СЕТИ РАССТАВЛЕНЫ
Сети расставлены
в мировом ритейле Иван ДУБОВЕЙ http://www.belgazeta.by/20070122.3/470134451 Глобальный рынок розничной торговли развивается в первую очередь за счет крупных торговых сетей. Концентрируя капиталы и аккумулируя бизнес-инновации, они почти непрерывно повышают стандарты обслуживания покупателей, а значит, и объемы продаж. Практика наших ближайших соседей из Восточной Европы показывает, что приход на рынок глобальной торговой сети обычно стимулирует качественный рывок национальных операторов розницы, подхлестываемых конкуренцией. СПРАВКА «БелГазеты». Кто есть кто в мировом ритейле? Согласно исследованию Global Grocery Retail Rankings, 2006 компании Planet Retail самую масштабную сеть по уловлению покупательских душ развернул Wal-Mart, объем продаж которого в 2005г. достиг $342 млрд. Игрок N2, французская сеть Carrefour, наторговала на $116 млрд., не приблизившись даже к половине объемов продаж лидера. Сеть N3, Metro Group, продала на $82 млрд. Отрыв последующих фигурантов рейтинга менее значителен: Tesco с $77,17 млрд., Ahold с $76,47млрд. и т.п. тридцать лидеров мирового ритейла наторговывают в сумме на $1,8-2 трлн. за год. Таблица Характерна национальная сегментация рейтинга - при безусловном преобладании американских компаний (9 из 30) отставание европейской торговли выглядит весьма относительным, хотя торговые сети Европы, как правило, моложе, а рынок (особенно в Восточной Европе) менее развит. В рейтинг попали сразу 6 немецких и 5 французских сетей. Специфика развития розничной торговли диктует ритейлерам стратегию экспансии: глобальные лидеры на поверку оказываются привязаны к конкретным регионам: Wal-Mart расширяется за счет Северной и Латинской Америки ($296 млрд. продаж), европейские сети продвигаются на восток континента (в т.ч. в Россию и на Украину), в Азии и Океании доминирует японский AEON ($50,2 млрд.), в Африке и на Ближнем Востоке - южно-африканская сеть Shoprite ($5,66 млрд.). ТОР-10 МИРОВОГО РИТЕЙЛА (2005-6ГГ.) Компания Объемы (Страна) продаж, $ млн. 1 Wal-M art (США) 342,707 2 Carrefour (Франция) 116,434 3 Metro Group (Германия) 82,844 4 Tesco (Великобритания) 77,172 5 Ahold (Нидерланды) 76,473 6 Kroger (США) 62,380 7 Sears (США) 60,880 8 Seven & I ( Япония) 59,884 9 Rewe ( Германия) 56,502 10 Costo ( США) 56,276 Источник: Global Grocery Retail Rankings, 2006. Deloitte&Touche в своем ежегодном отчете 2006 Global Powers of retailing рассматривает в числе аспектов развития глобальных торговых сетей динамику их расширения и роста. Проанализировав объемы продаж за 1999-2004гг., аналитики компании демонстрируют, что за 5 лет наиболее ударными темпами росли отнюдь не гиганты, которым, кстати, расширение давалось ценой немалых расходов. Среди самых быстрорастущих представлены сети, работающие в самых разных форматах - как малые, вроде магазинов при АЗС, так и крупные (супер- и гипермаркеты). Обращает на себя внимание рост аптечных сетей. По последним данным, в Восточной Европе и СНГ эта тенденция тоже налицо, и обороты аптек увеличиваются за счет предметов гигиены, косметики, товаров для дома и т.п. Наконец, очень симптоматично попадание в список чемпионов по темпам роста внеформатного интернет-магазина аmazon.com, демонстрирующего перспективы прямых розничных продаж на виртуальных, а не на реальных торговых площадках. Как отмечается в отчете, «многоканальные розничные продажи продолжают расти, причем большее количество розничных продавцов параллельно развивает электронную коммерцию». В форматном разрезе Tор-250 Retailers из2006 Global Powers of retailing еще раз убеждает (см. диаграмма) : в мировой розничной торговле даже при очевидном лидерстве крупных торговых форматов (гипер- и супермаркетов, суперсторов и т.п.) живут и динамично развиваются самые разнообразные площадки для продаж, поскольку этого требуют интересы покупателя и конкурентная борьба за его кошелек. Больше каналов и форм сбыта - больше шансов достучаться до потребителя, подстроиться под его потребности и удовлетворить их. Дискаунтеры, сash&сarry, розничная складская торговля, как и специализированные магазины, на Западе сосуществуют с гигантами. В Беларуси значительная часть перечисленных форматов отсутствует или недостаточно развита, а внедрение современных стандартов осуществляется почти исключительно посредством открытия гипермаркетов. Увы, пока значительная часть потребителей рассматривает гипермаркеты как «храмы потребления», развлекательные объекты, где можно поглазеть на невиданное белорусом ассортиментное изобилие. Дисконтная политика «гиперов» тоже не способствует объемам продаж: ценовая разница с обычной торговлей зачастую оказывается весьма призрачной. Отсюда и средние суммы чеков, не превышающие, по разным оценкам, $10-20, слабо работающие программы лояльности и постепенно теряющие привлекательность из-за однообразия BTL- акции. Эффективность продаж гипер- и супермаркетов только возрастет, если появятся нормальные «удобные магазины», экономичные сash&сarry и дискаунтеры, функции которых у нас по-прежнему выполняют рынки, получат развитие специализированные торговые сети. У каждого свой покупатель, свой вид и объем покупок, своя социальная функция… И своя прибыль. Развитие отечественной розницы может получить импульс и после прихода на рынок РБ транснациональных ритейлерских сетей. Достаточно будет одного-двух игроков, чтобы конкуренция подтолкнула нашу торговлю к качественным переменам. Скорее всего, это будут европейцы, хотя много писалось об экспансионистских планах Wal-Mart на постсоветском пространстве. Возможно, пришествие варягов состоится при участии или посредничестве российских и украинских торговых сетей. Многих флагманов отечественного ритейла эта перспектива пугает, однако опыт наших ближайших соседей свидетельствует: от судьбы не уйдешь. Как и от кассы, если уже успел наполнить тележку… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Глобальный рынок розничной торговли развивается в первую очередь за счет крупных торговых сетей. Концентрируя капиталы и аккумулируя бизнес-инновации, |
|