21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ТОРГОВЛЮ ЦИВИЛИЗУЮТ

25.08.2009 22:18 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Торговлю цивилизуют
за пятилетку

Ольга МИКША

http://www.belgazeta.by/20070122.3/470121511

Минские власти начали приводить отечественный ритейл в цивилизованный вид почти пять лет назад с конкурсов на право строительства в столице первых гипермаркетов. И хотя реализованные проекты можно пересчитать по пальцам одной руки, новые замыслы правительства не потеряли наполеоновского размаха. Согласно принятой в 2006г. программе развития внутренней торговли, к 2010г. в Беларуси должно появиться 44 крупных торговых центра (ТЦ), из них 12 - в Минске.


У специалистов не вызывает сомнений, что население созрело для плавного перехода от «затаривания» на открытых рынках к покупкам в супер- и гипермаркетах. В немалой степени этому процессу способствовали власти, которые директивными методами ликвидировали уличные киоски и заставили палаточников перенести бизнес из-под навесов в ТЦ. Люди постепенно привыкли как к теплым светлым помещениям, так и подросшим ценам. Ныне приучить их ходить не на базар, а в гипермаркет в своем районе будет легче. Осталось создать эти объекты крупноформатной торговли в необходимом количестве.

Посещая в конце прошлого года гипермаркет ProStore, президент поручил в течение ближайших двух лет построить в Минске еще пять таких же объектов. Экспертные расчеты показывают, что столице действительно много не будет: по данным Минторга, на конец 2005г. обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составила 286 кв. м, но это значительно ниже среднеевропейского показателя (650 кв. м), США (1200 кв. м) и Москвы (520 кв. м).

Из более чем десятка переданных в 2002г. инвесторам площадок под строительство гипермаркетов к настоящему времени реализованы лишь четыре проекта - BigZZ, «Гиппо», Prostore и «Корона». Под некоторые только начали рыть котлован (площадки на пересечении ул. Кижеватова-Корженевского и ул. Орловской-Тимирязева).

ИНВЕСТРАСКЛАД

Почему медлят инвесторы? Возможно, тех, кто получил площадку, но строительства так и не начал, страшат тяжелые конкурсные условия и неопределенность перспектив рынка. Известно, что они пообещали отчислять городу 1-2% от оборота помимо налогов, а также принять участие в развитии городской инфраструктуры. При этом затраты на строительство гипермаркетов оцениваются не менее чем в $20 млн. Ценовая политика гипермаркетов регулируется на государственном уровне, а доходы населения до сих пор не позволяют рассчитывать на средний чек даже в $15. В таких условиях сроки окупаемости могут слишком растянуться, а в ритейле быстрый оборот средств чрезвычайно важен.

Не спешат и иностранные инвесторы. Лишь в 2006г. были отмечены две значимые сделки в этой сфере - покупка российской корпорацией «Седьмой континент» пакета акций гипермаркета ProStore, а также переход под крыло российских бизнесменов торговой сети «Рублевский». Однако это вовсе не говорит о том, что белорусский рынок не представляет интереса для российских и западных сетевиков.

В Европе в ритейле жесточайшая конкуренция, и успешно выйти на рынок новому игроку практически невозможно. В Беларуси рынок свободен и, что немаловажно, подготовлен. К примеру, в программе до 2010г. предусмотрено, что развитие розничной торговой сети в 2006-10гг. будет осуществляться по двум основным направлениям. Первое - укрупнение торговых площадей за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров. В 2010г. количество магазинов с торговой площадью свыше 650 кв. м составит 231 единицу, свыше 1000 кв. м (преимущественно супер- и гипермаркеты) - 116.

Второе направление - формирование системы т.н. «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости.

Иностранные консалтинговые агентства уже давно анализируют рынок розничной торговли Беларуси, а отдельные крупнейшие сети еще несколько лет назад зарегистрировали права своих марок на нашей территории. Т.е. «точка кипения» близка. Совсем недавно в рейтингах консалтинговых агентств первое место по инвестиционной привлекательности в области ритейла занимала Россия. В прошлом году она передала его Украине. Тенденция, таким образом, вполне обнадеживающая.

СНАЧАЛА СВОИ, ПОТОМ ЧУЖИЕ

Чтобы локальная предпринимательская структура заинтересовала западную сеть, она сама должна быть успешной на национальном рынке. Ярких талантов пока не видно: появившиеся гипер- и супермаркеты, а также дискаунтеры привлекают в большей степени как информационный повод (мол, теперь и у нас!), чем реально низкими ценами. Цены - главное конкурентное преимущество крупного ритейла. По оценке экспертов, чтобы оттянуть покупателя от соседнего рынка к себе, гипермаркет должен предложить не только больший ассортимент, но и цену на 10% ниже.

Для этого гипермаркету или дискаунтеру надо много знать и уметь: как определить целевую группу потребителей и соответствующую товарную матрицу, как выстроить логистику закупок и складирования, методы работы с поставщиками, ценовую политику, выкладку товаров, проведение рекламных и BTL- акций и др.

Для этого надо владеть технологией, а на ее приобретение идут далеко не все. Вероятно, собственным представлением ведения бизнеса, а не строгим следованием отработанной западной технологии можно объяснить скромность программ лояльности к клиенту, мелкий масштаб BTL- акций и в целом недостаточно четкое определение форматов розничной торговли среди открывшихся гипер- и супермаркетов.

Бытует мнение, что открытие гипермаркета немедленно и безоговорочно похоронит расположенные в округе небольшие продуктовые магазины (т.н. «удобный формат», «у дома» ). Однако это не случится, если оба магазина будут четко сформатированы, нацелены на решение задач для определенного круга покупателей. Например, в Германии гипермаркет и небольшой дискаунтер часто соседствуют, размещаясь едва ли не на одной стоянке. И каждый имеет своих клиентов.

Гипермаркет - это масштаб ассортимента и площади: от 5-6 тыс. кв. м, 100 тыс. и более наименований. Для грамотного управления необходима четкая технология во всех сферах - от подбора персонала и закупки товара до его выкладки и рекламных акций.

В такой магазин человек пойдет не за пакетом молока, а скорее за продуктами на неделю, а также другими необходимыми в хозяйстве покупками.

Типичный дискаунтер ориентирован на очень небольшую группу товаров, в наибольшей степени т.н. социальной группы. В классическом немецком дискаунтере всего 600-800 позиций товара, но чтобы выжить, нужно иметь большую сеть таких маленьких дискаунтеров и очень жестко отстроенную логистику.

В таком формате торговли удается держать низкие цены (до 30% разницы с близлежащим супермаркетом) и всегда иметь своего клиента. Того, которому нужен всего лишь пакет молока.

В разработанной правительством программе развития внутренней торговли до 2010г. сказано, что в течение этой пятилетки продолжится работа по формированию крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей. В течение этого срока будут созданы организационные и экономические условия для объединения финансовых ресурсов торговых организаций, прежде всего госсобственности, и финансово-кредитных структур для решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых и организации отечественных торговых сетей. По мере становления и развития отечественных торговых сетей будут рассматриваться предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний. Однако в свете уже полученного опыта хотелось бы, чтобы эти процессы проходили хотя бы параллельно.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минские власти начали приводить отечественный ритейл в цивилизованный вид почти пять лет назад с конкурсов на право строительства в столице первых гип
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика