На должность назначит министрРекторов негосударственных вузов должен назначать и увольнять министр образования по представлению учредителей учебных заведений. Такое положение включено в проект закона «О высшем образовании», который готовится в Палате представителей к рассмотрению во втором чтении. На расширенном заседании постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, где обсуждался законопроект, также прозвучало предложение о возможном распространении в перспективе этой нормы на руководителей других частных учреждений — детских садов, школ, средних специальных учебных заведений. ИДЕЯ назначения ректоров коммерческих учебных заведений впервые была озвучена два года назад и сразу же подверглась острой критике. Оппоненты Министерства образования высказались в том плане, что чиновникам не следует вторгаться в компетенцию учредителей и мешать нормальному учебному процессу. Некоторые увидели здесь не только тенденцию ограничения университетской автономии, но и стремление «притормозить» успешного конкурента госвузов. Тогда в Палате представителей одни депутаты инициативу министерства поддержали, другие назвали не соответствующей духу времени. И вот недавно на заседании профильной депутатской комиссии была озвучена информация о включении данной нормы в проект закона «О высшем образовании». При этом председатель комиссии Владимир ЗДАНОВИЧ подчеркнул: «Это решение однозначное и обсуждению не подлежит». Поскольку документ должен еще выноситься на голосование на весенней сессии, то такая категоричность высказывания главы профильной комиссии свидетельствует о его уверенности в поддержке парламента. Почему депутатский корпус не возражает против усиления административных рычагов в управлении частным образованием? Ведь еще недавно многие в Палате представителей не одобряли подобный шаг, а также настаивали на необходимости создать равные условия, в том числе и в налогообложении, для всех вузов независимо от формы собственности. Отвечая на этот вопрос «ЭГ», В.Зданович подчеркнул: «В возникновении предложения о назначении ректоров следует винить тех уже бывших руководителей коммерческих университетов и институтов, которые, грубо нарушив законы, по большому счету скомпрометировали систему частного образования». Глава постоянной комиссии привел несколько примеров, когда государству пришлось распределять по другим вузам «брошенных на произвол судьбы студентов», чтобы они смогли завершить учебу. В.Зданович акцентировал внимание на том, что именно по настоянию депутатов в действующую редакцию Закона «Об образовании» включено положение, в соответствии с которым выпускники коммерческих вузов получают дипломы государственного образца. Тем самым государство на законодательном уровне гарантирует качество образования. Однако в ходе проверок в деятельности частных вузов выявляется очень много недочетов и нарушений. И то, что за последние двенадцать лет число коммерческих вузов сократилось с 20 до 12, по его словам, не стоит расценивать как результат административного давления на частный сектор. Некоторые из них просто не выдержали требований, предъявляемых к организации учебного процесса, состоянию технической базы, кадрам и т. п. Но в оставшихся учится каждый седьмой студент страны, подчеркнул депутат. Кстати, после проверок, в ходе которых выявляются серьезные нарушения, закрываются специальности и в государственных вузах и сами госучреждения образования. В качестве примера депутат назвал Высшую школу туризма, ранее работавшую при Белгосуниверситете. Отметил В.Зданович также недостаточный кадровый потенциал частных вузов. За последние три года количество докторов наук в них уменьшилось на 22%, кандидатов наук — на 11%. В итоге на одного штатного преподавателя приходится 30 студентов (в госвузе — 14). Поэтому постоянная комиссия и поддержала предложение Минобразования о назначении ректоров. По мнению депутатов, эта норма — после принятия и вступления законопроекта в силу — позволит ликвидировать вышеперечисленные недостатки и гарантировать качество подготовки специалистов. ВМЕСТЕ с тем, подчеркнул В.Зданович, в постоянную комиссию поступил документ от ректоров негосударственных вузов с требованием убрать 26 отличий в деятельности вузов в зависимости от формы собственности. Однако депутат считает вполне логичным то, что частные и государственные учреждения образования работают «не совсем в равных условиях». Первые открывают, по его словам, «исключительно прибыльные гуманитарные специальности», где требуется минимум материально-технических затрат на организацию учебы. Так, в 12 частных вузах обучается почти 57 970 человек (причем около 75% этого контингента составляют студенты-заочники), из них по специальностям коммуникации, право, экономика, управление — 55 250. В итоге в стране наблюдается перепроизводство экономистов, юристов и бухгалтеров, которые не могут трудоустроиться, но в то же время ощущается потребность в инженерах, строителях, специалистах агропромышленного комплекса. Их подготовка требует больших расходов — на приобретение техники, оборудование лабораторий и т. д. и является заведомо убыточной. Для устранения столь явного и опасного для страны кадрового дисбаланса правительство было вынуждено вмешаться и волевым порядком сократить набор на невостребованные рынком гуманитарные специальности во всех вузах. И одновременно дать задание государственным увеличить подготовку специалистов инженерно-технического и сельскохозяйственного профиля. Прозвучал и еще один аргумент в пользу «не совсем равных условий»: госучреждения образования несут нагрузку и в связи со льготами (в т.ч. снижение оплаты за обучение), которые предоставляются выходцам из малообеспеченных и неполных семей, детям погибших или ставших инвалидами «афганцев» и т. д. Вот и вынуждено государство, по словам В.Здановича, компенсировать такую дополнительную нагрузку на госвузы снижением для них налогов: «Если бы мы выравняли налоговую нагрузку, мы бы просто повалили госвузы». — Как только частные вузы начнут подготовку специалистов в области ядерной физики, приборостроения, нанотехнологий, космической техники или появится хотя бы одно частное ПТУ, где готовят каменщиков и слесарей, парламент добьется для них выравнивания условий по налогообложению, — подвел итог председатель постоянной комиссии. В ходе разговора он также упомянул, что депутаты предлагают решить вопрос о предоставлении студентам коммерческих вузов бесплатного медицинского обслуживания и льготных кредитов для получения образования. НЕ СО ВСЕМИ доводами В.Здановича можно согласиться. Ведь именно для контроля за качеством преподавания введены институты аттестации и аккредитации учебных заведений. Однако отмечу, что проблема усиления контроля и надзора в этой сфере сегодня актуальна почти для всех стран СНГ. Стремительный прирост платных услуг часто не способствует повышению уровня подготовки кадров. Не случайно Минобразования и науки РФ недавно пролоббировало поправки в законы, согласно которым кандидат на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения теперь кроме одобрения ученого совета вуза должен получить также поддержку специальной аттестационной комиссии (до сих пор все ректоры избирались учеными советами). По мнению разработчиков российского законопроекта, аттестационная комиссия — а в ее состав входят представители власти, общественных организаций, ученые — обстоятельно подойдет к оценке профессиональных качеств каждого из кандидатов, особенно в тех случаях, когда на должность претендует человек, не имеющий профессиональной подготовки или ученого звания. Анна РАДЮК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ректоров негосударственных вузов должен назначать и увольнять министр образования по представлению учредителей учебных заведений. Такое положение вклю
|
|