Александр Тимошкин для меня — почти как член семьи. Любимый фильм своего мужа «И на камнях растут деревья» я знаю наизусть. Пожалуй, ничто другое в домашней коллекции видеокассет не пересматривается у нас так часто, как эта историческая драма. «Сейчас так не снимают», — вздыхает супруг... Но и в других домах глубокий голос этого артиста звучит ничуть не реже, чем в моем собственном. Профессия диктора хоть и осталась в прошлом, но его функции — информировать о новых проектах телеканала, анонсировать фильмы, заслуживающие внимания, интриговать зрителя, наконец, — они сохранились. За кадром... Вот уже три года заслуженный артист Беларуси Александр Тимошкин «работает» закадровым голосом Первого Национального телеканала. А вы и не знали?
— Поначалу сложно было, — вспоминает Александр Михайлович, как вживался в непривычное «амплуа» на телевидении.
— Вам — и сложно? С таким–то профессиональным «багажом»...
— Действительно, к этому времени у меня был изрядный опыт дубляжа фильмов, я сотрудничал с Международным французским каналом... Но это все другое. Рассказать парой предложений о фильме, которого ты не видел, причем так, чтобы его захотелось посмотреть, найти правильную эмоцию, интонацию... Хотя по–своему это интересно.
А как ругала меня преподавательница сценической речи с аристократической фамилией Пушкина в Щукинском! Говорила: «Никогда ты, Тимошкин, не будешь со сцены нормально разговаривать!», и при этом упорно учила меня упражнениям, чтобы я мог избавиться от своего белорусского говора. Говор–то еще ладно — до шестого класса я букву «р» не выговаривал! Но как–то умудрился замаскировать этот дефект речи на вступительных экзаменах в Щукинское училище, а после даже стал дублировать картины на киностудии Горького. И сейчас периодически дублирую... В свое время озвучка фильмов помогла мне не отчаяться, когда перестали предлагать достойные роли. И хотя многих моих коллег возмущает ситуация, когда в кино их озвучивает другой, вспоминаю, как один очень известный актер посмотрел фильм, где его герой говорит моим голосом, и после этого предложил выпить в знак примирения. Ведь на озвучке можно и «доиграть» за артиста, и смягчить некоторые моменты, где он «переиграл»...
— Актерское самолюбие вообще очень уязвимо. А если ваш сын решит избрать актерскую карьеру?
— Постараюсь научить его не отчаиваться. Но менять профессию, когда ты сам ее выбрал, — это последнее дело.
— Тем не менее что такое актерский успех, вы узнали еще в ранней юности. Фильм Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья» про славянского парня, попавшего в плен к викингам, сразу приобрел тысячи поклонников...
— Тогда мне казалось, что это был успех. Но сейчас я смотрю на свою профессию несколько иначе. Популярность — еще не успех. Успех — это признание, которое далеко не всегда зависит от того, как часто ты мелькаешь на экране... Ну и поклонники 20 лет назад были другие, письма писали... Одна девушка, помню, даже написала: «Я знаю, что вы женаты, но если вдруг когда–нибудь что–то случится, знайте, что есть человек, который вас ждет». Тогда это было смешно, но над подобными откровениями я больше не иронизирую. Женщины вообще куда романтичнее мужчин, их чувства к кумиру всегда искренни.
— В последние годы вы снимаетесь очень редко...
— Знаете ли, в какой–то момент я понял, что наступило другое время. Кинематограф изменился. Мне уже не предлагали то, что хотелось... Я ведь снимался у очень хороших режиссеров. Станислав Ростоцкий, Михаил Пташук, Сергей Микаэлян, Сергей Колосов — это были мэтры советского кино. При этом они настолько внимательно относились к артистам, что это наложило серьезный отпечаток на всю мою дальнейшую судьбу. Если сейчас меня зовут сниматься и даже не предлагают почитать сценарий — такой проект для меня не существует. У актера должно быть право выбора... Мой учитель Юрий Васильевич Катин–Ярцев, к которому выстраивались очереди из желающих у него поучиться, а я поступил случайно...
— Неужели так бывает?
— На предварительном прослушивании в Белорусский театрально–художественный институт мне сказали: «Молодой человек, вам лучше идти в технический вуз». Я согласился, но перед тем как подать документы в радиотехнический, поехал-таки с друзьями за компанию в Москву попытать счастья в «Щуке». К сожалению, кроме меня, никто больше туда не поступил... Так вот, Юрий Васильевич говорил: «Что бы вы ни делали, за что бы ни собирались взяться, всегда думайте, в чем прелесть этой темы». Я это запомнил, хотя по молодости не вдумывался в смысл его слов. Но с годами они стали для меня главным ориентиром в профессии.
— А почему вы не остались в Москве?
— Даже не знаю, как объяснить... У меня уже сложились отношения с кинематографом, был большой выбор, но в Москве я чувствовал себя как–то некомфортно. Мечтал вернуться в Минск, домой... Мечтал поработать с Борисом Ивановичем Луценко, который пришел тогда в Театр киноактера...
— Возрождение национального кинематографа сегодня многие связывают с историческим кино — тема, мол, для нас еще неизбитая, неразработанная...
— На мой взгляд, такое кино для «Беларусьфильма» сейчас — очень сложная задача. Дело даже не в деньгах — далеко не все в кино решают деньги. Скажем, у Ростоцкого работали лучшие в Советском Союзе художники–постановщики, художники по костюмам, по гриму... На «Беларусьфильме» таких специалистов практически не осталось — одни уехали в Россию, другие занялись рекламой. Молодые режиссеры уезжают... Пару лет назад я снимался в детском тележурнале «Та–ра–рам», сюжет делал ученик Пташука Саша Кононович — за 10 минут нашего общения он не сказал ни единого лишнего слова! А теперь и он работает в Москве... Но со временем, я уверен, все наладится. Еще один парень с курса Пташука, Андрей Голубев, снимает сейчас полнометражный приключенческий фильм, в котором предложил мне роль... Кстати, и Михаил Пташук, который также окончил Щукинское, приглашал меня сниматься в каждом своем фильме — только, к сожалению, у меня не всегда получалось...
— Ага, значит, современный кинематограф все–таки занимает некоторое место в вашей судьбе...
— На сегодняшний день мне интересно работать с Дмитрием Астраханом — у него колоссальный театральный вкус, он всегда четко знает, что хочет от актера. Сейчас в новом сериале Дмитрия Ханановича «Иго любви» я играю роль влюбленного губернатора, безудержное чувство которого ломает счастье его семьи, да и его собственную судьбу тоже... Не знаю, получится ли сыграть так ярко, как написано, — а сценарий очень яркий. В нашем Театре киноактера уже 14 лет идет спектакль «Мы идем смотреть Чапаева» по пьесе Олега Данилова — по этой пьесе практически тогда же Астрахан снял картину «Ты у меня одна». И вот теперь снова Данилов, многосерийная историческая мелодрама «Иго любви»...
— То есть сниматься у Астрахана для вас не зазорно даже в сериале?
— Не зазорно. Тем более что там снимаются и Олег Табаков, и Дмитрий Харатьян — актеры не только популярные, но и признанные...
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.