«Иду на цель!»
«Иду на цель!»
На выпускных экзаменах в летной школе Николай Шонин волновался. Ребята, закончившие учебу на «отлично», имели право выбора. Нет, не места службы - оно было одно на всех - фронт, а вида авиации. Шонин мечтал летать на бомбардировщике Андрей СОБОЛЕВСКИЙ В августе Николай получил «добро» командования на вылет. Вот уже опустились сумерки, в конце взлетки загорелся зеленый огонек. Самолеты эскадрильи взлетали с интервалом в две минуты и растворялись в подернутом облаками зареве заката. - Ночью-то и на земле ориентироваться непросто, а в небе - тем более, - рассказывает ветеран. - Сверху кроме огней различимы, в основном, только реки, шоссейные и железные дороги. Вот и попробуй выйти на точечную цель! С бомбами самолет тяжелый. До пересечения линии фронта едва вскарабкался на высоту два с половиной километра. Ну, думаю, не достанете, фрицы. Куда там! Как стали колошматить зенитным огнем!.. Все, думаю, каюк. Однако, обошлось. В ту ночь Шонин совершил четыре вылета - бомбил дислокацию гитлеровцев неподалеку от станции Гудогай. Утром техник насчитал двенадцать пробоин в обшивке его самолета. Кенигсберг Во время штурма города-крепости Кенигсберга летчики уставали так, что валились с ног. Только 8 апреля 1945 года Шонин совершил десять вылетов, проведя в воздухе около семи часов. Бомбардировал укрепрайоны. - Ох и трудно же было выкурить оттуда фрицев! - вспоминает Николай Иванович. - Бросаем стокилограммовую бомбу, а она рикошетит, не причиняя вреда залитым в бетон укреплениям. Приходилось, что называется, на брюхе ползать над дотами и едва ли не руками класть бомбы в расщелины. Ночь с 13 на 14 апреля снова обещала быть жаркой. На порт Пиллау шли эскадрильей. Десять самолетов выстроились в длинную цепь. Немецкая зенитная артиллерия работала так, что, казалось, в небе было тесно от разрывов. На правом крыле осколками сильно повредило перкаль - прочную ткань, натянутую на крыльях самолета. Но живучий «По-2» упрямо летел вперед. Вдруг прямо по курсу ухнул заградительный огонь зениток. Самолет подбросило вверх, резко тряхнуло, и двигатель заглох. Шонин, как предписывала инструкция, с досады сбросил бомбы на поле и, развернув машину на 180 градусов, взял курс на свой аэродром. Машина быстро теряла высоту. - Ракету! Штурман выстрелил из ракетницы, подсветив землю. Внизу был лес. Верхушки деревьев хлестали по корпусу самолета. «По-2» рухнул на землю. Слава Богу, оказались среди своих. Последний вылет В свой 324-й фронтовой вылет Николай Иванович пошел в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Бомбили немецкие корабли в районе польского порта Гдыня. Такого мощного огня зениток экипаж еще никогда не видел. - Вижу - из порта выходит судно. Гитлеровцы, как вши, палубу облепили! - шутит Шонин. - И мы экипажем решили провести «дезинфекцию». «По-2» пошел в атаку. Первая бомба плюхнулась в ста метрах от судна, вторая угодила в носовую часть. Корабль принял положение «поплавок» и медленно пошел ко дну. - Летим обратно - зенитки молчат! – продолжает ветеран. - Пересекли линию фронта, резко сбросили высоту. И тут как всыпят свои. Все, из чего можно было стрелять, палило вверх. Мы давай крыльями махать, ракетами сигналить, мол, что делаете?! Без толку! Едва дотянули до аэродрома. Сели. Подбежали ребята и давай нас качать. Протянули котелок с водкой. - За корабль? - спрашиваю. А они как гаркнут дружно: - За победу! P.S. Минчанин Николай Шонин менее чем через год после окончания войны участвовал в первой советской антарктической экспедиции. Об этом «МК» рассказывал в прошлом году. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На выпускных экзаменах в летной школе Николай Шонин волновался. Ребята, закончившие учебу на «отлично», имели право выбора. Нет, не места службы - оно
|
|