Часто об актерах, прослуживших в театре много лет, говорят: он прожил жизнь на сцене. Выражение это в какой–то степени фигуральное, однако по отношению к народному артисту СССР Федору Ивановичу ШМАКОВУ, сыгравшему в Витебском драматическом театре имени Якуба Коласа около 200 ролей, его без всяких натяжек можно воспринимать буквально. Городничий из гоголевского «Ревизора», Клайд из «Американской трагедии», старшина Васков — «А зори здесь тихие...» Вот лишь некоторые из полюбившихся зрителям образов. Уже решено, что свою последнюю роль, роль отставного адвоката Маргаритова, Федор Иванович сыграет в спектакле «Поздняя любовь» по пьесе Островского, премьера которого состоится в Международный день театра.
А вот бенефис патриарха намечен
на 1 марта нынешнего года — день его 90–летия! На сей раз перед поклонниками поседевший служитель Мельпомены появится в образе Силы Ерофеича Грознова (снова Островский, «Правда — хорошо, а счастье лучше»). С этой комедией, к слову, у Шмакова связано несколько любопытных эпизодов. Во–первых, именно он в качестве режиссера возрождал ее на коласовской сцене после полувекового перерыва. И, во–вторых, в этой пьесе он в прямом смысле слова прожил жизнь: сначала, в 1950–м, играл Платона Зыбкина, самого молодого персонажа, а теперь вот «дорос» и до самого пожилого.
1. Как бы вы сами представили себя нашим читателям?
— Я — Федор Иванович Шмаков. Вся моя жизнь связана с искусством драматического театра.
2. О чем больше всего мечтали в детстве?
— Я помню, как в подмосковном городке Рошаль, куда во время голода из Питера переехала семья, вместе с другими мальчишками лазил под забором в летний кинотеатр, чтобы без билета посмотреть фильмы с участием Чарли Чаплина. Если же на гастроли приезжал какой–то театр, я всеми правдами и неправдами старался проникнуть на его спектакли. Обычно просил старшего брата Михаила, чтобы он водил меня на представления. В школе я понял, что хочу быть только актером. Тогда же начал писать какие–то пьески, ставить мини–спектакли минут на пять. Однажды к нам приехал Муромский театр. В их пьесе «Чудесный сплав» была роль мальчика–ученика, и они искали, кто бы из местных ее сыграл. Указали на меня. Я усердно репетировал, выучил роль, вышел на сцену и сказал необходимые слова. Все товарищи завидовали моему дебюту в профессиональной труппе: «Здорово ты играл! Отлично! Вот только мы ни одного слова не разобрали...» После семи классов школы и фабрично–заводского обучения (ФЗО) я освоил профессию слесаря и пошел в цех точной механики на тот же завод, где трудился отец. На заводе был клуб, в котором я оказался самым активным участником драматического кружка.
3. В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?
— Если вы, к примеру, говорите об алкоголе, то это дело я никогда не отрицал. Но выпивал в меру! На съемках «Поднятой целины», где я играл Разметнова, мои партнеры, артисты Московского художественного театра Матвеев и Чернов, пытались приобщить меня к курению, но у них ничего не вышло. В остальном, наверное, у меня такие же слабости, как и у большинства людей. Аскетом я себя никогда не считал.
4. Чьим мнением больше всего дорожите?
— Мне очень важно мнение публики, мнение людей, которые ходят в театр, любят театр. Какими бы мы, актеры, ни были интересными и талантливыми, какие бы ни ставили великолепные спектакли, но если зрителю наша работа не понравилась — это профессиональное поражение.
5. На что не жаль потратить миллион долларов?
— Наверное, я бы стал искать такое средство, которое позволило бы мне прожить еще лет 10 — 20. Любопытно посмотреть, как будет развиваться наше демократическое общество, к чему в итоге придут республики, входившие в состав Советского Союза. Когда–то у нас была сильная страна, четкая цель, к которой двигались все вместе. Были определенность и уверенность. Сейчас, на мой взгляд, нет такого единства мнений... В сложное и одновременно интересное время мы живем.
6. Верите ли вы в гороскопы?
— Никогда ими не занимался.
7. Всегда ли говорите то, что думаете?
— Обычно да. Если я в чем–то убежден, обязательно буду отстаивать свою точку зрения.
8. Какие роли, образы, созданные вами в театре, оказались наиболее запоминающимися, наиболее дорогими?
— Если начинать с самого начала, то, наверное, это главная роль в пьесе «Овод». Сложнейший образ, требующий от актера не только полнейшей мобилизации всех профессиональных способностей, но забирающий и массу физических сил. Мы играли его 30 дней подряд!
В пяти разных спектаклях я сыграл Ленина. Это одна из любимых ролей. И не потому, что играл вождя, в адрес которого тогда еще не плевали... Это был человек, создавший сильнейшее государство! Чтобы проникнуться революционной эпохой, чтобы по своей актерской слабости не позволить чего–то лишнего, я ездил в Москву, в музей Ленина, погружался в архивные материалы. Лениным от этого я, конечно, не стал, но очень хотел, чтобы люди мне как актеру поверили. В итоге в 1967 году спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Шестое июля» (и я в том числе) был удостоен Государственной премии БССР. У каждого актера, пожалуй, есть Богом данная предрасположенность к конкретным ролям, амплуа. Мне, например, в основном приходилось играть положительных героев.
9. Порой актеры в силу тех или иных причин отказываются от роли. Вы были разборчивым актером? Часто себе такое позволяли?
— Я относился к группе ведущих актеров коласовского театра и никогда не испытывал репертуарного голода. Но если мне что–то не нравилось, я не торопился вставать в позу. Отказывался же от ролей нечасто, всего раза два, не более. Одни играл с удовольствием, с настроением. Другие — без особого упоения. Но таковы особенности профессии, что и подонков (каким, например, является Клайд в «Американской трагедии») надо воплощать так же ярко и с не меньшими энергетическими затратами, чем положительных героев. Положительный образ изначально позволяет актеру чувствовать себя на коне, а вот отрицательный требует более разнообразных выразительных средств, изобретательности, что ли.
10. Роль Нестерки занимает какое–то особое место?
— Конечно, ведь в пьесе Виталия Вольского я был занят на протяжении 40 лет! В театре Якуба Коласа она появилась за два месяца до начала Великой Отечественной войны. Тогда я еще служил в Могилевском русском театре. Когда началась война, мы были на гастролях в Белостоке. Оттуда удирали кто как мог. Я приехал в Витебск к жене. Несмотря на то что после театрального училища я отработал в Могилеве всего два года, меня уже знали и пригласили в витебскую труппу. Поэтому в эвакуацию в Уральск (это Западно–Казахстанская область) я уехал с театром Якуба Коласа. А с «Нестеркой» такая история приключилась. Когда началась война, витебчане играли его в Петрозаводске, откуда декорации вывезти не успели. Каково же было наше удивление, когда в Уральск на адрес театра прибыли товарные вагоны со «светом», костюмами и декорациями спектакля. Играли мы «Нестерку» и в Уральске, и в Орехово–Зуево, куда нас перевели в 1944 году. Спектакль жил долго и после возвращения из эвакуации стал нашим символом, знаменем. Сначала я был занят в массовках, затем играл слугу пана. А когда лет через 10 народному артисту СССР покойному ныне Александру Ильинскому, занятому в главной роли, стало проблематично залезать на сцене в мешок и проделывать другие «фокусы», в театре решили, что Нестерку играть нужно мне.
11. Что такое в вашем понимании интеллигентность?
— Сложно выдать определенную формулировку...
— А себя считаете интеллигентным человеком?
— А никто смеяться не будет? В принципе, да. И делаю это потому, что в своей жизни я не выходил за какие–то определенные рамки, не совершал поступков, которые бы принизили или очернили мой человеческий облик.
12. Оказало ли на вас влияние созвездие, под которым вы родились?
— По этому поводу не могу сказать ничего более–менее определенного.
13. Когда и по какой причине в последний раз вы хохотали от души?
— Не подумал, чтобы запечатлеть в памяти это знаменательное событие.
— А вас вообще легко развеселить?
— Юмор, смех, шутки я люблю. На втором курсе театрального училища я даже едва не ушел в цирк. Как–то одна циркачка пришла к нам на урок танцев и предложила мне сделать совместный акробатический номер. Мы начали репетировать разные стойки, прыжки. Об этом я поведал в письме старшему брату, который по поводу моего нового увлечения высказался достаточно категорично: «Если ты бросишь театральное училище, я перестану тебя считать своим родственником». Я его послушал и рассказал обо всем партнерше, которая уже собиралась шить костюмы к премьере. Можете представить, какая была обида!
14. От кого или чего устаете больше всего?
— От режиссеров–дилетантов. У меня был случай, когда из–за такого режиссера (не буду называть фамилию) я едва не отказался от роли.
15. Кто ваш самый близкий друг?
— О жене Людмиле Владимировне, дочке Надежде и внуках, Кате и Андрюшеньке, я не говорю — это само собой разумеющееся. А вот один мой близкий друг, Александр Коган, около года назад ушел из жизни. Он был участником войны, возглавлял когда–то общество «Знание» в Витебске.
16. Как вы проводите отпуск?
— Обязательно стараюсь выехать на природу, отдохнуть от городского шума и суеты.
17. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?
— Лень — очень даже распространенное человеческое качество, которое, что греха таить, частенько настигает нас, когда мы сильно устаем на работе или по каким–то другим причинам не желаем заниматься своими обязанностями. Это качество я бы характеризовал со знаком минус, как слабость. А вот душевный покой дорогого стоит! Когда у тебя на спектаклях аншлаг, когда дома все живы–здоровы, когда в магазине не нахамили — это, наверное, и есть душевный покой.
18. Ваш идеал женщины?
— О–о–о, на этот вопрос я не рискну отвечать конкретно! Если же рассуждать абстрактно, то Богом и человечеством на женщину возложена очень ответственная миссия. Прекрасно, когда рядом с мужчиной есть та, которую он боготворит, на которую готов молиться, от которой исходят видимые (или невидимые) лучи, эмоции, делающие спутника лучше, человечнее, мужественнее.
19. Что никогда не простите даже лучшим друзьям?
— Я бы, наверное, не смог продолжать общаться с человеком, если бы заметил, что он предал нашу дружбу. Хотя, мне кажется, в дружбе, как и в любви, нет четких границ и правил.
20. А врагов успели себе нажить?
— Думаю, да.
21. Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?
— С Чеховым спорить не стану, а вот о славе, о поклонниках расскажу несколько историй. Хотя у меня и нет выдающейся героической внешности, не побоюсь предположить, что зрители любили (и продолжают любить) меня как актера. Был однажды такой эпизод. Останавливает меня на улице незнакомая женщина, рассыпается в извинениях и спрашивает: «Можно я вас обниму?» «Обнимайте, пожалуйста, — позволяю я и интересуюсь, — а что случилось?» «Я была в театре, видела вас на сцене, — волнуясь объясняет она. — Вы сыграли моего мужа!» Или хожу я, к примеру, по рынку и слышу, как люди шепчутся за спиной: «Смотри, Нестерка пошел!..»
22. Помните ли свое детское прозвище?
— У меня его не было.
23. Что повлияло на выбор вашего жизненного пути и кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?
— Я бы ничего не стал менять. Когда я работал на заводе, к нам в цех точной механики приносил заказы один инженер. Высокий, интеллигентный, немолодой уже мужчина. Он давал поручения моим старшим коллегам, подходил ко мне, клал руку на плечо и говорил: «А вам, молодой человек, надо ехать учиться в театральный». После я узнал, что это бывший профессиональный актер. Беседы с ним укрепили мою любовь к сцене, я поверил в собственные силы, и в 1935 году двоюродная сестра, жившая в Питере, отвезла мои документы в Высшее ленинградское театральное училище (сейчас — ЛГИТМИК, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино). Когда меня пригласили на экзамены, я взял отпуск на 10 дней. На последнем, третьем, испытании успел прочесть всего несколько строк из басни, как громадный дяденька, возглавлявший приемную комиссию, хлопнул рукой по столу и сказал: «Все ясно!» Так меня приняли в мастерскую народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева. Это, кстати, он руководил приемной комиссией.
24. Чего сегодня вам больше всего недостает?
— Остроты слуха! Вот вы мне вопрос задаете, а я его с трудом разбираю.
25. Какие книги, по–вашему, стоит прочесть всем?
— Все произведения Горького, Че
хова, Гоголя.
26. Хорошо ли вы знаете свою родословную?
— Отец Иван Иванович родился в Московской губернии, был крепким, здоровым, ростом под два метра и до революции служил в гвардии. Мамаша Надежда Ивановна родом из Тверской области, была швеей и с отцом сошлась в Питере.
27. Самый счастливый день в вашей жизни?
— В 1939 году в «Ленинградской правде» вышла большая статья о выпускниках театрального института, которых было человек сто. Среди особо отличившихся назывались всего 4 или 5 фамилий. В том числе — и моя.
28. По какому поводу и как часто вы встречаетесь с друзьями?
— В последнее время что–то не складывается. Да и ушло поколение, с которым дружилось... Целая группа актеров, которые моложе меня были лет на 20 — 30.
29. Как относитесь к современным молодым людям?
— Это от них зависит!
30. Верите ли вы во внеземные цивилизации?
— Никогда не сталкивался с пришельцами (смеется), однако возможность существования какой–нибудь республики сверхатмосферных районов отрицать не буду.
31. Путешествуя, какому виду транспорта отдаете предпочтение?
— Когда отправлялись на гастроли, к примеру, в Лепель, Новополоцк или Минск, очень любил ездить на автобусе, потому что в любой момент остановиться можно, воздухом подышать, размять косточки. Ну а если это Харьков, Киев, Львов, Одесса, где мы частенько бывали до так называемых антисоветских революций, то, конечно, ехали поездом.
32. Всегда ли следует говорить правду?
— Иногда правда может навредить.
33. Вы — верующий человек?
— Скорее, сочувствующий. Но если предстоит важное дело, за успех которого опасаюсь, мысленно крещусь и прошу помощи у Господа.
34. Ваша формула успеха?
— Формулы нет, а признаки имеются: если зрители после спектакля долго аплодируют и не отпускают актеров со сцены — это и есть успех.
35. Не рискнете ли предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?
— Несмотря на почтенный возраст, в мудрецы я не гожусь.
36. В какой стране вам хотелось бы побывать и почему?
— Англия, США, Германия меня вовсе не привлекают, хотя я там и не был. А вот, например, Африка или Юго–Восточная Азия мне любопытны. Правда, в клуб путешественников записываться поздновато, придется ограничиться телевизором.
37. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?
— Раньше очень любил посидеть с удочкой на берегу реки или на льду у лунки.
38. Ваше любимое время года?
— Лето.
— Танец?
— Давно это было.
— Цветы?
— Розы.
— Цвет?
— Белый.
— Блюдо?
— Блины и рыба.
— Праздник?
— Наряду с 1 Мая и годовщиной Великой Октябрьской революции (от которых я не отказываюсь) Рождество и Пасха.
— Наряд?
— Если чувствую, что костюм придает моему облику какую–то новизну, он обязательно получает «прописку» в гардеробе.
39. О чем больше всего жалеете в жизни?
— У меня было достаточно много приглашений из других театров. Звали прежде всего в Минск в театр Янки Купалы, в Киев, где я был на съемках, в Днепропетровск, Симферополь, Ленинград... Но я не жалею, что остался в Витебске.
40. Назовите место на земле, которое вам милее всего.
— Берег Западной Двины, где стоит моя маленькая хатенка. Дача значит.
41. Считаете ли вы верным изречение: «Все, что ни делается, к лучшему»?
— Категорически не согласен.
42. Летаете ли во сне?
— Раньше летал, а сейчас, наверное, тяжелый стал. (Смеется.)
43. Часто ли вы пишете письма?
— Такая необходимость практически исчезла.
44. Кого предпочитаете держать в доме — кошку или собаку?
— Два года назад мы с женой завели пекинеса Тимку. Этот активный лохматый пес во время прогулок таскает меня за собой на поводке без зазрения совести.
45. Есть ли в жизни вечная любовь?
— Думаю, да.
46. Как вы заботитесь о собственном здоровье?
— А никак, наверное. С моей профессией трудно быть поклонником здорового образа жизни, когда у тебя сплошные переезды и репетиции, не всегда вовремя удается поесть. Что уж говорить о более серьезных вещах!
47. Часто ли вам приходится одалживать у кого–то деньги?
— Тьфу–тьфу (стучит по деревянной ножке стула), нечасто.
48. Есть ли у вас огород или дачный участок и какие овощи и фрукты нравится выращивать?
— Огорода на даче нет, но от бывших хозяев на участке остались яблони, груши, сливы. Правда, они уже очень старые.
49. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?
— Обязательно!
50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами. И ваш ответ...
Вопрос: «Интересно, когда все без исключения люди, живущие на Земле, будут накормлены, одеты, перестанут страдать от стихийных бедствий, болезней, катастроф и войн?»
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.