Палки в колесах«Документы, подписанные в области энергоносителей, означают только то, что мы начали работать над союзным строительством, отбросив всякие недоговоренности», — заявил посол России в Беларуси Александр Суриков в опубликованном 8 февраля интервью российской газете «Время новостей». Однако нескончаемая череда конфликтов между союзниками наводит на мысль, что отбрасываются как раз всякие договоренности. Что-то не складывается в союзных отношениях в год свиньи. Очередные проблемы назревают на дорогах. Пресс-служба Министерства транспорта России опубликовала 7 февраля заявление, в котором обвинила белорусскую сторону в том, что с января нынешнего года она начала нарушать договоренности по перевозкам российских товаров из Калининградской области. В заявлении (www.mintrans.ru) говорится: «С января 2007 г. белорусские таможенные органы стали досматривать все российские товары, поступающие из Калининградской области транзитом через Республику Беларусь на остальную часть территории Российской Федерации, с применением обязательного конвоирования транспортных средств. До этого времени российские товары перемещались транзитом через Беларусь на основании транспортных документов с отметками таможенных органов Калининградской области о разрешении вывоза товаров на остальную часть страны. В результате на белорусско-литовском участке границы скопилось большое количество транспортных средств в ожидании оформления процедуры доставки и прибытия нарядов конвоя. Кроме того, это привело к дополнительным финансовым тратам, взимаемым за оформление электронных и бумажных документов контроля доставки товаров, оплату конвоя, а также простоя каждого транспортного средства в пунктах принятия уведомлений (ППУ) на российско-белорусской границе. Эти действия таможенных органов РБ являются нарушением совместных договоренностей 1998 г. по вопросам перевозок российских товаров из Калининградской области на остальную часть территории РФ транзитом через Беларусь и создают напряженность на границах. Транспортные компании Калининградской области при перевозках российских грузов на остальную часть страны несут существенные убытки, вызванные простоями, срывом контрактных обязательств, оплатой конвоев и стоянки. В целях разрешения ситуации на российско-белорусской границе Федеральная таможенная служба России в середине января официально обратилась в ГТК Беларуси с предложениями по урегулированию ситуации. В частности, белорусским таможенным органам предлагалось производить досмотр в упрощенном порядке на основании актов приема-передачи товаров и транспортных средств, прибывших под конвоем, с отметками российских таможенных органов. Учитывая, что до настоящего времени правительством Республики Беларусь не принято мер по улучшению условий транзита российских грузов, следующих из Калининградской области, Минтранс России не считает возможным рассматривать вопрос о выделении белорусской стороне российских разрешений на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран». Это может стать неприятной новостью, ведь автоперевозки — динамично развивающийся в Беларуси бизнес. Так, по сообщению Минстата, в результате реализации мероприятий Программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003-2008 гг., утв. постановлением Совмина от 2.02.2002 № 1360, в 2006 г. количество поездок белорусских грузовых перевозчиков по территории иностранных государств за 11 месяцев увеличилось на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. (с 359 687 до 415 229). Полагаем, что российское направление — не последний фактор этих достижений — в прошлом году Минтранс РФ выдало белорусским перевозчикам 60 тыс. разрешений. Можно только гадать — является ли выпад россиян реакцией на ситуацию с калининградскими грузами или симметричным ответом на повышение стоимости транзита нефти через Беларусь. В любом случае это выглядит очередным витком эскалации конфликта в торгово-экономических отношениях между нашими странами. Причем явно не последним. Например, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заявило газете «КоммерсантЪ», что через Беларусь идет «минимальный объем» транзита грузов в Калининградскую область, потому что маршрут через Латвию и Литву «гораздо короче». Однако по белорусской территории идет транзит грузов в Польшу и далее в Западную Европу. Оплата за транзит осуществляется по ставкам, утверждаемым ежегодно тарифной конференцией совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ. При этом соблюдение предельного уровня ставок не является обязательным. Каждая страна может повышать ставки «в зависимости от экономической целесообразности». «Беларусь может в любой момент повысить стоимость железнодорожного транзита, — отметили в ОАО РЖД. — Хотя до сих пор подобных прецедентов в СНГ не было». Как сообщает «КоммерсантЪ», в ОАО РЖД уже были произведены расчеты возможности транспортировки 10 млн. т нефти в обход Беларуси через Латвию и Литву и далее в порты Калининградской области. Выяснилось, что это возможно. И 7 февраля в ОАО РЖД прошло совещание, на котором обсуждалась предстоящая отправка в марте 58 вагонов из порта Балтийск Калининградской области в Германию. Остается только сожалеть, глядя как шатаются отношения, еще вчера казавшиеся нерушимыми и взаимовыгодными. Ведь все шло так хорошо — по итогам 11 месяцев 2006 г. товарооборот между нашими странами вырос на 26,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И ведь это не предел — если усердно работать не только над взаимными претензиями Леонид ФРИДКИН Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Документы, подписанные в области энергоносителей, означают только то, что мы начали работать над союзным строительством, отбросив всякие недоговоренн |
|