21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Увести Советы от хозяйственных дел

26.08.2009 08:40 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Cовет по взаимодействию органов местного самоуправления, созданный совсем недавно при Совете Республики, уже успел на практике доказать свою жизнеспособность. Одно из направлений работы «новорожденного» — проведение «круглых столов» на базе Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь с участием председателей Советов депутатов первичного уровня. Практика показывает, что это одна из наиболее удачных форм работы по обсуждению моментов, касающихся реализации Указа Президента № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения».

В этот раз на встречу с председателями сельских и поселковых Советов, кроме ответственного секретаря Совета по взаимодействию Алексея Степаненко и начальника отдела региональных бюджетов главного управления бюджетной политики Министерства финансов Зои Якимович, был приглашен председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам Анатолий Новиков. Вначале Анатолий Николаевич выступил с небольшим докладом о работе возглавляемой им комиссии, подробней остановился на принятом летом прошлого года Законе «Об общем среднем образовании», в частности, сакцентировал внимание на изменении нормативов по наполняемости классов и попросил председателей проконтролировать их исполнение в следующем учебном году. Далее участники «круглого стола» перешли к непосредственному обсуждению Указа.

Алексей СТЕПАНЕНКО:

— Прошло уже 4 месяца, а кроме проведения совещаний в практическом плане совершенно мало сделано. Мы не хотим заорганизовывать нашу встречу, у нас должен быть предельно честный, откровенный разговор: что удалось, что не удалось, что нужно со стороны Совета по взаимодействию. Некоторые пытаются критиковать Указ, мол, не все там есть. Конечно, не все! Это естественный процесс. Самое главное — то, что в нем речь ведется о повышении статуса органов местного управления и самоуправления. Я подчеркиваю — статуса и роли! — в решении вопросов жизнеобеспечения населения. А мы порой забываем об этом. Сегодня я хочу услышать от вас: как нам поднять статус местных Советов, статус представительной власти на местах, статус депутата, начиная с сельского Совета? Наша задача сегодня — максимально убрать на местах все проблемы, «камни», а не тянуть их «наверх». Что нам мешает? Я считаю, что роль депутатов, особенно сельских, а кое-где и районных, пока невысока. Хотя во время последних выборов в местные Советы я заметил, что есть желающие стать депутатами. Кое-где даже разворачивались суровые баталии за право стать депутатом.

Валентина ГАМАНЬКО, председатель Освейского сельского Совета депутатов Верхнедвинского района Витебской области:

— В Указе ничего не сказано о передаче уличного освещения специализированным организациям. Они обслуживают линии, меняют лампочки, но снимаем показания мы и платим мы. А когда хотим себя проверить и едем к ним — показания не сходятся. Должен быть один хозяин над уличным освещением. Так как лимит у нас маленький, мы вынуждены отключать уличное освещение с апреля по сентябрь, а это нарушение социальных стандартов. Далее, в Указе сказано: провести в течение 6 месяцев инвентаризацию систем водоснабжения и дорог и передать их спец-организациям. Все это мы сделали. Но у меня возникла проблема: в Указе не упоминаются улицы населенных пунктов (только дороги!). У меня в г.п. Освея 35 улиц. Как их передать, если в Указе про это ничего не сказано?

Алексей СТЕПАНЕНКО:

— По уличному освещению здесь вы не совсем правы. В Указе есть положение о благоустройстве, которое предусматривает в том числе и освещение улиц. Обычно эти вопросы регулируются на уровне района. Показания счетчиков вы должны снимать вместе с представителем энергообеспечивающей организации. Если сегодня отдать уличное освещение энергетикам, завтра никакой бюджет района, области не выдержит такой денежной нагрузки. Вы говорите, что пока не хватает средств по уличному освещению для выполнения социального стандарта. Но вы знаете, это связано с той ситуацией, которая сложилась с ценой на газ. Что касается дорог и улиц. Дороги есть внутрихозяйственные, внутрипоселковые, местного и республиканского значения. Когда вы четко с этим разберетесь, у вас появится хозяин для каждой. Если, конечно, это не улица, где никогда никакой работы по поддержанию и ремонту не проводилось, даже подсыпки. Она ни у кого на балансе не стоит, вы не сможете ее никому передать. Решить все проблемы одним Указом не получится — это достаточно долговременная работа. Но один из председателей сельского Совета рассказал мне, что у них в районе на этот год сельисполкомам специально выделили средства, чтобы на каждую улицу каждого населенного пункта составить паспорт. Потом их можно будет легко передать. Что же касается дорог, на обустройство которых выделялись определенные средства и которые имеют балансовую стоимость, — я подчеркиваю — они должны быть переданы спецорганизациям. В последующем, на одно из заседаний Совета по взаимодействию мы намерены пригласить дорожников и рассмотреть с ними все сложные вопросы.

Вы сегодня должны четко подсчитать свои затраты и определить, какой процент их покрывается за счет собственных доходов. Указ предполагает 3 основных источника вашего финансирования: это доходная база, местные налоги и сборы, дотации из бюджета. Мы прикинули и получили, что в среднем по стране процент покрытия затрат за счет собственных средств бюджета первичного уровня составляет 13,7. Есть Советы, которые сегодня имеют 43 процента, а есть и такие, где эта цифра — 3—5 процентов. В ближайшее время будет уточнение бюджета, какие-то деньги вы получите.

Владимир ЯЦКЕВИЧ, председатель Пружанского сельского Совета депутатов Пружанского района Брестской области:

— Кое-что по реализации Указа мы уже сделали, например, провели инвентаризацию. Но мы во многом ограничены в средствах. Так, в статье на благоустройство нам заложено только уличное освещение, больше ни на что денег не предусмотрено. Мы вынуждены идти на непопулярные меры: собирать деньги с граждан, обращаться к руководителям хозяйств. Своими силами ни один вопрос мы решить не можем, а хотелось бы. В Указе нам определены 4 основных показателя формирования бюджета, но сегодня, например, земля меньше востребована. По этой статье доходов мы получим меньше, чем планировалось. Ожидается неисполнение бюджета.

Алексей СТЕПАНЕНКО:

— Сколько вам необходимо для нормальной работы с точки зрения бюджетного обеспечения на одного жителя? И сколько вы имеете? Вы упомянули 4 источника, я с вами не согласен. По моим подсчетам их около 18. Не все они, конечно, подходят для каждого Совета. На сколько процентов вы погашаете затраты за счет своей налоговой базы?

Владимир ЯЦКЕВИЧ:

— Примерно на 15—20 процентов.

Алексей СТЕПАНЕНКО:

— Такого не бывает. В каждом Совете своя налоговая база, свои возможности. Если бы вы сказали конкретную цифру, был бы предметный разговор. Для чего мы здесь с вами встречаемся? Чтобы владеть конкретной информацией. Например, вы бы сказали, что на уличное освещение у вас, как показала практика, уходит 7—8 млн или 22 млн рублей. Столько-то покрываю, еще столько-то не хватает. А то «дай-дай!» При всех нормативах и стандартах мы дол-жны где-то и экономить. Одно из главных направлений, как подчеркнул Президент, — рачительность, бережливость, экономия. Коль речь идет о повышении роли Совета, мы должны находить свое место в решении всех тех проблем, которые стоят перед нашим обществом.

Николай ПЕТРУЧЕНЯ, председатель Обольского сельского Совета депутатов Шумилинского района Витебской области:

— Хотелось бы уточнить по инвентаризации. Мы провели ее по сетям водоснабжения, канализации, дорогам. Вопрос возник по городскому поселку. У меня там 3 тысячи человек, 38 улиц. Дороги до поселка приняты на баланс, а внутри паселка — нет. Коммунальное хозяйство утверждает, что частные улицы не у них. Получается, что сегодня эти улицы «висят в воздухе», они ничьи. Будет ли как-то решаться вопрос именно по городским поселкам?

Хочу поднять вопрос по штатной численности. Мы не требуем лишнего количества ставок. У нас сегодня вопрос решается взаимозаменяемостью. Кто сегодня остался в штате сельисполкома? Председатель, секретарь, бухгалтер. Без председателя еще день-два в исполкоме могут обойтись. А если заболеет секретарь? Бухгалтер не имеет права выполнять его работу. Значит, я должен бросать все и заниматься этим. А у меня в сельсовете — 4 тысячи жителей.

Алексей СТЕПАНЕНКО:

— Коль у нас столько финансовых вопросов, я попрошу выступить Зою Николаевну, которая даст вам исчерпывающие ответы. Единственное, что хочу отметить: мы с вами немножко сориентировались не в ту сторону, больше беседуем как председатели сельисполкомов. Я вас понимаю, вы же в одном лице председатели Совета и исполкома. Но Президент на совещании 18 марта сказал, что нам надо увести Советы (подчеркиваю — Советы, а не исполкомы) от хозяйственных дел. В соответствии с законодательством, Совет должен выполнять контролирующую функцию: по дорогам, по системе водоснабжения, по канализации. Мы должны сосредоточить внимание на работе с населением.

Зоя ЯКИМОВИЧ:

— В части реализации Указа № 21 Министерство финансов провело следующую работу. Мы собрали проблемные вопросы со всех областей и подготовили разъяснения «О некоторых вопросах по реализации Указа Президента Республики Беларусь № 21». В апреле они были разосланы финансовым управлениям облисполкомов.

В текущем году должны быть проведены сессии Советов первичного уровня по уточнению бюджетов — максимально под требования Указа. Например, в Гомельской области из-за чернобыльских проблем в трех районах вообще не формировались бюджеты первичного уровня. Но существующее законадательство и в первую очередь Конституция не дает на это права. Каждой административно-территориальной единице должен соответствовать свой бюджет. У кого бюджеты были сформированы — уточните их. Закон «О местном управлении и самоуправлении» дает полномочия Советам регулировать доходы. Многие пересмотрели нормативы своих отчислений. Кто-то убрал подоходный налог как регулирующий источник, заменил его датациями или отчислениями от местных налогов и сборов. Где этого не успели — отрегулировали дотации. Может случиться, что ввиду уточнения бюджета дотационность значительно возрастет. Ну и что? Завершить год надо. С финансовой точки зрения бюджет не должен ослабевать.

В части финансирования вопросов благоустройства. Если вам заложили в статью расходов только освещение, а требуется текущий ремонт улиц — прорабатывайте этот вопрос. Вносите улицы в титульный список объектов, подлежащих ремонту РПП ЖКХ. Пусть не все сразу, поочередно. Финансирование тогда будет идти из района. Кроме того, никто не запрещает, а Указ предусматривает возможность утверждения программы по своим направлениям — благоустройству, социально-культурной сфере и т.д. Но это больше приемлемо для бюджетов с нормальной доходной базой.

Александр МАКРУШИЧ, председатель Ладеникского сельского Совета Новогрудского района Гродненской области:

— Скажите, а можно ли использовать на нужды сельсовета свободные остатки, скопившиеся в конце года?

Зоя ЯКИМОВИЧ:

— Можно направить на свои нужды остатки, сложившиеся на 1 января. Далее на год эти остатки не учитываются — бюджет уже сформирован и сбалансирован.

Записала Инга МИНДАЛЕВА.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Cовет по взаимодействию органов местного самоуправления, созданный совсем недавно при Совете Республики, уже успел на практике доказать свою жизнеспос
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика