Как организовать производственную практику ...Многие наниматели подчеркивают, что выпускники учебных заведений не умеют рационально применять полученные знания на практике и работать в команде, их этому надо учить. Сегодня в Беларуси наблюдается любопытная тенденция: наряду со значительным количеством невостребованных на рынке экономистов на предприятиях не хватает современных специалистов — управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. Помочь решить эту проблему, считают эксперты, в определенной мере могла бы правильно организованная производственная практика. Во-первых, сроки преддипломной «стажировки» следовало бы увеличить, во-вторых, студента должен постоянно опекать опытный специалист. Пока что организация прохождения производственной практики старшекурсников для руководства любого вуза — непростой вопрос. Предприятия не очень охотно берутся обучать студентов, у них и без того забот хватает. А без такой практической «обкатки» молодому человеку сложно освоиться в трудовом коллективе, куда он попадает по распределению. Как правило, в вузах этот вопрос решается следующим образом. Часть мест для прохождения практики предоставляется на основании заключаемых с предприятиями договоров, остальные студенты ищут самостоятельно (обычно с помощью родителей и знакомых). Естественно, сложившийся порядок ставит значительную часть студентов в условия формального прохождения практики. Кстати, подобная проблема характерна для многих стран бывшего Союза. В Госдуме РФ, например, обсуждается вопрос о необходимости создания в стане хорошо сбалансированной системы прохождения производственной практики, вроде той, которая существовала в СССР, но с привлечением в эту сферу бизнеса. Несмотря на возражения работодателей (мол, мы платим нешуточные налоги, поэтому расходы на профподготовку кадров пусть несет государство), россияне предлагают позаимствовать опыт промышленно развитых стран, например немецкую систему, где государство финансирует только общеобразовательную подготовку молодежи, а профессиональную — бизнес-сообщество. Российские законодатели пока что спорят, как создать оптимальную систему стимулов, прежде всего в налогообложении, чтобы бизнесу стало выгодно вкладывать деньги в образование. В перспективе планируется создать на производстве специальные учебные и научно-исследовательские центры, где студенты могли бы на практике совершенствовать свои знания. Предстоит также решить вопрос доплаты руководителям практики, организаторам производственного обучения и т. д. Белорусское правительство также работает над решением этой далеко не простой проблемы. Некоторые преподаватели считают необходимым для организации производственной практики студентов госвузов включить систему госзаказа. Понятно, что расходы должен нести госбюджет. Есть и другие предложения, но пока что они не проработаны, а формулируются лишь на уровне идей. В комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу на вопрос корреспондента «ЭГ» ответили, что в плане подготовки законопроектов на 2007 г. такая тема не значится. Однако она чрезвычайно актуальна, поэтому при работе над проектом Кодекса об образовании, который поступит в парламент в этом году, депутаты обязательно ее рассмотрят. Андрей КАРПОВ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Многие наниматели подчеркивают, что выпускники учебных заведений не умеют рационально применять полученные знания на практике и работать в команде, их
|
|