Бесконечное хождение по двум ступеням
Бесконечное хождение по двум ступеням
Четвертый год готовится ко второму чтению законопроект "О высшем образовании" На очередном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, прошедшем в конце января, депутаты приняли волевое решение закончить ставший уже бесконечным процесс подготовки законопроекта о высшем образовании ко второму чтению. Марина КУЛИКОВА Проекту закона о высшем образовании по праву можно присвоить звание одного из самых многострадальных и долгообсуждаемых. Первый вариант документа правительство представило в нижнюю палату парламента еще в феврале 2003 года, на летней сессии 2004 года депутаты даже успели принять его в первом чтении, однако в феврале 2005 года законопроект по поручению президента был из парламента отозван. Тогда глава государства заявил о желании взять разработку концепции системы образования под личный контроль, хотя и подчеркивал, что он против коренных реформ и революций в этой сфере. В чем-то слово свое президент сдержал: например, собственноручно подписал целый ряд указов, непосредственно затрагивающих вопросы образования. В чем-то — нет: многие из этих инициатив (например, принятые в прошлом году правила приема в вузы) смело можно назвать если не революционными, то вносящими коренные изменения. Во второй раз законопроект о высшем образовании попал в Палату представителей в июне 2005 года и снова был оперативно принят в первом чтении — в октябре того же года. С тех пор документ упорно готовится ко второму чтению, и на ставших уже традиционными заседаниях комиссии депутаты и представители вузов до хрипоты спорят по каждому мелкому вопросу, приходят к общему мнению, а потом снова меняют точку зрения. И так до бесконечности. А тем временем увлекшийся личным контролем президент страны принимает то один указ, то другой, дает то одно поручение, то другое. И снова депутатам приходится собираться, спорить и т. д. Многие положения законопроекта уже давно существуют в качестве других правовых актов: высшее образование стало двухступенчатым, отработка по распределению — обязательной, в качестве вступительных экзаменов принимаются тесты, а желающим обучаться в аспирантуре не миновать стадию магистратуры. Но, несмотря на это, закон о высшем образовании стране необходим. Хотя бы потому, что без него невозможно решить многие прикладные вопросы, к примеру, принять положение о магистратуре. На очередном расширенном заседании комиссии по образованию и депутаты, и представители системы образования пришли к выводу, что подготовительную работу по законопроекту пора бы уже заканчивать. Собственно, эту идею можно было бы тут же воплотить в жизнь, если бы не одно "но": поручение президента по поводу ректоров частных вузов. Глава государства настаивает на том, чтобы их с его согласия назначало Министерство образования, а Трудовой кодекс этого не разрешает: руководителей организации назначает ее учредитель. Казалось бы, мелочь — нужно просто внести изменения в кодекс, раз уж президент настаивает, но поправка эта так и завязла в многостраничной переписке Минобразования с правительством и Администрацией президента. "У меня уже 20 страниц этой переписки! Нас только перебрасывают от одной инстанции к другой и никак не примут решение, кто же должен инициировать внесение этих изменений! А дело касается буквально 10 человек!" — делится эмоциями первый замминистра образования Александр Жук. Депутаты более получаса пытались выяснить, что же делать в этом случае им, народным избранникам. Законопроект, содержащий противоречие с действующим законодательством, в повестку дня включен быть не может, но и не исполнить волю главного законотворца, не закрепить ее в документе тоже невозможно. В итоге примерный вариант выхода был найден — предложить к уже внесенным в Палату представителей поправкам в Трудовой кодекс добавить и эту. Вполне вероятно, что так оно и произошло, потому что уже 1 февраля на пресс-конференции В. Зданович бескомпромиссно заявил: "Ректоров частных вузов будет назначать министр образования. Это решение однозначное и обсуждению не подлежит". При этом, как сообщает БелаПАН, председатель комиссии уверенно заверил журналистов, что ни Конституцию, ни один из действующих кодексов эта норма не нарушает. Кроме того, депутат счел нужным пояснить, что "в возникновении этого предложения виноваты сами уже бывшие ректоры, те, которые, по большому счету, скомпрометировали систему высшего частного образования, нарушали законы, наносили вред студентам". "Мы не собираемся ликвидировать систему частного образования, — великодушно продолжил парламентарий, — но и требования к деятельности частных учебных заведений как были, так и будут оставаться самыми высокими". А вообще же, по мнению В. Здановича, в законодательном регулировании сферы частного образования "есть еще масса прорех и вопросов" (непонятно, правда, как они могли остаться после 4-летней подготовки законопроекта). Довольно долго депутаты обсуждали и основное положение законопроекта — двухступенчатую систему высшего образования. Концептуально они все понимали, а вот в мелочах запутались. Можно ли считать магистранта студентом? Какие льготы предусмотрены для тех выпускников магистратуры, которые не поступили в аспирантуру? И почему вообще первая ступень высшего образования у нас никак не называется, а вторая именуется чуждым словом "магистратура"? Будет ли год в магистратуре включен в срок обязательной отработки? В общем, окончательно запутались. После длительных обсуждений депутаты сошлись во мнении, что учащиеся первой и второй ступеней должны считаться студентами и пользоваться всеми соответствующими льготами. Окончившие первую ступень высшего образования при желании могут его продолжить на второй ступени. Если такого желания нет, они получают диплом специалиста, дающий право на трудоустройство. Этап магистратуры считается подготовительным перед поступлением в аспирантуру. Магистранты, не зачисленные в аспирантуру, получают диплом магистра. Принципиальных различий в трудоустройстве специалистов и магистров нет, однако оклад последних должен быть на 10-15% выше. Обучение в магистратуре может быть дневным и заочным. Заочники при этом будут учиться два года, а не один. Не поступившие в аспирантуру магистры будут трудоустроены по распределению, годы обучения в магистратуре будут включены в срок обязательной отработки. Очень много вопросов с введением двухступенчатой системы высшего образования было связано со специфическими вузами: медицинскими, военными, музыкальными. Выпускники этих учреждений получают право на профессиональную деятельность спустя два года после получения диплома — они обязаны пройти практическую подготовку в виде клинической ординатуры, адъюнктуры или ассистентуры соответственно. С одной стороны, это та же вторая ступень. С другой — для поступления в аспирантуру выпускникам этих вузов нужно преодолеть и обязательный этап профессиональной подготовки, и этап магистратуры. Вариант хорош только для практиков, которые годы спустя решили подытожить свой опыт и защитить диссертацию. А как быть тем выпускникам, которые сразу же решили посвятить свою жизнь науке? На одном из заседаний комиссии, прошедшем в октябре прошлого года, этот вопрос уже детально обсуждался. Тогда после трехчасовой дискуссии ее участники пришли к консенсусу: обязательная профессиональная подготовка выпускников медицинских, военных и музыкальных вузов считается последипломной и не входит в сферу действия законопроекта о высшем образовании. Любой выпускник такого вуза имеет право поступать в магистратуру сразу же после его окончания. При желании начать трудовую деятельность он обязан в соответствии со спецификой профессии пройти подготовительный этап, после которого сможет работать самостоятельно. Также на заседании комиссии в законопроекте были закреплены и некоторые другие положения. Высшее образование в нашей стране можно будет получать на дневной, вечерней и заочной формах обучения, при этом заочная включает в себя и дистанционную. В качестве выпускных испытаний окончившие первую ступень будут сдавать либо госэкзамен, либо дипломный проект, либо и то и другое в зависимости от специфики вуза. Выпускники второй ступени пишут магистрантскую диссертацию. Все высшие учебные заведения страны подлежат обязательной государственной аккредитации, которая будет проводиться через два года после открытия вуза (ранее было через четыре) и далее — каждые пять лет. Что же касается стоимости обучения, то эти вопросы регулируются, опять же, президентским указом, который регламентирует увязку цен на образовательные услуги с рентабельностью вуза, которая не должна превышать 25%. На пресс-конференции 1 февраля В. Зданович заверил, что резкого роста стоимости обучения в следующем учебном году не произойдет. Хотя в этом учебном году стоимость платного образования для студентов первого курса дневной формы обучения существенно увеличилась. К примеру, платное обучение в Белорусском государственном университете для первокурсников подорожало примерно на 40%, а в Белорусском государственном медицинском университете — на 20%. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На очередном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, прошедшем в конце января, депутаты приняли волевое решение закончить
|
|