Глядя на то, с какой легкостью лучшие экскаваторщики страны управляются с рабочим оборудованием "Антеев", я стоял и думал: "До чего все-таки дошел прогресс!" Ведь еще каких-то 25-30 лет назад работа оператора экскаватора на автомобильном шасси выглядела, мягко говоря, иначе.
Во "всемирной паутине" есть сайт, посвященный технике инженерных войск Советской Армии, среди которой были и автомобильные экскаваторы. Таковым был, в частности, Э-305 на шасси КрАЗа-"лаптежника". Привод рабочих органов у Э-305 был тросово-блочным, а на вооружении Э-305 состоял до середины 1970-х гг. Вот что вспоминает об этом "идеологическом предке Антеев" Ю.Г. Веремеев - автор этого тематического сайта и офицер инженерных войск: "Для копания приходилось пользоваться одновременно двумя педалями и тремя ручками, причем педали были настолько тугие, что при весе 70 кг мне буквально надо было стоять на них. Для опускания стрелы или рукояти надо было нажать соответствующую педаль, а для подъема - педаль и нужную ручку, причем педаль нажать на полсекунды раньше, чем тронуть ручку. Если учесть, что для совершения цикла копания надо было одновременно опускать рукоять и поднимать стрелу, потом наоборот, затем обе в одном направлении... а для поворота платформы рук уже не хватало, то работа экскаваторщика напоминала пляску умалишенного. После первого получаса обучения работе в кабине экскаваторщика я был мокрым от пота, и, увидев, сколько выкопал за это время, пришел к выводу, что лопатой сделал бы больше и устал бы гораздо меньше. А впереди через месяц был еще экзамен, который я сдал, но сохранил на всю жизнь отвращение к этой машине. Особенно после того, как после занятий мы, курсанты военного училища, тратили долгие часы на распутывание клубков из запутанных тросов под язвительными замечаниями инструкторов старшин-сверхсрочников вроде: "Это вам не сопромат, здесь и головой надо думать, и руками работать. Дурная голова рукам покоя не дает. Руки у вас из ... растут".
Почувствовали разницу? Думаю, что почувствовали. В середине семидесятых годов Э-305 был заменен уже гидравлическим экскаватором ЭОВ-4421 на шасси все того же КрАЗа, более производительным, легким в управлении. Очень много Э-305 практически сразу отправили в металлолом. Первый раз "живьем" эту машину я и видел на "сырьевом складе" завода "Вторчермет" в Гатово. Однако сейчас все желающие ознакомиться с этим "памятником эпохи" имеют такую возможность. Э-305 есть в экспозиции музея "Линия Сталина" под Минском.