Теневую экономику ждут неприятности:Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями 70 лет. К этому знаменательному событию была приурочена пресс-конференция, на которой начальники управлений контролирующих структур УБЭП МВД, ДФР КГК и МНС рассказали журналистам о своих достижениях и проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в работе. Теневая экономика в Беларуси все же существует, и с немалыми оборотами, признали представители контрольных ведомств. Более того, методы преступной деятельности постоянно совершенствуются, поэтому для выявления и пресечения незаконной деятельности в управлениях МВД, КГК и МНС постоянно работают аналитические группы, изучающие причины и способы совершения махинаций. Серьезным недостатком, мешающим более успешному раскрытию экономических преступлений, зачастую являются пробелы в законодательстве, работающие на руку злоумышленникам. Так, проанализировав преступления, совершаемые в строительной отрасли, МВД внесло в правительство предложение об упрощении процедуры выделения земли под застройку для исключения коррупции. По словам начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Виктора Ермакова, предполагается, что получение участков будет происходить по принципу «одного окна», с подачей заявки одному чиновнику, который передаст документы тендерной комиссии, решающей вопрос без контакта с претендентом. Виктор ЕРМАКОВ: «Отказываться от проведения оперативных экспериментов мы не намерены» Часто при получении оперативной информации о вымогательстве взяток УБЭП проводит оперативные эксперименты. Однако они в большинстве случаев заканчиваются на посредниках, не доходя до настоящих преступников. По словам В.Ермакова, сложность в том, что несмотря на существующую договоренность между МВД и Нацбанком о выделении средств для проведения оперативных экспериментов ответственность за них несут должностные лица УБЭП, а суммы большие. «Если сумма взятки превышает 100, 200, 500 тыс. USD и у нас нет гарантии возврата этих средств, мы приостанавливаем разработку. Задокументировать факт взятки очень сложно», — отметил В.Ермаков. Однако отказываться от таких мероприятий в МВД не намерены. Как рассказал В.Ермаков, именно с помощью эксперимента было доказано получение взятки в 500 тыс. USD при получении участка под строительство. Подразделения УБЭП МВД в прошлом году выявили также около 80 преступлений, совершенных банковскими работниками. В отношении ряда должностных лиц коммерческих банков вынесены обвинительные приговоры по уголовным делам. Евгений МОЧАЙЛО: «История с Джем-Банком изменила психологию банковских руководителей» После громкого разбирательства с Джем-Банком, двое руководителей которого были приговорены к 11 и 12 годам лишения свободы, психология банкиров все же изменилась, сказал заместитель директора Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Евгений Мочайло. По его словам, изменилась также и работа надзорных органов Нацбанка, которые стали уделять больше внимания предупреждению повторения подобной ситуации. «Ситуация с Джем-Банком стала сдерживающим фактором для соблазна совершить преступление в банковской сфере прежде всего из-за того, каким образом были доказаны факты преступления», — сказал Е.Мочайло, отметив, что это дело было очень сложным и запутанным. В то же время, по словам Е.Мочайло, работа по пресечению преступлений в банковской сфере продолжается: «Дело по Джем-Банку не единичное, просто мы не хотим провоцировать и беспокоить вкладчиков и стараемся не афишировать такие уголовные дела. Есть такая поговорка: деньги любят тишину». В настоящее время в отношении должностных лиц коммерческих банков Комитетом госконтроля возбуждено 18 уголовных дел, но, по словам Е.Мочайло, действия отдельных сотрудников банков совсем не означают, что сами банки работают плохо. Сергей КОМОРНЫЙ: «Налоговые проверки будут сокращаться, но на их качествеэто не отразится» Налоговые органы продолжают тенденцию сокращения количества проверок субъектов предпринимательской деятельности. В 2006 г. налоговых проверок было проведено на 22,5% меньше, чем в 2005 г., а по сравнению с 2004 г. — на 32,6%. При этом доходность и результативность проверок в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 5%. Вместе с тем при планировании проверок в налоговых органах станут более тщательно подходить к проверяемому объекту и к теме проверки, заявил начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Сергей Коморный. По его словам, в отношении предприятий, постоянно и своевременно уплачивающих налоги, МНС подготовлен проект указа о добросовестном налогоплательщике, с которым «налоговые органы будут работать несколько иначе». Одним из главных направлений в работе налоговиков остается тесное сотрудничество с правоохранительными органами, совместно с которыми разработаны планы мероприятий по борьбе с коррупцией и контрабандой. По словам С.Коморного, после введения в 2005 г. маркировки ряда товаров контрольными знаками поступления в бюджет составили около 2,9 млрд. Br, а значительные объемы продукции вышли из сферы теневого бизнеса. В частности, с мая по декабрь 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла реализация масла моторного более чем на 22,8%, масла растительного — на 41,5%, рыбных консервов — более чем на 45%. С.Коморный также сообщил, что перечень маркируемых товаров может быть расширен и сейчас такие предложения рассматриваются и согласовываются. Информация к размышлению В 2006 г. МВД было зарегистрировано 8 тыс. экономических преступлений, большинство из которых относится к тяжким и особо тяжким. Из них около 1000 — взяточничество и 2000 — хищения (причем половина — в особо крупных и крупных размерах). Напомним, что согласно Уголовному кодексу РБ крупным размером (ущербом в крупном размере) признается ущерб, в 250 и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным — в 1000 и более раз превышающий размер базовой величины. К уголовной ответственности привлечено порядка 3000 человек, из них каждый шестой — за взяточничество. Факты хищений путем злоупотребления служебными полномочиями составили порядка 900, служебных подлогов — более 800, злоупотреблений властью или служебными полномочиями — 400. Больше всего ущерба государству, по данным МВД, наносят экономические преступления, совершаемые в строительстве и на рынке нефтепродуктов. Так, в прошлом году в сфере строительства выявлено около 300 преступлений (из них более 80 фактов — хищения путем злоупотребления служебными полномочиями и свыше 70 фактов взяточничества). Рост поставок некондиционного топлива предприятиям с долей государства также стал головной болью для подразделений МВД. Как правило, преступные группы приобретают печное и реактивное топливо, керосин и после их смешивания поставляют потребителям под видом дизтоплива. В результате с учетом затрат его стоимость выходит практически в два раза меньше дизельного. Так, выявленной преступной группой, возглавляемой уроженцами Азербайджана, в общей сложности было совершено более 60 фактов поставок лжетоплива предприятиям Гомельской, Гродненской и Минской областей, в том числе и на АЗС. Кроме того, в Беларуси идет масштабная борьба с незаконным ввозом и оборотом алкоголя и фальсифицированных спиртных напитков. За истекший год сотрудниками УБЭП изъято свыше 647 тыс. л спирта, более 380 тыс. л ликероводочных изделий, вина и пива, а также выявлено порядка 20 фактов изготовления и реализации фальсифицированной алкогольной продукции. В УБЭП постоянно отслеживают вывоз драгоценных металлов и камней за пределы республики. В 2006 г. установлено 600 фактов, связанных с нарушением правил о сделках с драгметаллами, и изъято более 16 кг золота и порядка 700 драгоценных камней. Выявление преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, также является одним из основных направлений деятельности УБЭП МВД. В минувшем году установлено более 80 случаев противоправных действий таможенников, 37 человек привлечено к уголовной ответственности. Большинство преступлений осуществлялось как рядовыми сотрудниками, так и руководителями высшего звена на протяжении длительного времени и по заранее спланированным схемам. Наиболее частыми были случаи занижения стоимости или сокрытия от таможенного оформления ввозимого груза с целью уменьшения уплаты взимаемых таможенных платежей; непривлечения к ответственности лиц, совершивших таможенные правонарушения, и возвращения им товара, подлежащего конфискации; составления фиктивных статдеклараций с искусственным занижением количества ввозимого товара и оказания услуги в использовании более выгодного таможенного режима. УБЭП активно противодействует распространению поддельных денежных знаков. В прошлом году зарегистрировано около 2200 фактов сбыта фальшивок (в основном это американские 100-долларовые купюры), из них 230 фактов сбыта поддельных банкнот Нацбанка РБ различного номинала. Показательно, что количество фактов сбыта поддельной российской валюты, в основном номиналом 1000 рублей, увеличилось более чем в два раза. Сотрудники УБЭП ведут постоянную работу по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. В 2006 г. у нарушителей было изъято свыше 60 тыс. единиц контрафактной аудиовизуальной продукции. Елена БЕРШАТСКАЯ У наших соседей По данным статистики, опубликованным на сайте МВД России, в 2006 г. было выявлено 489 тыс. преступлений экономической направленности. Ущерб по этим преступлениям по оконченным уголовным делам составил 127,6 млрд. RUB, в т.ч. по налоговым преступлениям, выявленным органами МВД, — 56,9 млрд. Разбивку по конкретным статьям Уголовного кодекса за 2006 г. сайт МВД не приводит. Интересно, что в 2005 г. в сравнении с 2004 г. ущерб от экономических преступлений вырос в 5,1 раза — с 270 млрд. RUB до 1,399 трлн., в т.ч. по налоговым преступлениям — с 79,8 млрд. RUB до 711,5 млрд. Зато в 2006 г. ущерб от экономических преступлений, по данным МВД РФ, упал более чем в 10 раз по сравнению с позапрошлым, хотя количество таких преступлений выросло на 11,8%. Аномальный прирост ущерба от экономической преступности в 2005 г. — до 1,4 трлн. RUB — наши соседи объясняют кампанией по борьбе с незаконным предпринимательством, пресловутым делом ЮКОСа, приписками в статистике. Впрочем, как пишут «Ведомости», причиной статистических колебаний может быть и то, что в 2006 г. объем выявленного ущерба перестал быть критерием оценки работы борцов с экономической преступностью. Кроме того, эти колебания, по мнению российских экспертов, косвенно могут указывать на рост коррупции в органах: сотрудники занижают выявленный ущерб, вступают в сговор с обвиняемыми и затем присваивают часть имущества, нажитого преступным путем. Но если не пойман Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
контролирующие органы еще больше консолидируются
|
|