: музыке, живописи, танцам, ремеслу – со стороны представителей самых разных слоев индийского общества, часто людей, не умеющих ни читать, ни писать. Индийские классические танцы имеют многовековую историю. Многочисленные обрядовые и религиозные танцы, сопровождавшие богослужение, зародились задолго до того, как архитекторы древности начали строить храмы, а скульпторы украшать их танцующими фигурками. Ведь самые древние храмы Махабалипурама и Бхубанешвара, Аджанты и Эллоры, Налгонды и Рамапа, Конарака и Кхаджурахо, Халибида и Рамешварама уже украшены танцевальными сценами. Часто специальное место для религиозных и обрядовых танцев строилось у входа в храм сразу же за изображением святого буйвола Нанди. Многие элементы древних танцев сохранились, стали известны в наши дни благодаря изображениям в храмах и теперь положены в основу современных классических танцев. Для того чтобы понять индийский классический танец, нужно хорошо знать не только индийскую мифологию, сюжеты которой широко используются при постановке танцев, но и язык жестов. Каждое движение руки, поворот головы, движение тела, выражение лица имеют определенное значение. Индийский классический танец – это гармоничное сочетание драматического, балетного, вокального и музыкального искусств. На проходившей в Гунтуре Всеиндийской конференции индийско-советского культурного общества я увидел захватывающий танец-представление. Его создал со своей труппой Сампатх Кумар, гигантского телосложения танцовщик с крупным, но добродушным, приветливым лицом, на котором выделялись большие выразительные глаза. Перед началом представления на лице его, в глазах можно было прочесть волнение, стремление как можно лучше донести до зрителя то, что его самого волновало. На стадионе, где собралось около пяти тысяч человек самых различных профессий и взглядов, Сампатх Кумар показал в своем танце основные этапы национально-освободительной борьбы индийского народа, создав замечательный образ пробуждающегося гиганта. Когда, олицетворяя порабощенный английскими колонизаторами народ, стоявший на коленях, закованный в цепи танцовщик вдруг распрямился, разбросав в стороны висевших на нем угнетателей, и поднялся на фоне пурпурного, появлявшегося из-за горизонта солнца, весь стадион встал, подхваченный каким-то единым порывом, аплодируя и скандируя: «Свобода!», «Мир!», «Братство!». Танцы Сампатха Кумара органически соединяли в себе лучшие традиции индийских классических народных танцев и социальную направленность его творчества. Именно этим и определялось то, что его выступления, пользовавшиеся такой огромной популярностью, находили горячий отклик в умах и сердцах миллионов простых людей Индии, для которых он танцевал на улицах, площадях, стадионах... Национальное, глубоко народное искусство в его разнообразных формах можно найти в любом уголке огромной страны: от Кашмира до мыса Коморин (Каньякумари), от предгорий Гималайских гор до вод Аравийского моря. Каждое утро, когда я шел в университет, я всякий раз обращал внимание на то, что у входа в дома моих коллег-преподавателей или в лачуги бедняков, группками жавшиеся вдоль дороги, всегда было очень чисто: вокруг тщательно подметено, перед самым входом белым порошком высыпан иногда очень простой, а подчас довольно витиеватый узор-орнамент, а над дверью висели гирлянды цветов. Цветы висели несколько дней, засыхали, а узор обновлялся каждое утро. Этот орнамент, высыпаемый специальным, чаще всего белым порошком, который производится из особого белого камня, является одним из видов традиционного индийского декоративно-прикладного искусства, которое имеет многовековую историю и уходит своими корнями в классические виды искусства. Именуется это высыпание — ранголи. Это своеобразный ритуал святости, эстетичности, радости, веселья в повседневной жизни индийской семьи. Особенно старательно украшают вход ранголи в дни религиозных фестивалей, национальных праздников, если ждут в дом гостей. В праздники раскрашиваются полы в храмах, в учреждениях, в учебных заведениях. В домах отводится специальная комната для совершения священного обряда — пуджи. Определенная пуджа требует соответствующего узора ранголи на полу этой комнаты, для высыпания продаются даже специальные трафареты, остается только засыпать порошком имеющиеся отверстия. В обычные дни орнамент ранголи высыпается для того, чтобы открыть двери дома для счастья, удачи, радости. Кроме того, это дань уважения каждому, кто приходит в дом. Соседи даже соревнуются, кто лучше украсит свой двор, дом ранголи. Иногда устраиваются выставки-конкурсы на лучший, наиболее оригинальный орнамент ранголи. Я был на одном таком форуме мастериц орнамента ранголи в Калькутте, куда съехались женщины, девушки со всех концов Индии. Высыпались узоры на цементном полу огромной открытой террасы вокруг стадиона прямо на глазах у зрителей. На таких выставках талант и исполнительское мастерство индивидуума, не стесненные рамками религиозности, расцветают и проявляются в полной мере. Искусство ранголи не ограничивается только орнаментом. При помощи цветных порошков «рисуются» такие портреты, пейзажи, натюрморты, что их можно смело ставить в один ряд с картинами, написанными маслом, акварелью, карандашом, пастелью. Картины ранголи также передают внутренний мир человека, его чувства и переживания, носят социальный характер в зависимости от таланта, взгляда на жизнь и политического кредо художника, конечно. Как-то коллега по университету пригласил меня на выставку ранголи. Официально она была уже закрыта, но нас впустили в огромную мрачноватую комнату, где я увидел нечто необычное: казалось, что на цементном полу были разложены портреты в рамах. Все картины, а их было около двадцати, были «нарисованы» четырнадцатилетним мальчиком. Особенно меня поразил портрет хорошо известного в Индии исполнителя мусульманских куплетов кавали Ага Кхана. Бхагулкар – так звали мальчика (возможно, теперь он уже известный художник) — изобразил великого певца в момент его выступления. Крупное, испещренное морщинами лицо, сбившиеся редкие седые волосы, длинные свисающие усы, открытый рот и белеющий в глубине единственный зуб, поднятая рука и поза артиста были настолько детально высыпаны разноцветным порошком, все было настолько естественно и выразительно, что казалось, еще мгновение — и вы услышите голос Ага Кхана. Мальчик уже уехал с матерью. Отец, он же организатор выставки, после того как мы осмотрели все картины, охотно рассказал нам, что сын его уже давно занимается ранголи и у него было несколько выставок, что юный художник уже получил признание, победив в нескольких конкурсах. Затем он достал большой альбом и показал фотографии работ сына. Фотографии были черно-белые и, конечно, значительно уступали оригиналам в цвете, которые были перед нами. На одной из фотографий покойный президент Индии доктор Закир Хусейн пожимал руку худенькому черноглазому мальчугану, каких в Индии можно встретить на каждом шагу. — Это мой сын, — сказал с гордостью наш новый знакомый. Но тут же лицо его как-то погасло, и он начал рассказывать о том, с каким трудом ему удается сделать что-то для сына: организовать выставку, послать мальчика учиться. — К сожалению, те, кто мог бы помочь, не очень в этом заинтересованы, — закончил он печально. Мы повернулись, чтобы еще раз посмотреть на картины Бхагулкара, но их уже не было. В центре комнаты лежала большая куча порошка неопределенного грязно-серого цвета — все, что осталось от выставки. Возле нее суетился с веником и ведром свипер – уборщик. Недолговременна жизнь картин ранголи, но, возможно, поэтому их так тщательно «рисуют», чтобы они навсегда запомнились тем, кому посчастливилось их увидеть. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Более полувека назад Индия после многих лет упорной борьбы получила независимость. За эти годы индийский народ добился огромных успехов не только в ра |
|