21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

НДС – 2007 в вопросах и ответах

25.08.2009 22:19 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Опубликованный в «ЭГ» № 3 от 12 января 2007 г. Закон «О налоге на добавленную стоимость» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 29.12.2006 № 190-З, сразу же вызвал у наших читателей немало вопросов. Сегодня мы публикуем ответы на некоторые из них.

1. В подп. 1.1.8 ст.2 новой редакции Закона «О налоге на добавленную стоимость», указано, что объектами налогообложения признаются прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.

Прочим выбытием товаров, основных средств, нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства являются любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи, а также выбытие в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в том числе форс-мажорные.

В то же время в подп. 1.13 ст.3 Закона говорится, что не признаются объектами налогообложения и не подлежат налогообложению выбытие товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в том числе форс-мажорные).

Каким же подпунктом какой статьи следует руководствоваться в отношении выбытия объектов в связи с чрезвычайными обстоятельствами?

Статьей 2 Закона «О налоге на добавленную стоимость» в новой редакции (далее — Закон), вступившей в силу с 1.01.2007 г., предусмотрено, что прочее выбытие является объектом налогообложения и дано его определение, включая выбытие в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в том числе форс-мажорные).

Однако подп.1.13 п.1 ст.3 Закона перечисленные случаи выбытия исключены из перечня объектов налогообложения. Следовательно, они не подлежат обложению НДС.

2. В подп.2.2 ст.3 Закона указано, что освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь медицинских услуг по предоставлению медико-социальной помощи по уходу за больными при стационарном лечении, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.

Значит ли это, что освобождаются от НДС любые такие услуги? Облагаются ли НДС все остальные медицинские услуги?

Подпункт 2.2 п.2 ст.3 Закона принят в развитие Указа от 31.12.2005 № 654 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации медицинских услуг», которым было предусмотрено освобождение от НДС только таких услуг. Поскольку требования этого Указа отражено в Законе, названный Указ утратил силу с 1.01.2007 г. на основании Указа от 29.12.206 № 750 «О внесении дополнения и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь».

3. В подп. 2.17 ст.3 указано. что освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг), произведенных субъектами хозяйствования, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период.

При этом в списочную численность работников в среднем за период включаются также работники, не состоящие в штате плательщика (работающие по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам и по совместительству). В списочную численность плательщика — индивидуального предпринимателя включается также названный индивидуальный предприниматель. При этом процентное соотношение определяется ежемесячно и освобождение от налога предоставляется при условии соблюдения установленного процента списочной численности в среднем за истекший месяц.

Но внешние совместители могут и состоять в штате организации (например, на полставки).

Кроме того, согласно п. 13 Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утв. постановлением Минстата от 17.09.2001 № 80, не включаются в списочную численность работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (подп. 13.1) и принятые на работу по совместительству из других организаций (подп. 13.2).

При этом работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Следует ли понимать, что для целей исчисления НДС и для составления статотчетности списочная численность работников считается по-разному?

Все положения Закона применяются только для исчисления и уплаты НДС.

4. В части 5 п.11 ст.7 Закона указано, что «при реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, налоговая база равна нулю, если при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенную территорию Республики Беларусь уплачен налог, за исключением налога, уплаченного в таможенном режиме временного ввоза».

Разве можно продать товары, ввезенные в режиме временного ввоза без выпуска в свободное обращение?

В Законе речь идет о ввозе товаров по договорам аренды и лизинга без права выкупа.

5. В п.15 ст.7 указано, что налоговая база при реализации транспортных средств, указанных в подп.1.111 п.1 ст.4 настоящего Закона, определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств. При этом цена реализации и цена приобретения определяются с учетом НДС.

Что означает эта формулировка? Ведь НДС в цене приобретения может появиться только в результате перепродажи транспортного средства.

При ввозе на таможенную территорию РБ от налогообложения освобождаются транспортные средства по перечню, утвержденному Президентом. Этот перечень установлен Указом от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».

Положение в части определения налоговой базы применяется также при реализации транспортных средств с территории свободных складов. Соответственно, при их приобретении с территории свободных складов у импортера в цене будет иметься НДС, предъявленный этим складом.

6. Согласно п.17 ст.7 Закона налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности уменьшается на сумму налога, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности в бюджет иностранных государств плательщиком, а также покупателем, выступающим в качестве налогового агента в иностранных государствах.

Как в данном случае подтверждается факт уплаты и сумма НДС, уплаченного в бюджет иностранных государств для определения налоговой базы?

Для подтверждения уменьшения налоговой базы на момент подачи налоговой декларации по НДС у плательщика необходимо наличие:

— копии документа, свидетельствующего об исчислении и удержании налога, представляемого в налоговый орган налоговым агентом иностранного государства с отметкой данного органа о принятии этого документа;

— копии документа с отметкой банка о перечислении удержанной суммы налога в бюджет иностранного государства.

Представление указанных копий документов в налоговый орган Республики Беларусь одновременно с налоговой декларацией не обязательно.

Если данные документы еще не получены, оборот по реализации услуг в полном объеме отражается в налоговой декларации того отчетного периода, на который приходится момент фактической реализации услуг. При получении названных документов, подтверждающих уплату налога в бюджет иностранного государства, налоговая база уменьшается на сумму данного налога в налоговой декларации того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документов.

При этом следует иметь в виду, что если организация определяет выручку по мере оплаты реализованных объектов и поступила оплата от нерезидента за минусом удержанного НДС, а подтверждающие документы отсутствуют, непоступившая сумма (которая равна сумме удержанного НДС) отражается на 60-й день с момента оказания услуг. При получении подтверждающих документов налоговая база уменьшается на сумму данного налога в налоговой декларации того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документов.

7. Согласно п.20 ст.7 Закона при принятии на учет по результатам инвентаризации основных средств и нематериальных активов собственного производства налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости.

Но согласно ст.11 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» в ред. Закона от 29.12.2006 № 187-З, излишек активов в соответствии с решением руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Эта сумма согласно п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 12.12.2001 № 118 (в ред. постановления от 26.12.2003 № 183), считается первоначальной стоимостью, по которой объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету при их вводе в эксплуатацию. Остаточная стоимость может быть определена только тогда, когда в каком-то отчетном периоде будет начислена амортизация. Для нематериальных активов определение первоначальной и остаточной стоимости аналогично.

Какая же стоимость принятых на учет по результатам инвентаризации основных средств и нематериальных активов собственного производства должна быть базой для начисления НДС?

Согласно Закону налоговой базой является остаточная стоимость, которая будет соответствовать первоначальной, т. е. без износа.

8. В п.5 ст.12 указано, что сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Порядок применения налоговых вычетов устанавливается Президентом и Законом.

В каких случаях порядок применения вычетов устанавливается Президентом? Когда и как они будут установлены?

Порядок применения налоговых вычетов установлен Указом от 15.06.2006 № 397 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость», которым утверждено положение о некоторых особенностях применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по НДС.

9. Согласно подп.2.1 ст.16 Закона вычету подлежат суммы налога (с учетом положений п.2 ст.15 настоящего Закона), предъявленные продавцами плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В то же время п.21 предусматривает, что суммой налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, является уплаченная сумма налога, выделенная продавцом покупателю. Положения настоящего Закона в части порядка вычета суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, применяются также в отношении суммы налога, исчисленной плательщиком при принятии на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, если иное не установлено настоящим Законом.

Так какая же сумма НДС подлежит вычету: «предъявленная» (подп.2.1) или «уплаченная» (п.21)? Или это одно и то же?

Вычету подлежит сумма НДС, которая предъявлена и уплачена, за исключением организаций, определяющих момент фактической реализации по мере отгрузки и предъявления расчетных документов. У этих организаций вычету подлежит только предъявленная сумма налога без ее оплаты при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

10. Согласно п.5 ст.16 Закона вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета, — для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с п.1 ст.10 Закона.

Эта норма относится к любому входному НДС или только к налогу, уплаченному при ввозе?

Указанная норма относится только к сумме НДС, предъявленной при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. По товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь вычету подлежит только уплаченная сумма налога.

11. Согласно п.6 ст.16 Закона при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, расчеты за которые производятся третьими лицами, при приобретении с последующей переменой лиц в обязательстве, при зачете взаимных требований вычету подлежат в установленном порядке суммы налога, выделенные продавцом плательщику, на дату погашения долга перед продавцом. При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) выделенные продавцом суммы налога подлежат вычету комитентом (доверителем) на дату осуществления расчета с продавцом. При приобретении товаров комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь суммы налога подлежат вычету комитентом (доверителем) после уплаты их в бюджет. Указанные суммы налога принимаются к вычету комитентом (доверителем) на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке комиссионером (поверенным) и выставленных ими комитенту (доверителю).

Что означает «полученных в установленном законодательством порядке»?

В соответствии со ст.16 Закона налоговые вычеты, предусмотренные названной статьей, производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, либо на основании оформленных таможенных деклараций и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Вычет налога по операциям, не предусматривающим предъявление продавцами первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке, производится на основании иных первичных учетных и расчетных документов. Вычет налога по приобретенным транспортным услугам по перевозке пассажиров и багажа производится на основании проездных документов, в которых указана соответствующая сумма налога, подтверждающих факт оплаты услуг. Вычет налога по приобретенным по подписке периодическим изданиям производится на основании расчетных документов, в которых указана соответствующая сумма налога (п. 4).

Согласно законодательству это документы, включенные в электронный банк данных, выдаются в налоговой инспекции и уполномоченных организациях. Бланки первичных учетных документов, содержащие реквизиты по НДС на основании которых возможен вычет НДС перечислены в постановлении МНС от 05.04.2002 № 43 (в редакции постановления от 05.09.2005 № 88).

Соответственно, комиссионер при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности для комитента также должен выставить сумму НДС в документах, включенных в электронный банк данных.

12. В п.11 ст.16 указано, что при приобретении объектов аренды у организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками налога в Республике Беларусь, уплаченные арендатором при ввозе объектов аренды суммы налога подлежат вычету после получения объекта аренды.

Относится ли данная норма и к приобретению объектов лизинга по договорам финансового и оперативного лизинга?

Да, относится.

Подготовлено на основании разъяснений, полученных в управлении косвенного налогообложения МНС

Если российский товар отгружен в РФ

Белорусская организация в декабре 2006 г. отгрузила товар российского происхождения в адрес российского торгового партнера, который уплатил НДС таможенным органам РФ. Как белорусскому экспортеру подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС?

В отношении товаров, происходящих из третьих стран и из РФ и экспортируемых с территории РБ на территорию РФ, предусмотрено проведение таможенного оформления и таможенного контроля в полном объеме с уплатой таможенных пошлин, косвенных налогов таможенным органам РФ.

Подтверждением факта уплаты НДС в составе таможенных платежей является четвертый экземпляр грузовой таможенной декларации с отметкой таможенного органа РФ, а также копия письма регионального таможенного органа Федеральной таможенной службы РФ, подтверждающего факт ввоза товаров и сумму уплаченного импортером НДС.

Согласно п.5 ст.331 Таможенного кодекса РФ по требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме.

Для подтверждения нулевой ставки НДС белорусская организация должна истребовать у российского импортера указанные документы и в установленном порядке представить в налоговый орган РБ.

Елена БЕЛОВА,главный государственный налоговый инспектор МНС

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика